Конечно, очень интересно, кто они, финалисты? Мы решили, что, может быть, ответить на этот вопрос помогут авторские эссе участников конкурса, которые они написали специально для предыдущего этапа и которые оценивали эксперты. Каждая номинация имела свою тему:
    «Учитель года» - «Мое педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты»;
    «Воспитатель года» - «Мы родом из детства»;
    Педагог-психолог - «Я работаю психологом»;
    Педагог дополнительного образования -
«Не для школы - для жизни учимся».

Анна ЮЛИНА, учитель  начальных классов школы №2000:

- Героиня произведения  «Я хочу в школу!» девочка Аня с уверенностью говорит: «Я хочу в школу!»   Когда я была маленькой девочкой Аней, то  говорила: «Я хочу!..» Мне сложно  продолжить эту фразу, потому что, как это ни парадоксально для учителя младших классов, своей начальной школы я не помню. Я помню учителя, одноклассников, но совершенно не помню себя.
Сейчас Я - УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ потому, что неизвестность меня не напугала, а заинтересовала. Уже 10 лет, как я узнаю то, о чем в детстве не догадывалась. Я проживаю свою начальную школу, но глазами учителя. Мне хочется верить, что мои ученики, а за годы работы их около 100 человек, запомнят свою начальную школу.
Учиться должно быть ИНТЕРЕСНО!
Учитель должен быть ИНТЕРЕСЕН!
Учителю должно быть ИНТЕРЕСНО учить! Мое педагогическое кредо - УЧИТЬ ИНТЕРЕСНО! Смелой, творческой и любознательной должна быть не только я сама, но и мои ученики.
Современные стандарты дают хорошую возможность для доказательства собственной смелости. Сейчас я как современный учитель веду образовательный блог,  участвую в инновационной площадке по реализации межпредметных связей, работаю с интерактивными средствами обучения, участвую с классом в сетевых образовательных проектах. Еще задолго до введения нового стандарта образования Шалва Амонашвили говорил: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, самостоятельность как личностную черту, то создай условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство, дай детям почувствовать себя в нем властелином». Раньше учитель был властелином урока,  теперь же мы отдаем инициативу в руки детям. Я не боюсь мыслей своих учеников, они мне ИНТЕРЕСНЫ! Пусть они уведут меня от намеченного плана, пусть мы будем отстаивать разные точки зрения весь урок, делая остановки и спотыкаясь по пути, но ребята придут к верным выводам сами.
Идти к своей профессии можно двумя путями. Первый - это путь «детской раскраски». Вы делаете то, что вам говорят. Шагаете по ранее созданной кем-то дороге. В итоге вы получаете красивую, но заурядную картинку.
Второй путь сложный и рискованный, неопределенный и требующий творческого подхода. Это путь учителя-художника, который берет чистый холст и создает ИНТЕРЕСНЫЙ мир! Мы путешествуем по музеям будущего, осваиваем необычные профессии, пишем письма в зоопарк. Создание нового требует нестандартных решений, поиска точки отсчета, путеводной нити.  Но это единственная возможность сделать жизнь и профессию произведением искусства.
В таком мире живут любопытные дети и любознательные взрослые.
Почему на небе солнце?
Почему вокруг трава?
Почему дельфин не тонет?
И зачем быку рога?
Вот такие почемучки нужны современному обществу. Наш мир жаждет новых открытий, а совершать их будут любознательные взрослые, которые были любопытными в детстве. Ведь как просто поднять голову вверх и посмотреть на небо,  а как ИНТЕРЕСНО увидеть небо под ногами, поймать звезду в ладошки и пробежаться по облакам! Нужно всего-то подойти к реке и  посмотреть в отражение. Тайны хранятся везде, важно иметь желание их открывать, и  учителю отведена роль хранителя этих тайн. Умение смотреть глубже очевидных вещей лежит в основе развития ИНТЕРЕСА к обучению. Сократ говорил: «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим».
А.Жвалевский и Е. Пастернак заканчивают повесть  «Я хочу в школу!»   словами: «Мы писали книгу с тайной целью. Мы подумали: раз наши книги сбываются, то и эта пусть сбудется. И наши дети, просыпаясь с утра, побегут в школу, как на праздник. Мы ждем этого чуда!»
А только ли для детей эта книга?
Мой ответ - нет!
Я хочу в школу!
Учить не должно быть трудно!
Учить должно быть ИНТЕРЕСНО!

Иван ЭРЛИХ, учитель математики  школы №192:

- Часто дети  меня спрашивают: «Иван Генрихович, как так получилось, что вы, человек, который не учился специально на учителя, пошли работать в школу?» 
Я не отношусь к числу многих моих коллег, которые по окончании школы знали, что хотят работать с детьми, обучать их тем предметам, которые им самим интересны и приятны. Просто окончив лицей «Вторая школа» и обучаясь на первых курсах мехмата МГУ, я скучал по школьным годам, по своим преподавателям, по незабываемой, почти домашней атмосфере школы. Иногда после пар матана и тервера я приходил к своим учителям, у  которых всегда находилось для меня дело: помочь объяснить проболевшему тему ученику, как решать задачи, принять зачет, вычитать мудреное решение сложной задачи отличника. Видя, с каким интересом и какой страстью я отдаюсь общению с детьми на темы математики, они все больше вовлекали меня в школьную жизнь.
Каждый раз, беря новый кружок, новый консультативный час, новый класс, я не сомневался в том, стоит ли браться за эту работу, а только лишь «Как справиться?». Каждый будний день, отправляясь в школу, прогоняя в голове план урока, подбирая новые сравнения, приемы, ходы доказательств, я был уверен, что мое дело не бессмысленно. Даже если ребята забудут конкретные моменты в решении конкретных задач, то у них останется умение обосновывать свою точку зрения, понимание  общей структуры доказательства утверждения, умение выполнять четкую последовательность действий по заданному алгоритму и еще масса полезных умений и навыков, которые, несомненно, необходимы (а может, и достаточны?) для успешной жизни современного человека.
Реалии современного мира диктуют новые требования, которые все педагоги, конечно, стараются выполнять, чтобы их ученики были лучше подготовлены к взрослой жизни.
В то же время мы очень стараемся, чтобы в этом водовороте новых идей и установок у ребят сохранялись общечеловеческие ценности: поддержка друзей, принятие ребят, не похожих на тебя, уважительное отношение к старшим, даже если они иногда не правы. На классных часах, экскурсиях, турслетах, выездах мы стараемся создать ситуации и проиграть модели, на которых ребята осознают, насколько важна взаимовыручка, теплая атмосфера в коллективе, даже если тебе не все в нем нравятся, умение найти общий язык с любым человеком. Я стараюсь показать ребятам многогранность человеческих отношений, научить терпимости к непохожести, умению понять и справиться с внутренними переживаниями.
Важным этапом для меня как для педагога стало понимание того, что, помимо обучения ребенка общим умениям и навыкам, очень важно раскрыть индивидуальные способности каждого ученика. Ведь кто-то более способен к математике, кто-то - к музыке; кому-то более интересны великие империи прошлого, кому-то  - технический прогресс будущего. И очень важно понять, что интересует каждого ученика, что у него лучше всего получается, и постараться максимально раскрыть эти его способности. Ведь все наши ученики окончат школу, выйдут во взрослый мир. И так важно, чтобы они как можно скорее поняли свое место в этом мире, нашли СВОЕ дело, которым они будут заниматься с увлечением и страстью. Именно тогда будет выполнена главная задача учителя, которую можно сформулировать как кредо: «Успех учителя - это успехи ученика после окончания школы».

Сергей ЦЫБУЛЬСКИЙ, учитель истории гимназии №1409:

