Как избавиться от излишней отчетности? Что нужно сделать, чтобы она не висела дамокловым мечом над учителем и не ставила его перед выбором - готовиться к урокам или писать отчет? Эти вопросы стали главными в повестке дня видеоконференции «Снижение бюрократической нагрузки на школу: пути решения», инициированной Всероссийским педагогическим собранием. Председатель ВПС ректор МГУТУ имени К.Г.Разумовского (ПКУ) Валентина Иванова подчеркнула, что только совместными усилиями можно побороть вал отчетов. Важно, что для решения проблемы объединились и общественные структуры, и профсоюзные организации, и надзорные органы. Проблема стоит остро. Сегодня учитель в среднем сдает около 13 отчетов, из которых только три закреплены нормативно, например, заполнение электронного журнала и дневника. Составление остальных десяти документов ничем не регламентируется, сказала Валентина Николаевна.
Очень точно сформулировала суть проблемы Татьяна Белова, руководитель исполкома Свердловского отделения ВПС. Сегодня надо говорить не о сокращении отчетности, а о качестве управления образованием, особенно на муниципальном уровне. Самое большое количество отчетов из школ уходит именно в муниципальные органы власти. А ведь учредитель должен знать свои образовательные организации как дважды два и не требовать бесконечных отчетов. Нужно в рамках модернизации образования корректировать функции управления на всех уровнях, заметила Татьяна Алексеевна.
Примечателен опыт, о котором рассказали директор Московского центра качества образования Алексей Рытов и председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Марина Иванова. Были представлены схемы упрощения различных процедур, таких как мониторинг образования, аттестация педагогов, лицензирование и аккредитация школ. Для удобства мониторинга за деятельностью образовательной организации со стороны различных ведомств создаются сайты образовательных организаций в Интернете. Информацию об образовательной организации, опубликованную на электронных порталах, может использовать любое ведомство. А сокращение управленческого аппарата (в столичных округах он уменьшился за последнее время в три раза) привело и к уменьшению документооборота. Кстати, столичный опыт уменьшения отчетности освещен в публикации «Зачем школе заместитель руководителя: мифы и реальность» (см. «УГ» №8 от 8 февраля 2015 года).
Из выступлений экспертов, директоров школ, учителей Ленинградской, Свердловской областей, Тамбова, Твери, Рязани, Ярославля, Пензы, Тюмени, республик Крым, Марий Эл, Ингушетии можно выделить несколько главных причин, влияющих на рост отчетности. Это, во-первых, возникновение новых ведомств и как следствие появление новых форм отчетности. Во-вторых, неэффективное управление со стороны муниципальных органов власти. И в-третьих, несогласованность в действиях разных ведомств, в своих исходящих документах они нередко дублируют вопросы. В ходе видеоконференции прозвучало немало ценных предложений. Необходимо организовать доступ всех контролирующих структур и смежных со сферой образования ведомств к сайтам школ. Это позволит уменьшить документооборот.
Начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко сказал, что сейчас разрабатывается закон о контрольно-надзорной деятельности, в котором будет отражено количество необходимых проверок, запросов и мониторинговых исследований.