Цели:
1. Обучающая: создать рекламный проспект, используя навыки работы с ПК, изучить  географическое положение природного и историко-культурного наследия Республики Хакасия.
2. Воспитательная: воспитание уважения, чувства любви к своей малой
родине, ее традициям, культуре, пропаганда семейных ценностей, совместного обучения и времяпрепровождения в семье.
3. Развивающая:  развитие ключевых компетентностей:
- коммуникативных (понимание текстов, работа с информацией, выступление, работа с текстом),
- информационных (работа с прикладными программами и т. д.),
- проектных (проектное мышление - разработка проектов и участие в их реализации),
- организационных (координация деятельности людей для достижения целей),
- умения работать в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели),
- умения учиться (планирование, рефлексия, самооценка, и т. д.),
- личностных (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «я»).

Задачи:  
1. Дать представление о рекреационных ресурсах Республики Хакасия, перспективах развития туризма в республике.
2. Создать проспект по предложенному маршруту, используя предложенные материалы (рекреационные маршруты, фото- и текстовые материалы о природных объектах и культурно-исторических памятниках).
3. Продолжить воспитание у учеников эстетического восприятия окружающей их предметной среды.
4. Показать ученикам и их родителям возможности создания совместных проектов в различных областях жизни.

Сценарий мероприятия
Первая   часть   -   мотивационная,   10   минут. Ролик   о   Хакасии,   сопровождаемый выступлением учителя географии.
Выступление ученицы 10-го класса Оксаны Михеевой с рекреационным   маршрутом   по   культурно-историческим памятникам Республики Хакасия. Ребята знакомятся с понятием «рекреационный маршрут», основными принципами составления маршрута, дается краткое описание посещаемого места с точки зрения историко-культурного наследия.
Вторая часть - практическая, 20 минут. Работа в группах. Обучающиеся и их родители договариваются о процедуре работы в группе, дают название дизайнерскому   агентству. Учитель информатики и рабочие группы совместно моделируют ситуацию    для проявления компетентностей как родителя, так и учеников (алгоритм выполнения краткосрочного мини-проекта).
Третья часть - обобщающая. Демонстрация и обсуждение итогов мини-проектов.
Самооценивание продукта по предложенным критериям. Рефлексия 15 минут.

Ход урока
Часть первая. Мотивационная. 10 мин.
1. Оценка эмоционального состояния участников на начало собрания с помощью интерактивного плаката «Ваше настроение на уроке», созданного с помощью триггерной технологии в презентации (для выбора нужного настроения необходимо щелкнуть левой клавишей мыши на прямоугольник в столбце):

2. Участники рассаживаются за предварительно расставленные столы, разбиваясь на группы.
3. Просмотр мультимедийного ролика о Хакасии, сопровождаемый выступлением учителя географии.

Учитель: Хакасия отличается от других регионов России особым климатом, совершенно своеобразным рельефом, уникальным растительным и животным миром, которые придают этим местам неповторимый колорит, притягивающий фанатов активного туризма и людей, ищущих свежих впечатлений в своих путешествиях.
Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири, в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины.
Хакасия - один из уникальных в природно-ресурсном отношении регионов Российской Федерации.
Республика располагает значительными ресурсами пресных подземных и поверхностных вод. Имеются практически все виды водных объектов - горные реки, каровые озера, реки предгорий, водные объекты с равнинным типом режима.
Территория Хакасии была заселена с древнейших времен, здесь насчитывается около 30 тыс. памятников древней истории, найдены памятники культуры медного, бронзового, железного веков.
Древние захоронения можно встретить на всей территории Хакасии.
В урочище Салбык степная часть имеет несколько десятков вождевых (царских) и сотни родовых курганов тагарской культуры (VII-I вв. до н. э.).
Менгиры Хакасии как археологические памятники известны в научном мире с XVIII столетия.
Установлено, что менгиры использовались древними людьми для проведения ритуальных обрядов и в качестве лечения от различных недугов.
Одним из подобных уникальных памятников являются одиноко стоящие на вершине горной гряды два менгира «Большие ворота».
На севере Хакасии в Бело-Июсском историко-природном заказнике археологии открыты святилища бронзового века, на стенах которых обнаружили таинственные композиции рисунков и не менее загадочные знаки. В долине реки Белый Июс сосредоточено помимо могильников много других памятников - пещер, гротов. И каждый из них уникален.
Если вы хотите увидеть сибирскую природу, услышать голос чатхана, вдохнуть непередаваемый запах знойной степи, ознакомиться с памятниками далекого прошлого, принять участие в ярких самобытных праздниках - все это ждет вас в Хакасии!
Когда живешь близко, бок о бок с красотой, к ней привыкаешь и воспринимаешь ее как должное. Так и мы, жители Хакасии, проводим свободное время лежа на диване, упуская замечательную возможность лицезреть красоты окружающей природы, находящейся от нас всего-то в паре часов езды на автомобиле. Сегодня перед вами выступит ученица 10-го класса Оксана Михеева, которая вместе с родителями посетила несколько природных и историко-культурных памятников Республики Хакасия и даже разработала маршрут, которым могут воспользоваться другие жители Хакасии и гости нашей республики.
В качестве итога своего путешествия Оксана создала путеводитель для жителей и гостей Хакасии, то есть описала свой рекреационный маршрут.

