Ленинская школа названа в народе семейной, не потому что среди ее первых учителей много супружеских пар, а потому что каждому ребенку, попадающему в нее, непросто, но душевно и тепло.
- А легко и не должно быть, - говорит Анатолий Алексеевич Демчук, ее первый директор и основатель кадетского класса, существующего в ней с 1996 года. - Только в труде умственном и физическом человек становится тем, кто он есть.
Сам же Анатолий Алексеевич стал директором Ленинской еще до ее постройки, вернувшись из Исилькульского района, куда коренной тавричанец, окончив пединститут, уехал поднимать школу в поселке Боевой. За время его руководства школа стала не только боевой в буквальном смысле - новой и прогрессивной, но и лучшей (ЦК партии приезжал в нее часто и без предупреждения, привозя самые разные делегации).
Оставив созданное, Анатолий Алексеевич решил начать сначала, точнее, с нулевого этапа строительства. Поступок, казавшийся многим безрассудным, для Демчука - человека сильного и уверенного - был единственно верным: тут жили его родители и тут была и есть его Родина, на благо которой хотелось жить и работать. Тем более что для них, Демчуков, Анатолия Алексеевича и его жены - математика и мудрого педагога Галины Ивановны, слова «жизнь» и «работа» синонимы. Иначе не могут. Да и не хотят.
Около полугода проработал Анатолий Алексеевич инспектором районного отдела образования. Работал честно и от души, но со своей целью - искал учителей, тех самых, кто будет работать в его школе, школе будущего. Молодой специалист Елена Горчакова перешагнула порог Ленинской школы, только окончив институт, дрожа от страха. Приглядевшись к ее работе, директор сказал: «Пять лет продержишься - не сбежишь, получится из тебя учитель». И она старалась, как сейчас признается, во многом из-за той фразы, сказанной уважаемым ею человеком, доказывая ему и себе, что может. Теперь стаж одного из лучших учителей района Елены Валентиновны равен возрасту школы - 25 лет, есть любимая работа и ученики - лучшие в мире. Учителей, имеющих такую педагогическую философию, и собрала Ленинская школа. Их оказалось немало. Все педагоги новой школы со своей собственной манерой преподавания и абсолютно одинаковым отношением к ученику как к высшей ценности, как человеку самому важному и нужному - принцип, который Демчук всегда ставил во главу угла и которому учил нас, учителей. И дети - совсем маленькие и постарше, способные и не очень - это отношение чувствовали сразу и безошибочно. Только попав в школу, шестнадцатилетний парень Александр Сишков сказал: «Здесь я увидел главное в жизни - взаимное уважение ученика и учителя». Это уважение он пронес через всю жизнь. Это уважение каким-то внутренним чутьем чувствуют все.
- Ученик всегда прав, - убежден Демчук, - а чтобы эта его правда была настоящей и правильной, нужны мы, учителя-воспитатели.
Собрав команду единомышленников, в которую вошли Николай Николаевич Власов - военный комиссар Таврического района, Игорь Анатольевич Скиба - учитель физической культуры, призер Дальнего Востока по рукопашному бою, Демчук разработал программу работы с кадетскими классами. Она равнялась плану подготовки курсантов первых курсов военного училища.
Отличников и активистов в кадетах всегда было мало, точнее, они возникали уже позже, как бы сами собой, от большого желания учеников и их учителей. Так уж повелось, что в Ленинскую приходили все больше шалопаи и непослушные, не умеющие и не желающие учиться.
Один из первых кадетов теперь уже весело вспоминает, как на дискотеке ребята, желающие быть мужественными, смелыми и сильными, ну и уж, конечно, взрослыми, выпили бутылку водки. Директор и физрук, которые, как поется в песне, кадетами же сочиненной, у них в большом почете, употребление непозволительного засекли сразу, но воспитывать почему-то не стали. Более того, на следующий день освободили от занятий, пригласив на прогулку... Марш-бросок по пересеченной местности в полной боевой выкладке для них означал: почти армейская форма и три кирпича за плечами. До деревни Лапино и обратно. А еще полный отказ от спиртного, а заодно и от сигарет. Демчук про ту историю вспоминает неохотно:
- Был риск и страх. Видя вымотанных и уставших совсем еще детей, хотелось остановить их, вернуть за парты, но было понимание - иначе нельзя, иначе не воспитаем будущих офицеров и надежных людей.
И когда на следующее утро все ребята пришли подтянутые и аккуратные, отглаженные и собранные, понял педагог - кадетам быть.
В кадетском классе ребята становились иными. Они бегали по утрам, одним взмахом руки ломали кирпичи, изучали приемы рукопашного боя, а еще учились - зубрили прежде ненавистные формулы и теоремы, писали сочинения и стихи. Первым поэтом, как и образцом подражания для мальчишек, стал Игорь Анатольевич Скиба. Педагог, способный найти подход к любому, придумывал задания и упражнения по развитию не только силы и ловкости, но и ответственности друг за друга, взаимопомощи и умения отвечать за свои поступки. Играя в спортивные игры, проигравшая команда знала, что впереди три круга по периметру спортзала с грузом на спине - одноклассниками-победителями. Это подстегивало бежать быстрее, играть слаженнее. Команда не считается добежавшей, пока на финиш не придет последний ее участник.
- Не столько важен результат каждого, особенно на первых порах, как умение быть вместе, помогать и выручать друг друга, - говорит педагог.
Только слаженной командой возможны походы - летние и зимние, пешие и велосипедные, занятия по строевой, огневой и инженерной подготовке, умению ориентироваться на местности и работать с картой. А еще сплавляться по реке и рыть окопы, справляясь с жарой и усталостью, строить крепости, петь у костра вместе и от души. Со скоростью звука поедать собственноручно сваренный ужин, пить туристский чай и нести ночное дежурство. Постоянные спортивные соревнования всех уровней и масса традиций, одна из которых - посвящение в кадеты. Событие для всех особое - время подведения первых итогов. Тренировки и занятия, репетиции и пошив формы...
Среди выпускников Ленинской школы почти 150 офицеров, которых раскидала жизнь по всей стране от Колымы до Калининграда. Вне зависимости от выбранной профессии во всех своих учениках директор уверен: не подведут родителей, школу, учителей - все порядочные и хорошие люди.
Сегодня Ленинская по-прежнему держит марку, она лучшая из достойных. Работает с любым и каждым, учеников своих не выбирает, по-прежнему считая их лучшими. В ней учатся в том числе и воспитанники социально-реабилитационного центра - дети, лишенные детства, остро чувствующие отношение к себе. В кадеты по-прежнему приходят те, кто мечтает о карьере военного, и те, кто в своей школе вдруг перестал мечтать и верить. Верить в себя, в свою успешность и уникальность. И надо полагать, по-прежнему становятся большими людьми - умными, сильными, великодушными. Такими, как их учителя. Как их первый директор Анатолий Алексеевич Демчук, сегодняшний директор Елена Анатольевна Головко.

Омская область