Я родом из детства - как человек и педагог. Родилась и выросла в Советском Союзе. Ходила в самый лучший в мире детский сад, к самой доброй на свете воспитательнице, была октябренком, верила в дедушку Ленина и счастливое будущее, а еще в мир во всем мире. «Наше общее детство прошло на одних букварях, оттого никому ничего объяснять и не надо» - поется в популярной песне. Поколение, выросшее в это чудесное время, в общественной культуре сегодня называют поколением «X».
 А вот наших детей, тех, с кем мы работаем, относят к поколению «Y, Z». Это поколение отличает высокий уровень технической грамотности, стремление к новым знаниям. «Детство», растущее поколение, которое рядом с нами, в наших руках - какое оно?
Как педагог, могу сказать, что это по-прежнему особый мир со своими правилами, мир фантазии, игры, мир, покрытый тайной и романтикой. Детство привлекает взрослых как мечта, недостижимая и прекрасная. Иногда мы хотим туда вернуться, чтобы еще раз прожить счастливые мгновения, ощутить те самые «запахи и звуки». Нам кажется, что тогда все было лучше, веселее, зеленее.
Детство - это связь поколений, наше прошлое и будущее. Пора открытий, и не всегда приятных. Иногда это обиды и разочарования, моменты смешные и горькие. Это привычки, комплексы, страхи и убеждения. Поступки, чувства, мотивация взрослых на 90% состоят из радостных и не очень образов, заложенных в детстве.
Как воспитывать ребенка, что необходимо дать ему для самого счастливого детства? Человек нуждается в разном опыте, но хотелось бы, чтобы опыт способствовал счастью, творчеству, реализации способностей.
 А когда уходит детство? Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, никогда. Воспитатели не просто «родом из детства», мы и есть само «детство». Мы каждый свой день проживаем с малышами, а для этого необходимо быть на высочайшем уровне, расти и учиться вместе с ними, быть понятными и полезными.
«Не навреди!» - один из главных принципов воспитателя, будь осторожен, чуток, внимателен. Дети полностью зависят от взрослых, и это накладывает огромную ответственность на родителей и педагогов.
Берегите «детство» - нам очень многое нужно для него сделать. Необходимо научить детей понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в нем, научить их мыслить, оценивать, анализировать, сопоставлять, обобщать. Открыть в каждом малыше лучшее, помочь развитию талантливой личности - вот важнейшая задача педагога.
Стремительно меняются мир, политическая и социальная обстановка, уровень технического развития.
Детям поколения «Y, Z» приходится осваивать невероятный поток информации. Клиповое мышление - вынужденное явление в эпоху информационных технологий, у него есть как плюсы, так и минусы. Клиповость приводит к тому, что ребенок утрачивает легкость ассоциаций, живость воображения и эмоциональную тонкость восприятия. Педагогам необходимо приложить все усилия для формирования у ребенка целостной картины мира, где неизвестные факты могут стать выводом из уже существующих законов, а не представлять мир как мозаику разрозненных событий, не связанных друг с другом. Важно развивать аналитические способности и критическое мышление.
 Нам никуда не деться от перемен. Но в то время, когда все мы движемся дорогой инноваций, считаю необходимым сохранить и передать культурный код подрастающему поколению. Культурный код - это не только литература, фильмы, музыка, это в первую очередь традиции народа, семьи. Традиции - неисчерпаемый источник воспитания и развития человека, это память о прошлом, без которого невозможно построить будущее. Они необходимы нам и детям для ощущения постоянства, защищенности, уверенности.
Учить детей искать, творить, формировать положительный образ мира, учить ребенка мечтать. Мечта дает силу и движет нами. Мечта абстрактна - цель конкретна. Мы стараемся учить ребенка цели реализовывать, совершать хорошие, добрые поступки по велению сердца. Мечта, цель должна быть благородной, чтобы хотелось посвятить ей жизнь.
Память несовершенна, наши воспоминания о детстве не более чем иллюзия. Вырастая, мы забываем, о чем мечтали, подменяем свои мечты требованиями и идеалами общества. Но, «от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал В.А.Сухомлинский. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно. Именно этим занимаемся каждый день, здесь и сейчас я, как человек и педагог, мои коллеги, родители.