Беседа
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какие природные и историко-культурные достопримечательности Республики Хакасия вы знаете? О каких слышали?
Какие из них вы посещали? Какие посещали вместе с родителями?
Какие бы хотели посетить?
Как вы планируете провести каникулы?
С чего бы вы начали планирование посещения мест Хакасии?
А как вы думаете, почему большинство местных жителей не посещают достопримечательности республики, хотя ее называют Швейцарией и множество туристов из различных регионов России и даже из-за границы стремятся провести свои отпуска здесь?
Возможные ответы: неинформированность, отсутствие изложенных маршрутов, высокая стоимость услуг туристических агентств.
Учитель: Как вы думаете, а сможем мы с вами проложить собственный рекреационный маршрут? Что для этого необходимо?
Возможные ответы: да, возможно, необходимо знание природных и историко-культурных достопримечательностей Республики Хакасия, нужна карта дорог Республики Хакасия, немного свободного времени.

Вторая часть. Практическая. 20 мин.
Учитель: Сегодня нам с вами предстоит деловая игра «По просторам Хакасии». Суть игры: вы представители дизайнерского агентства, которому поступил заказ от обычной семьи на оформление уже разработанного рекреационного маршрута в виде рекламного проспекта.
Работать мы будем по следующему плану.
План работы групп:
1. Название агентства.
2. Распределение обязанностей в агентстве согласно структуре.

Структура дизайнерского агентства:
1. Директор (представление проекта, принятие решений относительно дизайна, содержательности проспекта).
2. Дизайнер (создание проспекта, оформление согласно критериям оценивания).
3. Копирайтер (работа с текстовыми материалами, составление краткого описания объекта).
4. Разработка и создание проспекта.

Критерии оценивания:
1. Наличие обработанных графических изображений (5 баллов).
2. Композиция (5 баллов).
3. Сочетание цветов (3 балла).
4. Графическая прорисовка маршрута (3 балла).
5. Наличие государственной символики (3 балла).
6. Содержательность текстовой информации (5 баллов).
7. Указание месторасположения объекта относительно городов Абакан или Черногорск (3 балла).
8. Представление результата работы (оценивание работ соперников по критериям).
9. Подведение итогов (выступление директоров, определение победителя).
Учитель: Итак, предлагаю дать название вашему рекламному агентству и распределить обязанности согласно предложенной структуре.
Вашему вниманию представлен примерный проспект к разработанному рекреационному маршруту, созданный в программе Power Point. Обратите внимание на композицию, цветовую гамму, использование графических изображений.
Предлагаю приступить к работе. На рабочем столе компьютера вашего рекламного агентства находится папка с наименованием маршрута (маршрут №1, маршрут №2, маршрута №3). Каждая папка содержит набор тестовых документов с информацией по конкретному памятнику природного либо историко-культурного наследия, а также изображения, необходимые для создания проспектов, заготовки фрагмента карты Республики Хакасия с отмеченными памятниками. Документы представлены как в электронном виде, так и в распечатанном (для удобства работы копирайтера).
Работа в группах. Консультации учителей информатики и географии по ходу работы.

Третья часть. Обобщающая. 15 мин.
Учитель: Предлагаю приступить к оцениванию результатов нашей работы. На экране будут продемонстрированы получившиеся проспекты. Каждое агентство последовательно оценит работы соперников по предложенным критериям.
Учитель: Подведем итоги нашей игры, просчитав полученное количество баллов.
Рефлексия. Оцените свою работу с помощью интерактивного плаката:

Учитель: Спасибо за работу. Успехов вам в исследовании родного края!

Прим. ред. Презентация и сопроводительные материалы к презентации опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/928

​Ольга ГЛАЗЫРИНА, учитель информатики, заместитель директора по ИКТ, Татьяна ПЕРЕБЕРИНА, учитель географии, Светлана ПОЛОЗОВА, учитель биологии лицея города Черногорска Республики Хакасия