В детстве мне часто говорили: «Повторение - мать учения». Может быть, в этом и есть какая-то доля истины, но, взрослея, я все больше убеждалась, что главный помощник в обучении не повторение. Я поняла, что двигатель учения, особенно на уроках математики, - удивление. Именно оно влечет и манит, ведет детей к «полету мысли и фантазии», к открытию, к озарению. Не сухой расчет, не вереница огромных цифр, не вызубренные правила и теоремы, а удивительные задачи - вот что нужно для озарения. В математике они называются практико-ориентированными. Звучит сухо и рационально, но именно они помогают жить, мечтать, удивляться.
Я, как учитель, понимаю, что душа ребенка - хрупкий сосуд, который может заполняться и добром, и злом. Учить добру, красоте, справедливости по учебникам невозможно. Нужен собственный пример красивого, доброго, уважительного и справедливого отношения к каждому ученику. Я стараюсь понять своих учеников. Знаю, что в их душах вечное борение: «Стремлюсь и не могу, знаю, но не умею себя заставить». Моя задача - помочь ученику сделать правильный выбор.
В данной работе мне хочется показать связь двух предметов: математики и краеведения при проведении устного счета. Интеграция осуществляется с помощью интерактивной доски (программное обеспечение SMART NOTEBOOK 11).
 
Цель моей работы: создать систему заданий для устного счета с элементами истории города Кирово-Чепецка, используя интерактивную доску с программным обеспечением SMART NOTEBOOK 11.
Задачи:
-  спланировать работу по данной теме;
- разработать анкету и провести опрос среди учащихся по данной теме;
- узнать историю города Кирово-Чепецка;
- собрать информацию о различных видах устного счета;
- составить задания на основе полученных знаний;
- использовать задания на уроках.
Исследование интересов учащихся
Ученикам пятых классов была предложена анкета:
1. Какой предмет тебе нравится?
2. Какие задания ты любишь выполнять на уроках математики (устные или письменные)?
3. Любишь ли ты устный счет?
Результаты в приложении 1.

По итогам исследования были сделаны выводы:
1. Учащиеся любят уроки математики и выделяют ее среди других предметов.
2. Математика идеально подходит для введения новой информации.
3. Лучше вводить новую информацию как элемент устного счета в начале урока, так как устные упражнения любимы учениками.
Кроме того, мне кажется, что дополнительную информацию разумно вводить в начале урока, чтобы позднее не отвлекаться от основной темы - математики и повысить интерес к самому предмету.

Задания для устного счета, связанные с историей г. Кирово-Чепецка
1.  «Шифровщик» (приложение 2).
Это задание знакомит учащихся с названиями населенных пунктов, вошедших в черту города, и позволяет повторить действия с натуральными числами.
2. «Памятные знаки на зданиях города» (приложение 3).
Учащимся предлагается узнать о людях, прославивших наш город, и повторить все действия с обыкновенными дробями.
3. «Числовые диктанты» (приложение 4).
Числовые диктанты знакомят с историей г. Кирово-Чепецка и повторяют действия с десятичными дробями.
4. Кроссворд «Улицы города Кирово-Чепецка» (приложение 5).
Предлагается решить кроссворд, заполняя его названиями улиц. Чтобы определить название улицы, необходимо воспользоваться арифметическими подсказками (нахождение части от числа).
5. Игра «Интересные факты о городе Кирово-Чепецке» (приложение 6).
Учащимся предлагается в ходе «Своей игры» узнать интересные факты о жизни города Кирово-Чепецка и повторить действия с натуральными числами.
Надеюсь, моя работа пригодится учителям пятых классов и разнообразит уроки.
Список источников
1. Прокашев В.Н. Памятники и памятные места города Кирово-Чепецка / В.Н.Прокашев. - 2008. - 70 с.
2. Дорофеев Г.В. Математика. 6 класс. Часть 1: учебник / Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон. - М.: Баласс, С-инфо. - 1998. - 112 с.
3. Кирово-Чепецк // История. - Режим доступа: http://www.chepetsk.ru/city/history/, свободный.
4. Фотографии предоставлены музейно-выставочным центром г. Кирово-Чепецка.

Прим. ред. Полностью приложения опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/930.

​Елена ПЕЧЕНКИНА, учитель математики гимназии №1 города Кирово-Чепецка Кировской области