 - В одной из своих лекций Мераб Мамардашвили говорил, что культура транслируется только через личность. Я понял, что это и есть мое педагогическое кредо.
Ребенка с детства окружают носители культуры: родители, сверстники, учителя, книги, Интернет, телевидение. Современные исследования говорят о том, что ребенок перегружен знаниями, он живет в мире информации и с большим трудом умеет с ней работать. А культура - это больше чем просто информация. «В понятие культуры, - писал Дмитрий Лихачев, - всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» (Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. С. 9). Общаясь с учениками, я иногда думаю: «Вот ребенок на тебя смотрит, повторяет и идет за тобой. Ты связующая цепь культуры, традиций и человека XXI века». В этот момент становится страшно ошибиться, задать неправильный вектор. Одним словом, через личность учителя у ребенка формируются собственные ценностные представления. Подтверждение своих мыслей я нашел у педагога-новатора О.Газмана, который писал о «базовой культуре личности» как о «необходимом минимуме общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности». Как не стать для ребенка еще одним «гаджетом», который вещает об истории и культуре, и как сделать так, чтобы ребенок присвоил эти знания и пользовался ими?
Время каникул позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу неформального общения с детьми. Очень многим нравится путешествовать и открывать для себя что-то новое. Как известно, путешествовать полезно, это заставляет работать воображение... Отличная форма для внеклассной работы! И уже много лет я путешествую со своими учениками, каждые каникулы придумываю разные формы знакомства с историей и культурой различных стран. Этим летом я совместно с преподавателем изобразительного искусства придумал художественный лагерь в Италии. Вместе мы «погружали» учеников в удивительный мир истории и искусства Возрождения. После завтрака я проводил занятия по истории, а потом несколько часов мы рисовали, после обеда посещали музеи, осматривали достопримечательности городов. Как писали М.Ротко и А.Готтлиб: «Искусство - приключение в незнакомом мире». В Падуе я привел ребят посмотреть фрески Джотто в капелле дель-Арена. В группе были два брата, один из них учился в пятом, а другой в восьмом классе частной английской школы. Большую часть времени они проводили за границей. Все разговоры за столом и во время прогулок сводились у них к очень понятной теме: как заработать деньги или какой бизнес начать, чтобы был хороший доход. Они считали каждый цент, записывали, кто кому и сколько должен... Надо сказать, что капеллу дель-Арена построили жадные ростовщики, которых Данте поместил в седьмой круг ада в «Божественной комедии». Почему? За что? Эти вопросы возникли у многих при рассматривании страшных сцен наказаний грешников. Следующее наше занятие было посвящено Данте, и я остановился на красочном описании наказания банкиров и ростовщиков, которые ничем не отличаются от современных дельцов. Во все века люди понимали, что жажда наживы не приводит к хорошему. В погоне за богатством люди могут потерять самое важное, то, что не купишь за деньги. Да, так бывает - самое привлекательное оказывается лживым и фальшивым. Мы долго обсуждали с ребятами работы Данте и Джотто, словно обращающихся к ним из XIII века, предостерегая от ошибок. Для двух братьев это стало открытием! Мои ученики увидели мир по-другому. Оказалось, что цель заработать деньги не всегда беспокоила людей. Все это противоречило тем ценностям и жизненным установкам, к которым они привыкли. Это был простой и наглядный пример проявления «нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей», о которых говорит стандарт. Опыт погружения в историческое поликультурное пространство дал возможность ребенку посмотреть на мир другими глазами... Накануне Нового года я собрал тех ребят, которые ездили со мной летом в Италию, и мы сделали в школе большую выставку летних работ. Мы теперь не просто учитель и ученики, у нас есть общие интересы и общий язык смыслов и приоритетов. На следующий год мы с ребятами готовим большой проект по восстановлению древнегреческой усадьбы в Крыму, но это уже будет другая история...

Ольга СИМАНСОН,  учитель географии школы №827:

-  Со студенческой скамьи мы знаем, что термин «педагог» означает «ведущий ребенка»...
«Без примера - ничему не выучишься» (Я.А. Коменский).
Признаюсь честно, в детстве я не хотела быть учителем, хотя была прилежной ученицей. Но после десятого класса, когда оставался год до поступления в вуз, впервые поехала на море в трудовой лагерь от школы. Из Москвы уезжала в растерянности, не знала, к чему готовиться, куда поступать, кем быть. Из Анапы вернулась с твердым намерением стать педагогом.
  А все потому, что посмотрела на своих учителей с другой стороны.  В школе это уважаемые, сильные личности, строгие и принципиальные, всегда немножко «над» нами - учениками. А в Анапе они вместе с нами пололи и собирали виноград, вместе с нами купались в море, вместе с нами пели песни и танцевали на концертах. Тогда я поняла, что нет «их» и «нас», есть «мы». Именно на «мы» строится обучение и воспитание. Важны не только знания, которые учитель дает, но и его творческая натура, человеческие качества. Впечатление, которое педагог после себя оставит. Наверное, это и есть признание учительского труда.
Интересно, а сразу ли были признаны великие педагоги древности? Например, Сократ, высказавший тезис «Добродетель - это знание» во время Пелопонесской войны? Или Ян Амос Коменский, призывавший к всеобщему обучению в период бушевавшей в Европе чумы? Не уверена. Дело не только в идее, но и во времени. Однако вне времени была идея гуманности. Во все времена к учителю предъявляли повышенные требования, потому что ему доверяли самое главное богатство - душу ребенка. Давайте же, коллеги, честно себе признаемся: иногда не важно, знает ли ребенок, что стало причиной, например, разрушительного наводнения на Дальнем Востоке летом 2013 года. Но мы должны объяснить, что по мобильному телефону можно отправить SMS-сообщение для помощи пострадавшим, а после по центральному телеканалу расскажут о том, сколько домов построили на собранные деньги. Ощутив свою причастность к чуду, ребенок сам заинтересуется природой явления и на всю жизнь запомнит, что «причиной наводнения на Дальнем Востоке стали сезонные ветра муссоны, приносящие летом влажные воздушные массы с Тихого океана»... Или не заинтересуется. Но все равно вырастет Человеком. 
«История есть география во времени, а география - история в пространстве» (Ж.Э.Реклю). И иногда это  история личности. Современный федеральный государственный образовательный стандарт требует от нас «формирование российской гражданской идентичности обучающихся». Что, если не школьный курс географии, позволяет ее сформировать? Из всего курса географии я больше всего люблю курс «География России». Мне всегда обидно, когда ребята, побывавшие в туристической поездке за границей, утверждают, что «там лучше». Поэтому на уроках стараюсь показать территорию России не через отдельные компоненты природы или отрасли специализации, а постоянно через примеры взаимодействия природы и общества. Доказываю, что природный и экономический потенциал страны невозможно осваивать без социального потенциала, коим являешься ты - мой ученик.  Когда ребенок научится понимать, где он находится, что и кто его окружает, придет осознание того, как он себя здесь чувствует и кем станет.
...Мой ученик! В мире столько дорог! Пойдем вместе!

 Катерина ТАРНОВСКАЯ,  учитель истории школы №345 имени А.С.Пушкина:

- В детстве я зачитывалась романом Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», особое удовольствие  мне доставляли  даже не те страницы, где Пантагрюэль ищет смысл жизни, а эпизоды с воспитанием Гаргантюа и устройством Телемской обители.
Вообще общий гуманистический настрой подхода к воспитанию, к изучению сложнейших дисциплин произвел на меня очень сильное  впечатление. Не раз я возвращалась к книге, искренне завидуя ее героям, которые перемежали занятия в классе с веселыми прогулками, спортом, беседами по философии, музыкой, творчеством. Сам Гаргантюа не раз навещал Телемское аббатство и признавался потом, что нигде еще не встречал таких умных и веселых людей, как там. Пожалуй, эти слова стали решающими для меня в поисках своего педагогического подхода к детям. Смех и ум действительно идут рука об руку. Я говорю о настоящем уме, широте кругозора, а не о масштабе заученного материала, которым человек не всегда может воспользоваться, который часто путают с умом. Общая эрудиция не может развиваться однобоко, человек вообще должен развиваться равномерно во всех областях, получая удовольствие от этого процесса. А счастливый человек часто смеется.
 Все время, пока я работаю в школе,  я ищу способы, как же мне, закрытой один на один с детьми в классе на 45 минут, вывести их за рамки кабинета.  Обычно это не составляет особой сложности, но я расскажу об обратном случае.  Легко быть веселым, необычным, поднимать детей на что-то необыкновенное, когда у тебя в коллективе уже есть имя, авторитет, все знают, кто ты.  Уверенная, что в любом классе я разбужу детские улыбки, а значит, нам будет легко и приятно учиться, я пришла на работу в новое здание...
Ушатом холодной воды было полное неприятие, отчужденность, отстраненность, безразличие и даже некоторая неприязнь. Ни один знакомый прием не работал. Шутки воспринимали в штыки, игры не выходили. Чуть позже мне рассказали, что у этого класса никогда не было одного и того же учителя истории более одного года, а в последнем девятом классе поменялись даже трое. Любые попытки найти контакт рушились о детскую уверенность, что я тоже через месяц уйду. Чем больше я шутила, тем хуже становилось.
 Разочарование вообще всегда сопутствует педагогической деятельности, только ты не имеешь права показать это. Катастрофическое ощущение разрыва - в старом здании я продолжаю строить Телемскую обитель, в новом - я надзиратель, при котором все молчат, опустив головы...  Главной проблемой было то, что мы не слышали друг  друга, не ловили взгляды и не работали вместе.
 Решение пришло неожиданно. Готовясь к круглому столу с десятым классом, я помнила, что в любом споре они начинают перекрикивать друг  друга, не могут почувствовать собеседника, дебаты превращают в соперничество и арену для насмешек. Я попросила кого-нибудь принести из дома плюшевую игрушку. Условием выступлений и споров за круглым столом было наличие ее в твоих руках:  говорит только тот, у кого она есть. Право голоса также передавали игрушкой - ее перебрасывают  через стол, но мы договорились, что ее нельзя не только не поймать, но и бросить так, чтобы твой оппонент не поймал.
Гамма эмоций на лицах учеников была широка, однако на следующий урок один из мальчиков принес небольшого плюшевого медведя с кокетливым золотым бантом. Высокие семнадцатилетние юноши и девушки  сидели по кругу и бросали маленького медведя тому, кто хотел говорить. Услышан был каждый. Кто-то во время выступления держал его за лапу, кто-то сажал перед собой на парту. Глаза и руки каждого были обращены друг к другу. Я сидела в том же кругу и, задавая вопрос, параллельно сжимая лапу медвежонка, думала, что иногда совсем не главное, о чем говорить. Ребенку важно поверить, что слышат именно его, что глаза смотрят в глаза, а тело ловит ответный жест.  Ни разу медвежонок не упал на пол...
Окончательно я поняла, что мне поверили, когда книга, заданная как обязательное чтение, по которой был придуман зачет, которого они ужасно боялись, замелькала на страничках их социальных сетей как любимая книга, когда на их стенках появились цитаты...  Значит, Телемская обитель постепенно расширялась.  Герой романа Харпер Ли «Убить пересмешника» Аттикус Финч говорил им то, что они хотели слышать, то, что, пожалуй, хотела бы сказать и я не только им, но и своей дочери. Только, боюсь, до Аттикуса мне еще расти и расти: «Иногда мне кажется, что я никуда не годный отец, но, кроме меня, у них никого нет. Прежде чем посмотреть на кого бы то ни было, Джим смотрит на меня, и я стараюсь жить так, чтобы всегда иметь право в ответ смотреть ему прямо в глаза...»

