Конспект урока
1. Организация класса
Учитель и ребята приветствуют друг друга.
2. Сообщение темы урока и постановка цели
Учитель: Добрый день! Сегодня наш урок будет посвящен маленьким органам организма человека. Но эти органы имеют большое значение. На экране вы видите табло со слогами. В нем зашифрована тема нашего занятия, состоящая из 6 слов.

Попробуйте отыскать тему урока, соблюдая правило: по этому табло можно двигаться по горизонтали вправо и влево и по вертикали вверх и вниз, складывая слоги, чтобы получились слова. А пока вы ищете их, я ознакомлю вас с некоторой информацией, которая поможет найти заветные слова:
- Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить гипофиз - маленькое тело, которое весит всего лишь 0,5 г.
- Всего их насчитывается около 10, а их общая масса достигает 100 г.
- Они вырабатывают специальные вещества (от греческого «гармао» - «привожу в движение», «побуждаю») в ничтожно малом количестве, которые сильно изменяют рост и развитие всего организма, регулируют обмен веществ, а при их недостатке или избытке возникают болезненные изменения массы и пропорции частей тела (известны случаи, когда масса тела человека доходила до 400 - 600 кг).
Учащиеся смотрят на табло на экране и называют слова, а затем формулируют тему урока - «Железы внешней и внутренней секреции. Гормоны».
Учитель: Хорошо, ребята! Запишите тему урока в тетради.
А как вы думаете, какова цель нашего урока? Посмотрите на тему, на экран, где представлены слайды, показывающие, что происходит с людьми при нарушении функций той или иной железы.
Ученики: Мы узнаем о железах внутренней и внешней секреции, о гормонах, об их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; какие болезни возникают при неправильной работе желез и какие правила необходимо соблюдать, чтобы не заболеть этими болезнями.
Учитель: Действительно, вы правы. Цель нашего урока - ознакомиться с железами внешней и внутренней секреции, вырабатываемыми гормонами и их значением. И ответить на проблемный вопрос: как работа внутренних и внешних желез влияет на возникновение различных отклонений в организме человека от нормального развития?
Посмотрите на ваши маршрутные листы и скажите,  как будет проходить наше занятие?
Ученики знакомятся с маршрутным листом и называют шаги, составляющие план урока:
1. Работа с текстом по заполнению схемы.
2. Мини-лекция «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции».
3. Индивидуальная работа с текстом «Гормоны».
4. Работа в паре по алгоритму.
5. Составление синквейна.
После того как учащиеся озвучивают план урока, он высвечивается на экране.
3. Введение. Актуализация опорных понятий
Учитель: У всех организмов есть химическая, или гуморальная, система регуляции функций. Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими свое действие уже у одноклеточных организмов, являются промежуточные или конечные продукты обмена веществ - метаболиты. Высокая биологическая активность некоторых метаболитов сохранилась у многоклеточных организмов, в том числе и у человека. Например, при беге в активно работающих мышцах человека выделяются такие метаболиты, как углекислый газ, молочная кислота, аденозин, расширяющие кровеносные сосуды, что способствует усиленному кровоснабжению мышц, а значит, обеспечивает больший приток к работающим клеткам мышц  кислорода и питательных веществ.
В процессе эволюции образовалась специализированная система  органов, обеспечивающая регуляцию практически всех функций организма, включая обмен веществ, воспроизведение, рост и развитие, поведение, - эндокринная система, или система желез внутренней секреции, вырабатывающих продукты жизнедеятельности - инкреты, или гормоны. Выделяют два типа эндокринной системы. А вот какие это типы, вы узнаете, выполнив самостоятельно задание 1 в ваших маршрутных листах.
Учащиеся выполняют задание в маршрутных листах. В результате у каждого ученика должна быть заполнена таблица 1, по которой он отвечает на вопросы учителя.
После того как ученики создадут таблицу,  учитель проводит опрос по вопросам:
Сколько типов эндокринной системы существует? Назовите их.
Что относится к диффузной эндокринной системе?
В каких системах организма человека в основном находится  диффузная эндокринная система?
Что относится к классической эндокринной системе?
Перечислите  железы, которые относятся к классической эндокринной системе.
Учитель: Итак, ребята, мы  в ходе нашей беседы выяснили, что есть железы внешней и внутренней секреции. Какие же железы к ним относятся? Чем они отличаются друг от друга? Почему они так важны для нормального функционирования организма человека? Сейчас мы ответим на эти вопросы.