Наталья СОРОКИНА, воспитатель гимназии №1573:

- Сегодня я участница престижного профессионального конкурса «Педагог года Москвы-2015». Размышления над тем, что подтолкнуло меня к этому шагу, кто дал мне уверенность в своих силах, привели меня к теплым воспоминаниям детства, и перед мысленным взором встал образ мамы. Мне захотелось написать ей.
«Здравствуй, родная! Наверное, ты удивишься, получив от меня письмо, ведь мы постоянно общаемся. У меня часто возникает желание поделиться с тобой своими мыслями, чувствами. И я решила излить их на бумаге.
Что-то заставляет меня вновь и вновь возвращаться мыслями в детство. Именно оттуда все мы родом. Детство хранит наши тайны, может многое рассказать о нас. Из детства мы черпаем нашу силу, таланты, мечты и стремления.
Помнишь, как-то ранним утром мы шли по заснеженным дорожкам в детский сад. Ты крепко держала мою руку. Входим, а там шум-гам! Меня охватили тогда ощущения тревоги и беспокойства. Ты сказала: «Здесь тебя ждет много друзей, увлекательных игр, интересных открытий. А я постараюсь, чтобы с тобой не приключилось ничего плохого и тебя всегда окружали хорошие люди». Оставляя меня в детском саду, ты всегда желала мне удачи, находила ласковые слова.
Помнишь, как праздновали мои дни рождения? Ты всегда приглашала моих друзей. Устраивали разнообразные конкурсы. Все были так счастливы!
А как я влезала в твои туфли на каблуках и смешно ходила по квартире? Конечно, я старалась подражать и копировать тебя! А ты говорила: «Красавица моя».
А помнишь мои первые шаги в музыкальной школе, мечту научиться играть на фортепиано? Неуверенность в своих силах могла помешать мне. Ты, почувствовав это, сказала: «У тебя все получится, а мы обязательно поможем». Твоя любовь, терпение и вера помогли мне успешно освоить инструмент.
 А помнишь, как мы шли по улице мимо бездомного щенка, несчастного и грязного? Папа сказал: «Смотрите, какой он грустный, у него нет дома. Возьмем его себе?» Ты поддержала. Этот случай зародил в моей детской душе желание быть нужной, я поняла, что в наших силах помогать слабым. Поэтому выходные я проводила, ухаживая в приюте за собаками, а летом не без твоей помощи, мама, пристроила в заботливые руки бездомных котят.
 Помню свой первый опыт на кухне. Ты учила меня печь блинчики. Конечно, не обошлось без казусов: мы были все в муке, даже нашей кошке досталось. Но было так весело! Блины получились вкусные, папа оценил наши старания. Ты не сердилась за испачканные шторы, а поддерживала мою самостоятельность и инициативу.
 Не всегда была я послушной дочкой, иногда капризничала и шалила, но у тебя каждый раз хватало такта и терпения в общении со мной, ты признавала во мне самостоятельную личность, и я ежесекундно ощущала твою любовь. Сегодня я прошу у тебя прощения, ведь ближе и дороже для меня никого нет.
Ты была терпелива со мной, и я научилась принимать людей такими, какие они есть. Ты всегда подбадривала меня, и я обрела уверенность в своих силах. Ты часто хвалила меня, и я выросла благодарной. Ты окружала меня заботой и вниманием, и я научилась верить людям.
Помнишь, в 9-м классе я написала сочинение на тему «Выбор жизненного пути», а учительница отправила его на конкурс. Моя работа заняла призовое место. Ты больше меня радовалась моему успеху! Размышления о будущей профессии, желание быть нужной, заботиться и дарить любовь детям внесли ясность при выборе факультета для поступления. Ты поддержала мое решение, помогала готовиться к вступительным экзаменам. Вот как еще один случай из детства определил мое призвание в жизни.
 Помнишь, ты называла меня «Звездочка моя». Мы смотрели в ночное небо, и ты говорила: «У каждого человека есть своя звезда, главное - слушать свое сердце, следовать выбранному пути, упорно трудиться, и твоя звезда станет заметной. Многое в твоей жизни зависит от взрослых, которые тебя окружают. Но есть что-то, зависящее от твоего решения. Стань рулевым своей жизни. Знай, что все тебе по плечу, и верь в свою звезду».