Манана СХВИТАРИДЗЕ,
учитель мировой художественной культуры НОУ школы «Образовательный центр ОАО «Газпром»:

- Все-таки интересная штука - наша жизнь! Ты стараешься радоваться каждому дню, спешишь в школу, ставшую частью твоей жизни. Вот уже повзрослевший сын учится в 5-м классе и дочка готовится стать первоклассницей.
Для каждого человека важно понять, что для него главное в главном деле его жизни. Оглянуться и поразмышлять... не только поговорить «по душам» с коллегами о новых тенденциях в образовании, но и порассуждать о главном один на один с собой, в полуночной тишине...
«Мое педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты...» За этими словами  скрываются вопросы очень личные, сокровенные - мой духовный ориентир. Ответы на эти вопросы придают мне силы и уверенности в том, что я на правильном пути, что у меня есть моральное и профессиональное право учить других и постоянно учиться самой.
Я - учитель мировой художественной культуры. Считаю важным для себя определить цель преподавания моего предмета, которой будет подчинено все в нашем совместном с учениками пути и которая будет компасом, указывающим направление движения и не позволяющим с него сбиться.
Полученные по предмету знания важны? Несомненно. Ведь знания сами по себе не цель преподавания, а средство, необходимое для достижения более важной и высокой цели - воспитания духовно-нравственной и социально успешной личности. Знания есть результат познания.
Современная философия помимо научного знания выделяет художественное, рассматривая их как равноценные для культуры и одинаково необходимые для понимания сущности познавательной деятельности. Художественное знание формируется в сфере искусства.
Искусство откликается на всю полноту духовных потребностей человека, развивает социальный интеллект: умение общаться, быть интересным людям,  ведь «Не для школы учимся, для жизни!».
Искусство позволяет развивать способность человека осознавать, достигать, генерировать, понимать эмоции и управлять ими.
Настоящий мастер своего дела гордится плодами своего труда, потому что создает их во имя людей. Его высшая цель -  счастье, подаренное людям.
Талант учителя мировой художественной культуры заключается в способности создавать уроки, которые наполняют смыслами и ценностями душу ребенка, его внутренний мир, уроки, способные развивать эмоциональный интеллект и наполнять «сосуд самоценности» формирующейся личности.
Эмоциональный интеллект способствует пониманию ребенком окружающего мира, формирует духовность, нравственность, гибкий ум. Развитие эмоционального интеллекта делает процесс познания эффективным. Ежедневно открывать новое в мире фактов и впечатлений, находить свое в произведениях прошлого и творить настоящее - это счастье!
Мы счастливые люди еще и потому, что живем в Москве - культурной столице России, в которой  есть уникальные возможности для саморазвития, а владение современными IT-технологиями позволяет нам посещать виртуально многие музеи мира.
На занятиях я предлагаю ученикам поисково-творческие задания с предварительной виртуальной экскурсией. Эрудиция по предмету, таким образом,  становится для ребят результатом и их собственных поисков.
Мои ученики превращаются в соавторов мастеров прошлого. Осознавая ценность каждого отдельного произведения, они заново создают его для себя, находят ему достойное место в своей душе.
В проектной деятельности я стараюсь быть тьютором, навигатором, сотворцом для своих учеников, развивая их фантазию, воображение. Учу ребят открывать себя, опираясь на понимание произведений искусства, ориентируясь на великие образцы, вечные образы и ценности.
Стараюсь активно использовать в практике опыт признанных мастеров педагогики, опыт своих талантливых коллег, умею и люблю учиться у своих учеников.
  Сократ более двух тысяч лет назад писал, что в каждом человеке есть солнце, своя звезда, «...только дайте ей светить». Моя задача не только в том, чтобы мои ученики смогли зажечь свою звезду, но и в том, чтобы они смогли зажигать своим светом другие звезды.
Помните известную притчу про мудреца «Как стать звездой»? Мудрец предлагает на выбор три варианта: «гореть все ярче и ярче (но можно быстро сгореть), гасить другие (но есть опасность остаться в одиночестве) и зажигать другие звезды, свет которых станет и твоим светом».
Мои ученики для меня - главная ценность, а главная задача - помочь каждому раскрыть себя, найти свое место в жизни, увидеть то, что может стать опорой и духовно-нравственным ориентиром. Это и есть мои профессиональные приоритеты, моя профессиональная ответственность.
Радость на лицах моих детей, их стремление к познанию, открытию нового, любовь к искусству, к родному городу, стране, к тем, кто находится рядом, уважение к прошлому, активная позиция в настоящем и твердая уверенность в собственных силах в будущем - это и есть для меня настоящее счастье, настоящая ценность. Если я смогу этого достичь, значит, я состоялась как учитель.

Азрат САФАРОВ, учитель географии ЧОУ «Ломоносовская школа»:

- Я смотрю на название этого эссе и пытаюсь понять, что меня в нем задевает. Вроде и не то, что оно спущено сверху, - дай волю выбирать самому, так будешь ломать голову, пока не сломаешь. Вроде и не слово «кредо» - ну есть в нем что-то пижонски-высокомерное, но чем заменить? Я думаю, дело вот в чем: педагогическое кредо - это не мое. То есть у меня, конечно, есть отношение к школе и своему месту в ней, но говорить о неком сформировавшемся «кредо» - значит утверждать, что отношение это устойчиво, рационально и неколебимо. Это не так.
Я пришел преподавать в школу восемь лет назад, сразу после института. На тот момент работа учителем не была моей основной, и я относился к ней как к своего рода эксперименту: а вдруг понравится? Не скажу, что понравилось все, но втянулся. На следующий год я уже работал на полторы педагогические и одну административную ставку. Разумеется, только в школе. Я пытаюсь вспомнить, что тогда было для меня главной ценностью. Наверное, общение. Общение с коллегами, некоторые из которых стали для меня первыми наставниками в профессиональной деятельности, и, конечно, с детьми. Мне нравилось рассказывать им что-то новое и слушать, что говорят они. Мне и по сей день это нравится, надо сказать.
Прошло четыре года, и наступил мой первый профессиональный кризис. Административная работа отнимала все больше времени кипами ненужных бумаг, времени на общение становилось все меньше. Добавилась горечь выпуска своего первого класса, когда остается ощущение какой-то опустошенности и тебя обуревают мысли о том, что «это уже не повторится». В то время в городе, где я живу, Мытищах, начали строить новую школу, куда меня пригласили работать. Я согласился, мне показалась заманчивой идея построить что-то с нуля, вложить свои силы в школу, в которой хотелось бы учиться самому и учить своих детей (которых к тому моменту у меня было уже двое).
Здесь я достаточно быстро столкнулся с тем, что мало досаждало мне при работе в моей первой школе: особенности отношений администрации и вышестоящего руководства. Дело в том, что новая школа была на виду, и с ней были проблемы. Много. Разные. Не суть. Но парадокс состоял в том, что об этом нельзя было говорить. Между собой - пожалуйста, «наверх» - ни в коем случае. Непосредственное начальство в управлении образования все знало, но только разводило руками, а попытки достучаться выше воспринимались как решение вопросов «через голову». В результате страдали (да и по сей день страдают) дети, которые в красивом снаружи новом здании не получали сколько-нибудь приличного образования. Администрация продолжала рисовать красивые, но липовые отчеты, моя же политика (как одного из замов) говорить и писать о реальном положении дел встречала все больше непонимания директора и других администраторов. Мой второй профессиональный кризис был тяжелее, так как он показал мое бессилие перед системой, которая между благополучием ребенка и своим собственным явно и нагло выбрала второе.
И вот, когда я уже почти было собрался сменить вид деятельности, мне пришло в голову попробовать свои силы в московской частной школе. По крайней мере она по определению не зависит от государственного управления и должна быть внимательна к своим ученикам. К тому же уровень зарплаты позволил обеспечивать мою теперь уже многодетную семью. Хотя на тот момент я уже имел высшую категорию, но по-настоящему системно заниматься педагогикой я начал именно здесь. Во-первых, надо мной не довлела административная работа, а во-вторых, я увидел, как работают профессионалы высокого уровня - учителя года регионов и России разных лет, и понял, что мне еще многое предстоит изучить, чтобы я мог считать и себя профессионалом.
Два года я старался не упускать ни одной возможности совершенствовать свое мастерство: посещал и готовил сам открытые уроки и мастер-классы, брал на вооружение у коллег понравившиеся мне методы и приемы и придумывал свои, учился в магистратуре. Не могу сказать, что добился каких-то значительных высот, но постепенно начал замечать, что я участвую почти во всех школьных мероприятиях, нередко в роли организатора.
И тут я ощутил приближение третьего кризиса, пожалуй, самого трудного, так как он связан не с внешними, а с внутренними противоречиями. Его суть можно описать как поиск ответа на вопрос: а что дальше? Расти в административном плане я уже не хочу, а чтобы расти в профессиональном, нужно получать какие-то новые стимулы, я бы даже сказал, вызовы. Где их взять школьному учителю? Или немного отпустить вожжи и катиться по проторенной колее, пользуясь инерцией того, что уже сделано? Будь я лет на десять постарше, я бы, наверное, рассмотрел этот вариант, но сейчас мне кажется, что, поступив так, я обману своих учеников: как можно заразить другого, не болея самому?
Если вы прочли это эссе, значит, я решил принять последний реальный вызов. Сдюжу ли? Посмотрим...