4. Изучение нового материала
Учитель  объясняет материал, пользуясь таблицей 2:


Учитель: Итак, ребята, в чем же состоит главное отличие желез внешней и внутренней секреции?
Предполагаемый ответ: Главное отличие состоит в том, что железы внешней секреции имеют выводные протоки в полость органа или наружу, а внутренние органы - прямо в кровь.  Отличаются они и секретами: у желез внутренней секреции секреты - гормоны, а у желез внешней секреции секреты  - ферменты, вода, соли, конечные продукты обмена веществ.
Учитель: Какие железы еще существуют кроме внешних и внутренних? Почему они называются смешанными?
Предполагаемый ответ: Железы смешанной секреции. Называются они так, потому что имеют протоки, секреты которых выводятся в кровь и в полость органов, а секреты у них - ферменты, гормоны (как у желез внешней и внутренней секреции).
Учитель: Мы ответили с вами на вопрос, какие железы бывают и по каким признакам отличаются друг от друга. Остается последний, проблемный,  важный вопрос: почему они так важны для нормального функционирования организма человека? Или как работа внутренних и внешних желез влияет на возникновение различных отклонений в организме человека от нормального развития?
Чтобы ответить на этот вопрос, вы поработаете со статьей «Гормоны». После того как вы прочитаете текст, выберите задание того уровня, который бы хотели достичь на уроке. Возле уровня поставьте звездочку.
В ходе выполнения учащимися заданий учитель ходит и смотрит, кто какой вариант выбрал, соответствует ли он уровню знаний ученика и правильность выполнения. Если необходимо, помогает ученику прийти к правильному решению, отвечает на вопросы, касающиеся формулировки задания и вопросов.
После выполнения задания учитель проводит опрос.
Дайте определение понятию «гормоны».
Предполагаемый ответ: гормоны - это функциональные, биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, обладающие относительной специфичностью, сравнительно быстро разрушающиеся в тканях и выводимые из организма, действующие в сравнительно небольших количествах, оказывающие влияние на процессы обмена веществ через ферментные системы, на рост и развитие организма, участвующие в регуляции деятельности всего организма.
Какими свойствами обладают гормоны?
Предполагаемый ответ: гормоны обладают следующими свойствами:
- обладают высокой биологической активностью;
- размер молекул гормонов сравнительно небольшой;
- сравнительно быстро разрушаются тканями и выводятся из организма почками;
- обладают относительной специфичностью;
- оказывают влияние на процессы обмена веществ через ферментные системы.

Какие функции выполняют гормоны?
Предполагаемый ответ: гормоны выполняют следующие функции:
- оказывают влияние на процессы обмена веществ через ферментные системы;
- стимулируют синтез ферментов, активизируют одни ферментные системы и блокируют другие;
- изменяют функциональные проявления соответствующих органов;
- влияют на рост и развитие организма, на процессы полового созревания;
- участвуют в регуляции деятельности организма.