 Я иногда думаю: как бы сложилась моя жизнь, если бы не твоя мудрость, мама? Была бы у меня любимая работа, счастливая семья и уверенность в завтрашнем дне?
Ты дала мне самое ценное - жизнь. Научила принимать решения, трудиться, быть честной - в первую очередь перед собой. Своим примером доказала мне, что есть в жизни настоящая дружба, невыдуманная верность, заслуженное счастье.
Благодаря тебе я стала человеком, который пытается быть беспристрастным, добрым, терпеливым, любящим, способным на сострадание. Я надеюсь, что сумею передать эти качества своему сыну, своим воспитанникам в детском саду.
Я люблю тебя, мама! И этой любви научила меня ты. Спасибо тебе за все, моя родная!»
 Все важные решения мы приняли очень давно. Основная часть жизненного сценария закладывается именно в детстве. Родители - одни из главных авторов нашей судьбы. Благодаря им мы приходим в этот мир, во многом от них зависит, будем ли в будущем успешными, самостоятельными, инициативными или же станем безвольными и закомплексованными. Как же важно, чтобы человека с детства любили, оберегали, понимали и поддерживали!Ринат ФАТТЯХЕТДИНОВ, воспитатель лицея №1571:
- Все имеет начало: жизнь начинается с мамы, детство начинается с игр, игра - с фантазии. Маленький ребенок - это бесконечный мир фантазий, у каждого свой, неповторимый.
Как легко мечтать детям! Воображение не замутнено опытом, все возможно, нет страха и недоверия и можно, словно на качелях, взбираться на безумную высоту, уноситься в облака и мечтать, мечтать, мечтать... Даже дух захватывает, и от легкости и счастья кружится голова.
 Мы родом из детства и все умели мечтать. Но чем взрослее становятся люди, тем труднее верить в чудо. Наш опыт, знания - непреодолимое препятствие, о которое мы спотыкаемся каждый раз, когда хотим раскачать качели своего воображения. Как снова стать ребенком, как вернуться в Детство? Здесь нам, взрослым, серьезным, умным людям, нужна помощь. Чья? Конечно, детей, с их непосредственностью и талантом верить в невозможное. Давайте заглянем в их мир, проснемся детьми, начнем утро с улыбки.
Детство - это всегда праздник, все в мире новое, чистое как высокое лазурное небо в весенний день. Детство - это всегда удивление и поиск: почему нельзя достать солнце, где найти золотой ключик, как стать самым сильным в мире. А самое главное, что все удивительное рядом: вышел на улицу, а там дождь и лужи огромные, уже можно начинать играть! Наступила зима, и лужи превратились в сокровища Деда Мороза, ледяные бриллианты. А лето - это вообще маленькая целая жизнь, полная приключений, восторга и нескончаемых игр. Детство - это мир, полный чудес и ожиданий, в детстве все впереди и все обязательно сбудется и произойдет.
«Тот, кто уже не помнит собственного детства совершенно отчетливо, - плохой воспитатель», - говорила австрийская писательница Мария фон Эбнер-Эшенбах, известная своими цитатами. Задумаемся, как это верно: ребенок не слушает взрослого, когда тот смотрит на него свысока, холодно. Дети не понимают языка логики, лишь язык чувств, эмоций доступен им. Мы не должны «поднимать» ребенка до уровня взрослого, нам нужно встать на одну ступеньку с ним и ВМЕСТЕ пройти по лестнице познания, шагать по пути взросления, и только тогда этот путь будет успешен. Но как же это трудно, гораздо труднее, чем стоять на ступеньку выше и «тянуть» ребенка за руку, шагая не вместе, а вместо него.
Могу дать простой совет, как вернуться в детство и снова стать ребенком. Нужно не учить детей, а учиться вместе с ними. А еще можно сделать такое упражнение по совету Льюиса Кэрролла:
«В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!» («Алиса в стране чудес»). Невозможное возможно, нужно только захотеть, нужно только вспомнить, что все мы были детьми.