Алексей РУБИН, учитель начальных классов школы №444 с углубленным изучением  математики, информатики, физики:

-  Счастлив, кто нашел
в себе
призвание - учить.
А значит, раскрывать
способности.
Для этого тревожиться,
работать и любить,
Не упускать малейшие
подробности.
В этих строчках заключается, на мой взгляд, педагогическое кредо большинства тех, кто выбрал профессию учителя и для кого она стала делом его жизни.
Прозвенел школьный звонок. Вы вошли в класс, окинули взглядом притихших ребят. Еще мгновение - и вы начнете урок. Остановим его. Задумаемся. Все ли мы хорошо понимаем, как высока ответственность, какую мы взваливаем на плечи, заходя в класс, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. А ведь именно от осознания этого зависит то, что станет источником наших радостей и огорчений, терзаний и сомнений, захватит все наши мысли и время.
Краеугольный камень работы учителя - это хорошо подготовленный, методически выверенный урок. Ведь именно на уроке (и особенно в начальной школе) дети начинают постигать азы знаний, испытывать интерес к учебе, любить школу или, наоборот, испытывают скуку и ждут, когда уроки закончатся.
Итак, школьный урок... Удачный, праздничный, дарующий ни с чем не сравнимую радость творчества или неудавшийся, изматывающий, не оставляющий ничего, кроме горького чувства досады. Кому из учителей незнакомо и то и другое? О, это непредсказуемое таинство общения с учениками, поэзия счастливого учительского вдохновения и драма отчаяния, озаренное мыслью и чувством лицо школьника и его равнодушно скользящий взгляд! Как обрести желанную гармонию, придать всем урокам высокий духовный накал, сделать их подлинными часами постижения нового?!
Для этого нужно, чтобы учитель был личностью, профессионалом в своем деле, владеющим современными технологиями, методиками, приемами, стремящимся вперед к знаниям, постоянно находящимся в поиске ответов на вопросы, которые ставит сегодняшний день, современные требования и стандарты образования. В этом и заключается смысл педагогической деятельности. Готовясь к уроку, я нахожусь в постоянном поиске нестандартных решений, не боюсь экспериментировать, но экспериментировать продуманно, взвешенно, ответственно. В решении нестандартных задач не нужно бояться ломать стереотипы, но делать это нужно осторожно, руководствуясь всем известной формулой «Не навреди».
В процессе обучения немаловажную роль играет индивидуальный подход к каждому ребенку. Ведь ученик - это личность, это маленькая планета, на которой в нашей власти взрастить добрые всходы, украсить ее и полюбить всем сердцем. Таковы основные ценности, которым должен следовать педагог, продвигаясь по лестнице профессионального мастерства... «Вперед и выше, вперед и выше» (М.Горький).
Учителю необходимо понимать, что профессиональных знаний сегодня недостаточно, учитель должен быть творческой личностью, а истинное творчество рождается из индивидуально-неповторимого отношения человека к миру.
К сожалению, нередко случается так, что учитель начинает подстраиваться под расхожие педагогические стереотипы, ориентируясь не на то, к чему более всего склонна его человеческая природа, а на то, как проще поступить в той или иной ситуации - действует по шаблону. Для меня это неприемлемо. Я убежден, что именно личностно-творческая самореализация в профессии и есть тот «приводной ремень», который прочно скрепляет педагога с его делом. А в центре всего, что происходит за школьной дверью, стоит маленький человек, которого нужно взять за руку и повести по увлекательной, но непростой дороге постижения мира, открывая перед вчерашним дошколенком новые горизонты на пути познания. В этом, пожалуй, и заключаются основные приоритеты, они неизменны, и это правильно.
Педагогическая наука не стоит на месте, меняются времена, поколения, развивается научно-технический прогресс, федеральные стандарты определяют новые траектории в учебном процессе - это очень важно, это современные реалии. Но! Нельзя забывать, что главным в педагогической деятельности был и остается ребенок, к которому нужно относиться с уважением, пониманием, любовью. Мы, учителя, не только даем знания, мы воспитываем личность, человека, и желательно - Человека с большой буквы. И в этом деле не может быть мелочей. Важно серьезно, внимательно подходить к каждому ребенку, учитывать его особенности, знать его интересы, для этого нужно знать, чем живет ребенок, какие требования предъявляют к нему в семье. Ведь школа должна работать в непосредственном контакте с родителями, особенно учеников начальной школы.
А все эти задачи основаны на подвижнической душевной работе учителя, приводящей в движение работу ума и сердца учащихся и одновременно питающейся от них.
Пусть кому-то этот вывод покажется неновым и посему неинтересным. Для кого-то он выглядит вполне естественным, не просто добросовестно усвоенным, но и деятельностно освоенным, не требующим ни дополнительных доказательств, ни знакомства с методикой развития профессионально-педагогической направленности. Таково мое видение роли учителя, и оно, я уверен, единственно верное, потому что проверено временем.

Елена НЕЧАЕВА, учитель русского языка и литературы  гимназии №1636 «НИКА»:

- «Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной», - обращается к своим читателям И.С. Тургенев в одном из очерков «Записок охотника». Примерно так же начинается и урок литературы в любом классе любой школы.
Куда же ведем мы своего ученика, куда отправляемся вместе с ним? Все в тот же прекрасный мир литературы. Глыба, махина, громада высится перед нашим учеником. И страшно ему, и неохота покорять сей Эверест, а бедная литература скромно и застенчиво молчит в ожидании своего читателя.
Ни одно даже самое гениальное литературное произведение не живет, пока его не найдет свой читатель. Смысл работы учителя литературы - организовать эту встречу, сделать ее яркой и незабываемой.
Эта миссия учителя-словесника всегда была с ним, всегда на этом нелегком пути подстерегало его немало трудностей. Но, наверное, именно сейчас, как никогда раньше, миссия эта становится практически невыполнимой...
Глобальные изменения в обществе: бушующие вокруг нас потоки информации, многозадачность, «клиповость» мышления нашего ученика (он родился и вырос в эпоху Интернета) не оставляют места спокойному, неторопливому, глубокому чтению. Наши российские реалии  - обсуждение вопроса о необходимости преподавания литературы  (как будто за всю историю человечества кто-то придумал способ вырастить развитого, но нечитающего выпускника), сокращение часов литературы в школе, общее  снижение интеллектуального уровня - тоже не добавляют оптимизма. Все это вместе взятое проводит нас к печальному выводу: дети не читают.
Русская классика никогда не была простой для понимания.  Эта Джомолунгма покорится не всякому взрослому. Надо ли ее покорять? Вопрос риторический. Как снарядим мы наших детей в этот нелегкий путь? Обучим технике восхождения, дадим в руки ледорубы, набьем их рюкзаки провиантом? Да, пренепременно. И обязательно пойдем рядом сами. Будет ли трудно? Странный вопрос. Но ведь интересно! А какие прекрасные виды откроются перед нами...
Как здорово видеть, что ты не один!
Москва стремительно меняется: современные музеи, лекции и мастер-классы в новых (и очень современных) образовательных пространствах, даже «литературные» поезда в метро (Тютчев и Толстой на стенах вагонов, вот это да!). А модное нынче место - библиотека?! Вот они, наши кислородные баллоны. Меньше паники - больше дела. Сдадим мы, сдадим и ГИА, и ЕГЭ, всегда сдавали, все будет хорошо! А еще абсолютно каждый урок станет для нас уроком открытий новых смыслов, потому что думающие и читающие ученики вдохновляют своего учителя покорять новые вершины.
Научить читать (во всех смыслах этого слова), сделать чтение естественным и привычным, необходимым - основная задача уроков литературы. Вот это и есть цель, смысл, приоритет. Полюбит читать сейчас - будет читать всю жизнь, приблизится к пониманию русской и зарубежной  классики - будет продолжать постигать это всю жизнь и открывать новое. Несомненно, что чтение серьезной, прошедшей испытание временем литературы обогащает человека: его разум, его душу, его чувство прекрасного. Даст в руки прекрасный инструмент для творчества - слово.
«Погода прекрасная; кротко синеет майское небо; гладкие молодые листья ракит блестят, словно вымытые; широкая, ровная дорога вся покрыта той мелкой травой с красноватым стебельком, которую так охотно щиплют овцы; направо и налево, по длинным скатам пологих холмов, тихо зыблется зеленая рожь; жидкими пятнами скользят по ней тени небольших тучек...»
Пойдемте, мой читатель, обещаю - будет интересно!