Учитель: Давайте проверим правильность выполнения задания на оценку «4».
Предполагаемый ответ: действуют в небольших количествах. Регулируют только деятельность органа, расположенного вдали от железы, попадая к органу через кровь. После окончания действия они разрушаются и выводятся через почки. Активность зависит от сродства к клеткам-мишеням, содержащим рецепторы, реагирующие на данный гормон. Необходимы в течение всей жизни человека, но в разные возрастные периоды действуют с разной интенсивностью.
Учитель: Следовательно, для нормальной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы железы внутренней секреции функционировали в течение всей жизни, выделяя гормоны, активность которых в разные возрастные периоды неодинакова. Какая железа выделяет гормоны и что бывает при избытке и недостатке гормонов, вы узнаете, сделав следующий, четвертый, шаг. Работать вы будете в парах.
Пары формируются по уровню, выбранному учащимися, и работают по следующему алгоритму:
1. Внимательно изучите таблицу 3 «Влияние гормонов на организм человека».
2. Прочитайте задание выбранного вами уровня.
3. Пользуясь таблицей 2 и текстом учебника на страницах 174-176, ответьте на поставленные вопросы.
4. Поменяйтесь маршрутными листами с напарником и проверьте правильность выполнения задания у напарника.
5. Обсудите с напарником те вопросы, при ответе на которые у вас возникли разногласия или нет ответов.
6. Проверьте работу еще раз по эталону.
Ребята работают в парах по алгоритму. Проверка проводится после завершения выполнения заданий всеми учащимися, что дает возможность детям ознакомиться с материалом заданий всех уровней, дополнить или восполнить свои знания.
Ответы (эталоны) для проверки (выданы учащимся, а также высвечиваются на экране).
Уровень «3»
Уровень «4»
Задание 1: 1 - в; 2 - г; 3 - а, б; 4 - г; 5 - б.
Задача: у больной сахарный диабет. При этом заболевании содержание сахара в крови повышено (гипергликемия) вследствие абсолютной или относительной недостаточности инсулина. Глюкоза - осмотически активное вещество, выделяясь, тянет за собой воду, диурез увеличивается (полиурия), рефлекторно возникает чувство жажды (полидипсия). Несмотря на то что содержание глюкозы в крови повышено, она не проникает в клетки и в печени не превращается в гликоген, а в тканях  не используется в качестве энергетического материала, «голод среди изобилия» (полифагия). Содержание глюкозы увеличивается также за счет глюконеогенеза, в этих условиях липиды и белки (глицерин, аминокислоты) превращаются в глюкозу.  
Уровень «5»
Задача 1: бронзовая (аддисонова) болезнь.

Задача 2:
Причины:
1. Гипофункция ростового гормона гипофиза. Карликовость.
2. Гиперфункция кортикоидов надпочечников.
3. Гиперфункция  половых желез при половом созревании, вырабатывающих андрогены.
4. Гипофункция эпифиза.
Задача 3: имеет место гипофункция щитовидной железы, или гипотиреоз, носящий название кретинизм. Симптомы этого заболевания объясняются прежде всего снижением действия йодтиронинов на деление и дифференцировку клеток, что ведет к замедлению и неправильному росту костной ткани, нарушению дифференцировки нейронов, которые не могут выполнять возложенные на них специфические функции.
Задача 4: имеет место гипофункция щитовидной железы (микседема). Симптомы этого заболевания объясняются прежде всего снижением действия йодтиронинов. Точкой приложения действия тиреоидных гормонов считаются внутриклеточные рецепторы-белки, обеспечивающие транспорт тиреоидных гормонов в ядро и взаимодействие со специфическими генами. В результате увеличивается синтез ферментов, регулирующих скорость окислительно-восстановительных реакций. В связи с их недостаточностью основной обмен нарушается. Повышенное количество глюкозы в крови приводит к изменению осмотического давления в клетке, нарушается водно-солевой обмен, вода задерживается, наблюдаются отеки. Известно, что йодтиронины выступают в роли разобщителей, отсюда снижение величины основного обмена, понижение температуры тела и т. д.
Учитель: Итак, ребята, вот мы и подошли к проблемному вопросу урока: почему железы так важны для нормального функционирования организма человека? Как работа внутренних, внешних и смешанных желез влияет на возникновение различных отклонений в организме человека от нормального развития?
Предполагаемый ответ: работа желез влияет на физическое и умственное здоровье  человека. При нормальной работе желез организм человека развивается и работает нормально, без отклонений, а при возникновении отклонений в работе желез в организме происходят отклонения от нормального развития.
5. Рефлексия
Учитель: А сейчас я предлагаю вам творческую работу - составление стихотворения, состоящего из пяти строк, - синквейна.
Ученики составляют синквейн в парах и затем озвучивают по желанию.
6. Домашнее задание
Учитель: Домашнее задание дано в ваших маршрутных листах, ребята, ознакомьтесь с ним и задайте вопросы, если они у вас возникли.
Учитель отвечает на вопросы.

Прим. ред. Маршрутный лист урока и таблица 3 опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/929

​Татьяна УСТЮГОВА, учитель биологии Тюльковской средней школы Балахтинского района Красноярского края