Счастлив тот, кто каждый день встречает на своем пути ребенка, смотрит в его глаза и вместе с ним окунается в мир сказок и чудес. Я счастлив! У меня есть такая возможность, и я не просто родом из детства, я продолжаю жить в Мире Детства.

Айна МИТРИЧЕВА, воспитатель школы №183 (дошкольное
отделение №3): 
 - Комната залита солнечным светом... Солнце везде - на стенах, на полу, на зеркале. Пол теплый от солнца, и я бегу по нему босыми ногами, сонная и такая счастливая. Я знаю, откроется дверь - а там мама. Мама, тепло и солнце. Я открываю глаза и понимаю - сон, я опять видела сон, тот самый, «желтый, теплый» сон из детства.
 Детство... Далекая страна или планета, в которой каждый счастлив. Добрая, как сказка, и теплая, как июньское солнце. Там новогодняя елка до потолка и катание на санках. Там самый сладкий сахар и самые лучшие друзья. Как легко, как беззаботно живется там людям, маленьким людям.
 А как живется маленькому человеку в нашем мире? Почему в этом мире встречается все больше детей с глазами взрослого, излучающими не радость и удивление, а страх и беспомощность? И страдают они прежде всего в своих семьях - от непонимания взрослых, от жестокого обращения, от пьянства родителей и от отца, который на глазах у ребенка бьет мать...
 «Взрослые! Вы нас любите?» - «Конечно!» - воскликнут взрослые. При этом одни из них даже не отвлекутся от экрана компьютера или телевизора. Другие бросят эту фразу, пробегая мимо ребенка и потрепав его по щеке. А третьи - осыпав ребенка материальными благами, заменяя ими духовность.
А что такое любовь для маленького человека? Что делает глаза ребенка счастливыми? Взрослые, вы же родом из детства. Кто, как не вы, знает, как дать счастье маленькому человеку. Может, у большинства взрослых короткая память? Или... или мы просто не хотим оглядываться на свое детство и вспоминать: как же оно там было на самом деле?.. Взрослые, вы же знаете, вы все прекрасно знаете. Когда-то давно вы были детьми, и каждый новый день в вашей жизни был событием. Самые простые вещи вы, смеясь, превращали в удивительную игру, а сказка пряталась за каждой дверью. И вы все были Солнышками.
 «...Взрослые никогда ничего не понимают сами... Им всегда нужно все объяснять...» Я работаю с детством, я работаю с детьми и не перестаю удивляться - какие же все они разные. За каждым характером скрывается личность, которую надо помочь развить, индивидуальность. И как часто родители не понимают своего ребенка. Просто потому, что он не такой, как они. Спокойные родители хотят видеть своего ребенка таким же спокойным и рассудительным. Ценители искусства уверены, что их ребенок должен быть таким же тонко чувствующим человечком. Мир взрослых считает мир детей на порядок ниже, и единственное, что ждет от ребенка, - это послушания. Равнодушие к слову - большая беда в воспитании. А ведь дети так любят разговаривать. А еще дети любят играть, и я играю с ними. Очень деликатно «внедряешься» в игру, и как здорово, если в результате этой игры конфликтные ситуации становятся менее ранящими, обиды исчезают, а благодаря улыбающемуся солнышку картинка в темных тонах становится не такой мрачной. И вот уже и ребенок улыбается, и зажигается в его глазах огонек.
 Наша личность растет из детства, как дерево из земли. А земля эта часто совсем сухая и неплодородная... Взрослые! Ведь вы можете сделать так, чтобы у детей глаза светились счастьем. Чтобы они чувствовали свою нужность, полноценность, уникальность. Именно из такой любви, как из плодородной почвы, вырастают счастливые люди. А еще нужно солнце... солнце и тепло.
 Я знаю, есть очень-очень много семей, в которых взрослые любят и понимают друг друга, дорожат друг другом. А самое главное - они помнят, что такое детство. И когда в этой семье рождается ребенок - маленький человек, - они начинают жить по-настоящему общей жизнью.
 А так классно опять побывать в детстве, теперь уже благодаря своему ребенку. Попасть в ту страну, из которой мы родом. Попробуйте...