Наталья МАСЛОВА, учитель биологии  школы №851:

- А вы когда-нибудь спрашивали у студентов педагогических вузов, кроме  случайно туда попавших, почему они выбирают профессию учителя?
Многие «не случайные» вам ответят, потому что перед глазами были яркие примеры: хорошие учителя в школе - хотят быть теперь похожими на них; родители-учителя - надо продолжать семейную традицию! А ведь, по сути, студенту либо нравится предмет, либо работать с детьми, либо просто этот большой и небольшой  мир в отдельно взятый миг, в отдельно взятой точке - ШКОЛА! Здорово, когда все эти факторы будут сочетаться вместе!
Я пришла в школу, потому что  просто не мыслю себя без такого большого коллектива, без дружной школьной семьи! Школа - то сокровенное  «мое», и другого мне не надо... Это я уже знаю точно! В больших коллективах в отличие от маленьких над тобой витает всегда сгусток энергии: это  чья-то радость и  чья-то грусть, чья-то злость и обида, чье-то вдохновение и чей-то полет фантазии... И этот сгусток обволакивает тебя и несет по просторам школьной жизни, заставляя испытать в день бесконечное количество эмоций...
Мы, учителя, достаточно многопрофильны, если  очень захотеть, мы можем преподавать любой предмет. Однако выбор каждого пал на определенный  профиль. Я выбрала биологию, и неспроста! Очень люблю животных и природу, люблю наблюдать за ними, а потом с упоением делиться своими впечатлениями с детьми на уроке, а они со мной. Люблю урок, как «встречу на мосту», особенно на первых минутах, когда мы здороваемся, прицениваемся, присматриваемся друг к  другу, когда каждый думает: «А что же будет удивительного сегодня?!» Люблю урок за открытия детей, за их удивленный взгляд, за желание схватить эти знания, как коня за гриву,  и  унести с собой.
Открою вам небольшой  секрет: я по своей натуре революционер в хорошем смысле этого слова. Я через преодоление прихожу к целям... Я как будто каждый раз беру баррикады -  надо удивить! Надо приложить к этому все усилия! Надо, и все! Надо увлечь, заразить проектом! Надо устроить интереснейшую экскурсию, да так, чтобы дети спрашивали, а когда еще поедем?! А кто-то не согласен, кто-то не хочет... тогда приходится брать баррикады детских сердец! Знаете, это как у Марины  Цветаевой в стихотворении «Ты проходишь своей дорогою...»:
Вижу я по губам -
извилиной,
По надменности их
усиленной,
По тяжелым надбровным
выступам:
Это сердце берется -
приступом!
 Да! Сердце каждого ребенка можно взять только приступом доброты, неиссякаемой энергией и кличем «А давайте!..». Только тогда «бриллианты» каждого ребенка предстанут пред тобой во всей своей красе!
Я помню, со мной произошел такой случай. Мы поехали с восьмиклассниками на экскурсию в Питер. В последний третий день у нас была запланирована экскурсия в Петергоф. На обратной  дороге мы едем в автобусе, обмениваемся впечатлениями и вдруг... попадаем в пробку! До поезда оставалось прилично времени, но и пробка тоже была приличная! И что вы думаете? Мы приезжаем на вокзал за пять минут до отхода поезда, бежим со всех ног, дети наперевес с сумками бегут так, как олимпийцы на спринтерской дистанции. Выбегаем на перрон и видим хвост, убегающего от нас поезда... Дальше творилось неописуемое! Кто-то дико смеялся, кто-то немного всплакнул, кто-то ругался... В целом жгучая смесь депрессии и катарсиса! И все смотрели на меня, какова будет моя реакция... Я тоже смеялась! А один мальчик сказал: «Ух ты, здорово! Со мной такого еще не было! Ну и хорошо, зато у нас еще будет время побыть вместе, давайте играть!» Это для меня тогда было самое важное. Вот она, школа жизни! Дети должны уметь ориентироваться в любых обстоятельствах, ведь не бывает безвыходных ситуаций! Тогда ребята стали сами искать выход: нашлась сразу у кого-то тетя в Питере, кто-то хотел идти вместе со мной договариваться к начальнику  вокзала. И каждого ребенка в такой ситуации было видно как на ладони. Школа - это не только уроки, но и воспитание человека, воспитание тех качеств, которые необходимы в жизни, это для меня и приоритетно.
Иногда, может, от усталости задаешь вопрос: а зачем все это? И моментально  приходит ответ: не потому что там, в школе, не могут без тебя, это ты уже не можешь без школы и детей! И тогда работа становится одним из смыслов твоей жизни! И ценность работы учителя в том, что не дает ни на миг остановиться, отстать от времени, ведь приходят все новые и новые дети, а они всегда идут в ногу со временем. И если ты не будешь на шаг, а то и два впереди, ты не будешь  интересен ни как учитель, ни как «вожак».
А зачем именно я нужна в школе?  Я умею и хочу раскрыть каждого ребенка, я могу даже самому плохому ученику показать, на что он способен, что он молодец, что у него сегодня получилось то, о чем вчера он боялся подумать.
Вот это и есть мое педагогическое кредо - раскрыть каждого ребенка, дать почувствовать ему, что он нужен!

Ольга КОЛПАЧЕВА, учитель английского языка школы с углубленным изучением английского языка  №1210:

- Заслужить доверие у ребенка достаточно просто, но еще проще его потерять. Одно необдуманное слово,  движение, жест, и все... От того, кем это маленькое чудо восхищалось, на которого хотело быть похожим,  не остается ничего. Даже воспоминания. А если воспоминание и остается, то лучше бы его не было.
Взрослому можно объяснить, что ты совсем не то имел в виду, не то хотел сказать, не то сделать, ребенку же  все равно. Для него ты перестаешь существовать, ты ему больше неинтересен, а если неинтересен ты, то неинтересен и твой предмет, и вообще все, что с тобой связано.
Когда я только начала работать учителем, а было это 18 лет назад, я поняла, что главное в моей профессии  - это завоевать и удержать доверие ребенка. Достаточно быстро я поняла, что первое вполне выполнимо, над вторым же надо работать. Для меня было очевидно, что для того, чтобы завоевать доверие,  надо сделать так, чтобы ребенок был к тебе расположен. Самый простой и правильный способ это сделать - показать, что он тебе интересен, что его мнение учитывают, что его жизнь волнует. Это трудная и порой невыполнимая задача: нужно много эмоциональных сил, времени и внимания, но это того стоит. Важно запомнить не только имена детей, но и постараться выяснить у каждого ученика что-то особенное именно про него - это может быть его необычное увлечение, семейные традиции, любимые мультфильмы. Выяснение может занять  много времени, особенно если дело касается подростков, но банальные вопросы не сработают, так как банальность, как и фальшь, дети чувствуют на уровне интуиции. При выяснении этих таких важных деталей учитель обязательно впускает ребенка в свою жизнь, так как не получится узнавать что-то,  не рассказывая о себе.
Если педагог готов впустить в свою жизнь ребенка, он просто обязан быть максимально с ним честен. Честность - важная часть связки педагог - ученик. Понятие «честность» идет совсем рядом с понятием «справедливость»,  а в том, что педагог должен быть справедлив, нет никаких сомнений. Если ребенок понимает, что педагог сдерживает данные обещания, честно признается в каких-то вещах, в которых  не всегда просто признаться, не перекладывает ответственность на других людей, то такое поведение обязательно послужит примером для ребенка.
Конечно, все перечисленные принципы не смогут быть полностью реализованы без привлечения родителей, поэтому я всегда стараюсь делать так, чтобы родители и школа работали в тандеме. Необходимо найти контакт с родителями, регулярно с ними встречаться, выходить на связь, как только намечается какая-то проблема, не надеяться, что все само собой решится, и только тогда можно будет достичь максимально высоких результатов.
В наше время у многих школ появилась возможность использовать различные технологии для того, чтобы разнообразить урок, привить и развить у ребенка тягу к учебе. Интерактивные доски, электронные учебники, видеоконференции, уроки по скайпу  и дистанционное обучение  - все это, безусловно, интересно и важно, но еще важнее среди всего этого не потерять личность педагога, которая играет огромную роль в формировании личности ученика. Никакая безликая интерактивная доска или электронный учебник не привьет ребенку такие важные качества, как доверие, взаимовыручка, честность и человечность, а именно это - развитие личности ребенка - стало моим педагогическим кредо и смыслом выбора этой профессии. Нельзя не любить того, с кем ты проводишь большую часть своего времени и кому ты уделяешь столько сил, времени и эмоций. Любовь - то, что движет учителем, делает его лучше, а значит, и его учащиеся становятся лучше.

