В классе примерно 30 учеников. Учитель, объясняя новый материал, не может быть уверен в том, что каждый из сидящих перед ним учащихся хорошо его усвоил.
Причины такой ситуации в основном понятны, ведь у каждого ученика свои:
- уровень знаний на данный момент;
- заинтересованность в изучаемом материале, а проще - интерес к предмету;
- индивидуальные способности;
- настрой на работу, которому могут помешать какие-либо события, произошедшие в школе или дома, и т. д.
Таким образом, происходит глубоко индивидуальное восприятие того учебного материала, который учитель пытается донести до своих учеников. Но все без исключения получают одно и то же классное и домашнее задание.
Хорошо подготовленные учащиеся сразу включаются в работу, ожидая заслуженную хорошую оценку за свой труд. Слабые ученики списывают с доски или у своих товарищей, не стараясь вникнуть в суть вопроса. Если для первых урок - это возможность подняться на следующую ступеньку в мире знаний, самоутвердиться, то для других это потраченное напрасно время, очередная пытка нелюбимым предметом, приобретение комплексов.
На непосильное домашнее задание у слабого ученика тратится слишком много времени, или его просто списывают у товарища без всякой пользы для учебного процесса.
Попытка изменить такую ситуацию введением карточек, содержащих учебный материал на конкретную оценку «3», «4», «5», не может принести желаемых результатов. Ученик ставится принудительно на определенный уровень, с которого ему трудно подняться. Кроме того, если рассмотреть психологический аспект такого метода, то вряд ли он радует учеников и их родителей.
Тем не менее такую ситуацию можно переломить, используя несколько другой метод дифференцированного обучения. Этот метод я использовала более 20 лет, работая учителем математики в общеобразовательной школе. Подробно он был описан в журнале «Математика в школе» №1 за 1994 год под названием «Зачет на каждом уроке». Результаты обучения учащихся по этому методу были хорошие. Процент качества - до 75%. Неуспевающих учеников на самом деле не было. Экзамены сдавали без проблем.
Метод достаточно прост, и суть его заключается в следующем. Задания в классе для закрепления изученного материала и на дом даются дифференцированные: на «3», «4», «5». Например: задания на «3» соответствуют уровню обязательных результатов обучения и должны выполняться всеми учащимися; задания на «4» более сложные, из этого же учебника или из сборника дидактических материалов. Эти задания выполняются теми, кто имеет хорошие и отличные знания; задания на «5» повышенной сложности, их выполняют те, кому необходимы именно отличные знания по предмету. Составленные таким образом задания соответствуют самостоятельным и контрольным работам в дидактических материалах.
Переход с одного уровня знаний на другой достаточно прост. Необходимо только иметь желание и хорошо поработать.
Работая с классом, учителю надо определить, на каком уровне знаний в данный момент находится каждый из учеников. Далее нельзя допускать снижения и надо стимулировать желание повысить имеющийся уровень знаний. Стимулом являются оценка и желание в дальнейшем получить хорошее образование, связанное с данным предметом.
Те, кому изучаемый предмет не пригодится в будущем, будут иметь прочные знания на уровне, соответствующем обязательным результатам обучения, так как им придется выполнять необходимый минимальный объем заданий.
При подготовке к уроку учитель не затрачивает времени больше, чем обычно. Надо всего лишь продифференцировать классное и домашнее задание.
После объяснения нового материала и первичного закрепления записывается одновременно классное и домашнее задание. Они идентичны. В случае корректировки классного аналогично изменяется и домашнее задание. Это может произойти в том случае, если оно неверно спланировано, или по какой-либо другой причине.
Определившись с объемом задания, ребята активно работают на уроке, так как цели ясны, задачи определены. Берегут каждую минуту урока. Заинтересованно работая, они получают необходимые знания.
Выполняя домашнее задание, ученики не затрачивают много времени, так как задания похожи на те, которые выполнялись в классе, а самое главное - отличаются по объему в соответствии с потребностями и возможностями каждого ученика.
При такой системе обучения желательно иметь сдвоенные уроки. Тогда на первом уроке у учителя будет достаточно времени для проверки домашнего задания, объяснения новой темы и первичного ее закрепления.
На втором уроке ученики работают в основном самостоятельно, закрепляя полученные знания. Необходимо только время от времени решать у доски примеры, которые вызвали затруднение.
Учитель за это время может выставить оценки за домашнее задание практически всем ученикам.
Обычно, чтобы определить, какую оценку заслужил ученик, надо проверить всю работу, поискать ошибки, подумать о том, насколько самостоятельно она была выполнена. Это очень сложно, тем более если учеников много, а времени мало.
В данном случае ученик сам сообщает свою оценку в зависимости от уровня выполненного задания и учителю всего лишь надо убедиться, что она соответствует его знаниям. Зная, на каком уровне находится ученик, это сделать совсем просто, бросив взгляд на работу и задав пару вопросов. Необходимо уделить особое внимание тому, кто перешел на следующий уровень, и поощрить его более высокой оценкой. Выставляя оценки за домашнюю работу, можно одновременно отметить выполненные номера из классного задания, ответить на появившиеся вопросы.
В итоге практически каждый ученик получает две оценки - за домашнюю и классную работу, что очень способствует эффективному обучению. Практически все втягиваются в работу.
Соответствие ученика заявленному уровню знаний постоянно должно проверяться контрольными и самостоятельными работами, составленными во многих вариантах.
В настоящее время предлагается сделать необязательными домашние задания, чтобы не перегружать учеников. Тогда уж лучше сделать необязательным посещение занятий, потому что без выполнения домашнего задания не произойдет закрепления изученного материала, а будет лишь бездарно потраченное время.

​Зоя АКИМОВА, учитель математики, Москва