Анна ЛАПИНА, учитель русского языка гимназии №1504:

- Многие из нас, наверное, читали рассказ Рея Брэдбери «Улыбка». Сюжет этой антиутопии фантастически причудлив: мы оказываемся в будущем, где люди ненавидят все, что хранит память о Прошлом, о тех веках, когда господствовал, как выражаются герои, «Человек с душой».
Они, люди будущего, презирают тех, у кого душа «лежит к красоте», поэтому, стараясь отречься от ненавистного прошлого, презирают то, что его оберегает и передает потомкам, - произведения искусства: праздниками они называют те дни, когда правительство их государства разрешает им, смеясь, рвать и жечь книги на площади; презрительно плевать на картины, которые скоро уничтожат в  огне.
Р. Брэдбери увидел завтрашний день человечества именно таким. Не кажется ли вам, что в будущем мы будем уже не читателями этого фантастического рассказа, а его горькими очевидцами? Из нашей жизни и из жизни наших детей стремительно исчезают книги, а вслед за ними уходят доброта, верность, желание заступиться за слабого, помочь ближнему, духовное вытесняется материальным.
У этого явления есть множество причин. Одна из них заключается в том, что литературу в современной школе все чаще подменяют литературоведением, когда произведение рассматривают лишь с точки зрения своеобразия композиции, системы образов.   А мы, учителя словесности, радуемся, что успели пройти программу, что наши ученики могут пересказать критическую статью, выучить стихотворение. Прошли программу, а на самом деле прошли мимо произведения, ведь наши дети имеют лишь формальные знания, а не те, которые были приобретены в активной творческой деятельности, потому что путь к литературному произведению должен начинаться с ученика, включая в рамки произведения его житейский и культурологический опыт.  Поэтому дети и не читают, ведь они знают, что в классе их спросят лишь об особенностях поэтики произведения, своеобразии авторского замысла. Вот и получается, что перед нами в классе сидят знатоки онегинской строфы, метафор и жанровых своеобразий, а  не творчески активные личности, способные мыслить самостоятельно и глубоко.
 Современные методисты вынули из книги этот главный смысл, главное, для чего писал ее автор, то есть вынули из нее душу, превратив в набор «систем образов», «особенностей поэтики», разложили книгу на мелкие литературоведческие элементы и теперь стремятся проделать то же самое с учеником: «Но вот беда, даем-то все больше, а вытекает все меньше. Часто слышу: главное - учить, воспитание будет! Оно, дескать, вытекает из той информации, которую даем, а ведь это информация чисто теоретическая, которая относится к форме, а не к содержания. Надо признаться, что многие учителя из авторского содержания не могут выделить и  акцентировать внимание учащихся на вечных, непреходящих ценностях литературы. А ведь книга, ее истина, идея смыкается с личностью, жизнью, человеческой судьбой самого ученика: «Трактовать судьбу литературного героя в нравственном  аспекте еще не значит воспитывать. Переболеть этой судьбой, будто собственной или близкого человека, - то исходное, конечное и высшее, без которого не может быть нравственного урока, урока для всех...»
Учителю необходимо с помощью книги отвечать, а главное, научить делать то же ребят, своих учеников, на «вечные» и «сиюминутные» вопросы юношества, чтобы каждый урок вместе с тем был «своим» нравственным уроком для каждого. Конечно, здесь очень важно не уйти в пространные размышления, в пустое философствование, не отрицать значимость филологических умений и навыков, просто на наши уроки они придут через другие двери. Прямая связь образа и жизни была бы примитивной, если бы не подкреплялась глубоким анализом содержания романа, вдумчивым (с примеркой на себя) чтением. Знания стали нужны, ибо приняли личностно значимый характер. Набрав этическую высоту, урок на такой же уровень поднимает и «учебное». Путь к литературному герою частенько начинаю от ученика, включая рамки его судьбы, жизненный опыт. За каждым из нас - люди. Жизнью оживить книгу, книгой продвинуть жизнь - урок в уроке - вот урок!

Юлия ЕСАУЛЕНКО,  учитель русского языка и литературы колледжа автоматизации и информационных технологий №20:

- Некоторые люди рождаются только в конце жизни, а большинство так и умирают нерожденными. Так считал  Э.Фромм в «Tabula rasa»...Неужели каждый из нас - всего лишь чистый лист... Как в далекой античности покрытая воском дощечка для письма, которую можно заполнить чем угодно... Мягкая податливая глина в руках умелого мастера...
Кто наносит загадочные иероглифы человеческой судьбы на скрижали Вечности? Есть ли какая-то особая сила в жизни каждого из нас, что не дает нам оступиться в пограничной ситуации выбора, заботливо протягивает руку помощи в момент бесконечного душевного отчаяния, произносит то единственное, самое нужное и важное слово поддержки, которое не позволяет нам в бессилии опустить руки? Помните, как в известном кинофильме «Доживем до понедельника»: «Бумага все стерпит. Можно написать на ней: «На холмах Грузии лежит ночная мгла»... А можно - кляузу на соседа». Но ведь...
Страшно подумать, насколько возрастает при осознании этого факта мера ответственности учителя... С какой совершенно особой осторожностью и душевным трепетом берется учитель сделать первый шаг - шаг в мир рождения самостоятельной самобытной человеческой личности. «Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся...» - ведет с собой мысленный диалог Родион Раскольников. А ведь и правда... Как нелегко дается решение! Каким мучительным и болезненным может быть процесс самоопределения... Кто я? Для чего я рожден? Что есть дело моей жизни? Как много мужества нужно для того, чтобы решиться во весь голос заявить: «Я - учитель». Я готов отдавать себя каждый день из года в год. Сомневаясь, мучаясь, отчаиваясь, наконец... Но надеясь... Надеясь на вечное чудо рождения. Рождения человеческого «я». Я. Загадка...Что кроется в этом таком простом и таком невероятно неоднозначном слове... Добрый товарищ и верный друг или коварный предатель и жалкий трус? Преданный отец семейства и надежное мужское плечо или безответственный ловелас и бесшабашный пройдоха? А может быть, передо мной будущий обладатель Нобелевской премии, совершивший переворот в науке, или потрясающая своей гармоничной красотой и широтой кругозора мисс Вселенная?
Как стать сопричастным чуду будущего рождения личности твоих учеников? Понять, кто я. И помочь понять им. «Tabula rasa»... У древних римлян это словосочетание в переносном смысле означало «пустое место», ничто, точнее бессодержательное нечто. Неужели у каждого из нас есть вероятность так и остаться нерожденной личностью, безликим бесформенным существом без своего «я»? Неужели не найдется человек, который «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий», когда путаются мысли и теряются ориентиры, когда не найти слов, чтоб «сердцу высказать себя», будет той непреодолимой силой притяжения всего полезного, доброго умного, что формирует человеческое «я»? Помните слова героини «Иронии судьбы, или С легким паром»: «Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счете обходятся людям не менее дорого»? ...Хочу верить, что you are not alone. Рядом с тобой Я. Я. Путеводная нить... Своеобразная лакмусовая бумажка, чутко реагирующая на малейшие движения человеческой души. Я тот, кто каждый день всем своим существом чувствует причастность к самой удивительной тайне на Земле. Тайне рождения человеческого «я». Сложно оценить, где заканчивается мое влияние... Может быть, именно мне суждено сказать новое слово в чьей-то судьбе. А может быть, мне (как Жану Франсуа Шампольону) лишь суждено разгадать то, что бесконечно много лет назад написали до меня. А может быть... я просто человек. Но... я - учитель.

Людмила БОНДАРЕНКО, учитель английского языка лицея №1535:

- «Никогда не стану учителем!» - думала я, когда вроде бы совсем недавно, а вроде и очень давно меня, лицеистку, в очередной раз тащили к директору из-за отвратительного поведения и срыва урока...
Мы представляем себе будущее так и этак, а оно р-раз! - и оказывается таким, что и придумать сложно было. Вот и сейчас я опять вспоминаю, как только поступила в лицей, с каким упоением училась, творила и хулиганила... Вспоминаю, а рядом кипы тетрадок, горы распечаток, повсюду учебники, вот пришло сообщение в элжуре... Я - УЧИТЕЛЬ в том же самом лицее... Все это произошло так внезапно, было так похоже на какой-то безумный затянувшийся прыжок в какую-то огромную реку - стремительную, безжалостную реку времени... И вот уже несешься - потоки лиц, фамилий, смеха, слез, судеб, оценок, поездок, уроков, тетрадок, проб, ошибок, удач, разговоров...
Господи, дай остановиться хоть на чуть-чуть, дай, пожалуйста, отдышаться и понять, почему я не ухожу отсюда, хотя школа - это вечное «не могу, прости, сходи без меня, я проверяю!», «эх, жаль, но я с вами никак, мне готовиться надо!», «опять этот Сидоров, что мне с ним делать?». Почему?
Может быть, потому, что - пора признаться самой себе - школа стала частью моей жизни, а жизнь прекрасна и бесконечна, пока ты видишь ее красоту, безграничность и смысл. Пока ты любишь, мечтаешь, стремишься.
И, несмотря на все трудности и издерганные нервы, я понимаю, чего хочу и о чем мечтаю. О том, как сделать поярче то и попонятнее это, о том, чтобы ребятам было интересно и хорошо. Мне, конечно, повезло с предметом: что говорить, английский сейчас нужен, поэтому я хочу, чтобы ребята его знали, применяли. Ведь это так здорово слышать: «Я был за границей, меня понимали!», «Я понял, о чем он поет!» Хочу, конечно, чтобы хорошо сдали экзамены, чтобы это им помогло при поступлении. Чего стоит одна летняя ночь, когда объявили результаты ЕГЭ и мне слали SMS: «Столько-то, спасибо!» или «Столько-то, как я мог, болван!». Честно говоря, я так не волновалась, когда сама сдавала экзамены.
В школе есть и красота - да, красота и любовь, так как работаешь с людьми, с детьми. Каждый урок - это маленькая жизнь: иногда спокойный стандартный урок, иногда маленькая война, иногда цирк, иногда драматический театр, иногда «на приеме у психолога», иногда настоящий сумасшедший дом. Но в любом случае это работа с детьми, такими одинаковыми и такими разными - мягкими, колючими, стеснительными, невоспитанными, обиженными, добрыми, настороженными, влюбленными... И ты понимаешь, что они пришли на урок, что они могут просидеть и уйти, никогда его не вспомнив, а могут уйти с чем-то «английским» и чем-то «человеческим», что-то запомнив, в чем-то изменившись. А это возможно только тогда, когда ты любишь их такими, какие они есть, прощаешь то, что можно простить, когда веришь в них, слушаешь их, даешь им задание и при этом не ограничиваешь их свободу. Всегда спрашиваю на уроке: «А ты?», «А у тебя как?» - и вот уже все узнают об однокласснике что-то совершенно удивительное, хоть и проучились сто лет в одном классе. Или узнают что-то неожиданное о себе самих, задумываются. Всегда с неподдельным интересом смотрю, что они придумали, когда делают всякие творческие задания - сколько же идей, решений! Думаю, человек и над заданием «поскрипел» и «раскрылся» творчески... Вдохновлять - это здорово. Еще здорово возить ребят во всяческие поездки, после которых они непременно становятся тебе еще интереснее и ближе.
Есть замечательный рассказ В.Распутина «Уроки французского», который в далеком младшем классе произвел на меня, как и на многих, сильное впечатление. Мне запала в душу фраза одноклассницы при обсуждении: «Это были уроки не только французского, но и жизни». Я долго думала над этими словами, но тогда, видимо, в силу возраста  рассматривала это исключительно как уроки жизни для того голодного, диковатого мальчика, никогда не видевшего в своей жизни яблок. Я до сих пор вспоминаю эту фразу, а еще слова учительницы из произведения: «Интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?» И понимаю, что школа - это школа жизни и для меня самой, это вечный поиск, вечный выбор, учеба, иногда борьба.
Наверное, мое «педагогическое» кредо совпадает с жизненным: быть честным, любить то, что делаешь, и стараться делать это хорошо; не останавливаться, не «скукоживаться», продолжать сомневаться и мечтать. Любить тех, кого вижу почти каждый день, уважать самое ценное в моей работе - моих учеников - и стараться быть для них не только учителем. Во всем этом я и вижу смысл своей профессии - быть нужной и делиться тем, что имею: знаниями, опытом, эмоциями, жизненной силой...
Приоритеты? Безусловно, маленький человек, его неповторимый мир, с которым надо так осторожно обращаться.
Часто, когда выхожу практически ночью из лицея домой, про себя напеваю песенку Окуджавы, немножко переделав: «Ах, лицей, мой лицей, ты мое призвание, / Ты и радость моя, и моя беда, / Ах, лицей, мой лицей, ты мое призвание, / Никогда до конца не пройти тебя...»

Андрей БЕЛЫШЕВ, учитель физики школы №1492:

- Пять лет назад, я, юный, честолюбивый, с дипломом магистра физики, пришел в школу. Зачем? Передать подрастающему поколению красоту и стройность мира науки.
Я мечтал развить интеллект учащихся, привить им любовь к предмету. Как я собирался этого добиться? Мне казалось, что это просто: беру ученика за руку и  веду в хорошо продуманный мир физики. Мой приоритет пятилетней давности - счастливый ученик, получивший знания; счастливый учитель, давший их любопытному подростку.
Зачем школьнику нужна физика, ради чего он должен напрягаться? Этот вопрос казался даже неприличным. Ведь дети всегда интересуются новым, непознанным, удивительным. Подростки хорошо знают, что без знаний их будущее будет тернистым. Я дам им знания, следовательно, будущее! Какая еще мотивация нужна? За нескромностью мыслей стояло благородное желание, но первое столкновение с реальностью заставило меня пересмотреть взгляды.
Дети были вполне счастливы в своем неведении, а физика и я представлялись им не более чем новым предметом в цепи скучной рутины. Взрослая жизнь была далекой и успешной, независимо от моих знаний. Их интересовали только оценки. Причем, получив хорошую, они мигом забывали все и предавались безделью. Мои менторские попытки объяснить важность учения превращались в нудную нотацию и не достигали цели.
Что мне оставалось делать? Я пересмотрел свои взгляды на образование, детей и школу, решил стать жестким, строгим и требовательным. Заставить, потребовать неукоснительного исполнения - вот что я возвел в ранг новых приоритетов. Мир суров, значит, нет лучшего способа подготовить детей к взрослой жизни, как продемонстрировать все его тяготы уже сейчас. Приоритет отдавал тихим, спокойным, воспитанным трудягам, к этому я сводил и всех остальных. Зачем? Администрация быстро объяснила, за что мне платит государство:  главный критерий - успеваемость, главное качество - трудолюбие. Рассуждения на уроке ухудшают дисциплину, уводят в сторону, мешают достижению целей. Физика предмет письменный; заучил решение, воспроизвел - молодец.
Этот этап работы действительно привел к подъему успеваемости, меня начали ценить и уважать. Казалось бы, все хорошо. Из школьников я сформировал команду для занятий проектами. Проект - прежде всего самостоятельная работа. Моя задача - указать ребенку направление, а дальше действуй сам: сомневайся, ошибайся, ищи. Только результат не порадовал: дети подготовились - заучили текст, легко воспроизводили. Но вот беда - вопрос, просьба сделать свой вывод вводили ученика в ступор. Задача «учить» выполнена на «отлично», задача «понять» - решения не имела. И на уроке вопросов от учеников было все меньше, больше равнодушия - выучил, ответил, забыл.
Урок продуман, проходил в тихой, спокойной обстановке. Но почему грустно, когда все хорошо? Удовлетворенности работой было все меньше, высокие идеалы прошлого требовали удовлетворения в настоящем. В чем моя цель? Передать знания, воспитать достойных граждан. Помогают ли в этом мои уроки? Ответ очевиден. Как все-таки добиться высоких целей и идеалов?
Для этого сначала нужно понять самого себя.
Задумываясь о себе, невольно сравниваешь себя с другими и пытаешься определить  свою индивидуальность. Я физик, мастер спорта по шахматам, написал несколько статей по эволюционной биологии и реликтовому излучению в космосе. Интересно ли это детям? Едва ли. Что интересно?  Личность. Кто я для них? Кем становлюсь я для себя? Не превращаюсь ли я в Ионыча?
В моих ранних взглядах на образование не было места для главного, ради чего и существует школа, - для ребенка.
Это открытие заставило меня полностью переосмыслить окружающее. Необходимо было пересмотреть свое отношение к работе, к роли учителя, научиться анализировать свою деятельность. И сегодня я уверен, что учитель должен научить детей не воспроизводить чужие мысли, а мыслить самостоятельно. Да, дисциплина важна, но важнее интерес, свобода обмена мнениями, творчество. Именно эти позиции и отражаются в моем преподавании, ведь физика должна раздвигать горизонты, а не набивать голову фактами и числами.
Так я вернулся к былым идеалам, но в новом их видении. Задача учителя не передать готовые знания, а построить процесс, при котором ученик сам будет добывать их, и сделать это гораздо проще и эффективнее  через проблемно-поисковый и системно-деятельностный методы обучения, которые лежат в основе моих уроков. Учитель уже не наставник, не кладезь знаний, ведь Интернет знает несоизмеримо больше. Он организатор, мотиватор, регулировщик. Его задача помочь, приободрить, объяснить. Банально? Конечно, но если задуматься, я всегда хотел простых вещей: чтобы были здоровы близкие, мир был чуть добрее, а в педагогике работали самые простые вещи: не навреди, помоги, направь.
Не пытаясь казаться оригинальным, скажу, что для меня оказалось гораздо труднее делать самые простые вещи. И еще я понял, что не только я учу детей, но и они ежедневно учат меня. Я знаю, что учитель должен учиться всегда и везде. Мой девиз теперь: бороться и искать, найти и не сдаваться.

Марина ЯКУШЕВА, воспитатель школы №904:

- Детство - краткий миг, который хранится всю жизнь в нашем сердце и воспоминаниях. «Мы родом из детства» - интересная и популярная тема, поисковая система «Яндекс» предлагает более двух миллионов ответов на данный запрос. Рефераты, интервью, стихи, мемуары - о детстве рассуждают школьники и психологи, звезды эстрады и YouTube, малыши, недавно научившиеся говорить, и те, чьи волосы седы, а ученые степени вызывают уважение. Тема любима и доступна всем.
Я родом из детства - как человек и педагог. Родилась и выросла в Советском Союзе. Ходила в самый лучший в мире детский сад, к самой доброй на свете воспитательнице, была октябренком, верила в дедушку Ленина и счастливое будущее, а еще в мир во всем мире. «Наше общее детство прошло на одних букварях, оттого никому ничего объяснять и не надо» - поется в популярной песне. Поколение, выросшее в это чудесное время, в общественной культуре сегодня называют поколением «X».
 А вот наших детей, тех, с кем мы работаем, относят к поколению «Y, Z». Это поколение отличает высокий уровень технической грамотности, стремление к новым знаниям. «Детство», растущее поколение, которое рядом с нами, в наших руках - какое оно?
Как педагог, могу сказать, что это по-прежнему особый мир со своими правилами, мир фантазии, игры, мир, покрытый тайной и романтикой. Детство привлекает взрослых как мечта, недостижимая и прекрасная. Иногда мы хотим туда вернуться, чтобы еще раз прожить счастливые мгновения, ощутить те самые «запахи и звуки». Нам кажется, что тогда все было лучше, веселее, зеленее.
Детство - это связь поколений, наше прошлое и будущее. Пора открытий, и не всегда приятных. Иногда это обиды и разочарования, моменты смешные и горькие. Это привычки, комплексы, страхи и убеждения. Поступки, чувства, мотивация взрослых на 90% состоят из радостных и не очень образов, заложенных в детстве.
Как воспитывать ребенка, что необходимо дать ему для самого счастливого детства? Человек нуждается в разном опыте, но хотелось бы, чтобы опыт способствовал счастью, творчеству, реализации способностей.
 А когда уходит детство? Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, никогда. Воспитатели не просто «родом из детства», мы и есть само «детство». Мы каждый свой день проживаем с малышами, а для этого необходимо быть на высочайшем уровне, расти и учиться вместе с ними, быть понятными и полезными.
«Не навреди!» - один из главных принципов воспитателя, будь осторожен, чуток, внимателен. Дети полностью зависят от взрослых, и это накладывает огромную ответственность на родителей и педагогов.
Берегите «детство» - нам очень многое нужно для него сделать. Необходимо научить детей понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в нем, научить их мыслить, оценивать, анализировать, сопоставлять, обобщать. Открыть в каждом малыше лучшее, помочь развитию талантливой личности - вот важнейшая задача педагога.
Стремительно меняются мир, политическая и социальная обстановка, уровень технического развития.
Детям поколения «Y, Z» приходится осваивать невероятный поток информации. Клиповое мышление - вынужденное явление в эпоху информационных технологий, у него есть как плюсы, так и минусы. Клиповость приводит к тому, что ребенок утрачивает легкость ассоциаций, живость воображения и эмоциональную тонкость восприятия. Педагогам необходимо приложить все усилия для формирования у ребенка целостной картины мира, где неизвестные факты могут стать выводом из уже существующих законов, а не представлять мир как мозаику разрозненных событий, не связанных друг с другом. Важно развивать аналитические способности и критическое мышление.
 Нам никуда не деться от перемен. Но в то время, когда все мы движемся дорогой инноваций, считаю необходимым сохранить и передать культурный код подрастающему поколению. Культурный код - это не только литература, фильмы, музыка, это в первую очередь традиции народа, семьи. Традиции - неисчерпаемый источник воспитания и развития человека, это память о прошлом, без которого невозможно построить будущее. Они необходимы нам и детям для ощущения постоянства, защищенности, уверенности.
Учить детей искать, творить, формировать положительный образ мира, учить ребенка мечтать. Мечта дает силу и движет нами. Мечта абстрактна - цель конкретна. Мы стараемся учить ребенка цели реализовывать, совершать хорошие, добрые поступки по велению сердца. Мечта, цель должна быть благородной, чтобы хотелось посвятить ей жизнь.
Память несовершенна, наши воспоминания о детстве не более чем иллюзия. Вырастая, мы забываем, о чем мечтали, подменяем свои мечты требованиями и идеалами общества. Но, «от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал В.А.Сухомлинский. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно. Именно этим занимаемся каждый день, здесь и сейчас я, как человек и педагог, мои коллеги, родители.

Наталья СОРОКИНА, воспитатель гимназии №1573:

- Сегодня я участница престижного профессионального конкурса «Педагог года Москвы-2015». Размышления над тем, что подтолкнуло меня к этому шагу, кто дал мне уверенность в своих силах, привели меня к теплым воспоминаниям детства, и перед мысленным взором встал образ мамы. Мне захотелось написать ей.
«Здравствуй, родная! Наверное, ты удивишься, получив от меня письмо, ведь мы постоянно общаемся. У меня часто возникает желание поделиться с тобой своими мыслями, чувствами. И я решила излить их на бумаге.
Что-то заставляет меня вновь и вновь возвращаться мыслями в детство. Именно оттуда все мы родом. Детство хранит наши тайны, может многое рассказать о нас. Из детства мы черпаем нашу силу, таланты, мечты и стремления.
Помнишь, как-то ранним утром мы шли по заснеженным дорожкам в детский сад. Ты крепко держала мою руку. Входим, а там шум-гам! Меня охватили тогда ощущения тревоги и беспокойства. Ты сказала: «Здесь тебя ждет много друзей, увлекательных игр, интересных открытий. А я постараюсь, чтобы с тобой не приключилось ничего плохого и тебя всегда окружали хорошие люди». Оставляя меня в детском саду, ты всегда желала мне удачи, находила ласковые слова.
Помнишь, как праздновали мои дни рождения? Ты всегда приглашала моих друзей. Устраивали разнообразные конкурсы. Все были так счастливы!
А как я влезала в твои туфли на каблуках и смешно ходила по квартире? Конечно, я старалась подражать и копировать тебя! А ты говорила: «Красавица моя».
А помнишь мои первые шаги в музыкальной школе, мечту научиться играть на фортепиано? Неуверенность в своих силах могла помешать мне. Ты, почувствовав это, сказала: «У тебя все получится, а мы обязательно поможем». Твоя любовь, терпение и вера помогли мне успешно освоить инструмент.
 А помнишь, как мы шли по улице мимо бездомного щенка, несчастного и грязного? Папа сказал: «Смотрите, какой он грустный, у него нет дома. Возьмем его себе?» Ты поддержала. Этот случай зародил в моей детской душе желание быть нужной, я поняла, что в наших силах помогать слабым. Поэтому выходные я проводила, ухаживая в приюте за собаками, а летом не без твоей помощи, мама, пристроила в заботливые руки бездомных котят.
 Помню свой первый опыт на кухне. Ты учила меня печь блинчики. Конечно, не обошлось без казусов: мы были все в муке, даже нашей кошке досталось. Но было так весело! Блины получились вкусные, папа оценил наши старания. Ты не сердилась за испачканные шторы, а поддерживала мою самостоятельность и инициативу.
 Не всегда была я послушной дочкой, иногда капризничала и шалила, но у тебя каждый раз хватало такта и терпения в общении со мной, ты признавала во мне самостоятельную личность, и я ежесекундно ощущала твою любовь. Сегодня я прошу у тебя прощения, ведь ближе и дороже для меня никого нет.
Ты была терпелива со мной, и я научилась принимать людей такими, какие они есть. Ты всегда подбадривала меня, и я обрела уверенность в своих силах. Ты часто хвалила меня, и я выросла благодарной. Ты окружала меня заботой и вниманием, и я научилась верить людям.
Помнишь, в 9-м классе я написала сочинение на тему «Выбор жизненного пути», а учительница отправила его на конкурс. Моя работа заняла призовое место. Ты больше меня радовалась моему успеху! Размышления о будущей профессии, желание быть нужной, заботиться и дарить любовь детям внесли ясность при выборе факультета для поступления. Ты поддержала мое решение, помогала готовиться к вступительным экзаменам. Вот как еще один случай из детства определил мое призвание в жизни.
 Помнишь, ты называла меня «Звездочка моя». Мы смотрели в ночное небо, и ты говорила: «У каждого человека есть своя звезда, главное - слушать свое сердце, следовать выбранному пути, упорно трудиться, и твоя звезда станет заметной. Многое в твоей жизни зависит от взрослых, которые тебя окружают. Но есть что-то, зависящее от твоего решения. Стань рулевым своей жизни. Знай, что все тебе по плечу, и верь в свою звезду».
 Я иногда думаю: как бы сложилась моя жизнь, если бы не твоя мудрость, мама? Была бы у меня любимая работа, счастливая семья и уверенность в завтрашнем дне?
Ты дала мне самое ценное - жизнь. Научила принимать решения, трудиться, быть честной - в первую очередь перед собой. Своим примером доказала мне, что есть в жизни настоящая дружба, невыдуманная верность, заслуженное счастье.
Благодаря тебе я стала человеком, который пытается быть беспристрастным, добрым, терпеливым, любящим, способным на сострадание. Я надеюсь, что сумею передать эти качества своему сыну, своим воспитанникам в детском саду.
Я люблю тебя, мама! И этой любви научила меня ты. Спасибо тебе за все, моя родная!»
 Все важные решения мы приняли очень давно. Основная часть жизненного сценария закладывается именно в детстве. Родители - одни из главных авторов нашей судьбы. Благодаря им мы приходим в этот мир, во многом от них зависит, будем ли в будущем успешными, самостоятельными, инициативными или же станем безвольными и закомплексованными. Как же важно, чтобы человека с детства любили, оберегали, понимали и поддерживали!