Многие прозорливые коммерсанты, увидев, что современный учитель мотивирован к повышению квалификации не только необходимостью профессионального самосовершенствования, но и желанием повысить уровень своего благосостояния, с завидной периодичностью предлагают различные дистанционные формы повышения квалификации, которые на поверку часто оказываются лишь возможностью получения свидетельства или какого-нибудь иного документа. И, к сожалению, многие наши коллеги, не получив от работодателя в текущем году возможности повышения квалификации, вынуждены тратить свои время и деньги на участие в этих сомнительных коммерческих проектах.
Рынок образовательных услуг, который сегодня состоялся в системе высшего образования, в отличие, кстати, от школы, куда он спроецировал свои ценности лишь частично, предлагает широчайший спектр программ повышения квалификации, обучение по которым производится в большинстве случаев с доминированием трансляционно-обучающих методов.
Итак, с одной стороны, платный вебинар, для участия в котором требуется лишь включить компьютер, потратить немного времени и денег, с другой - курсы, пусть даже бесплатные, до которых надо добраться и сидеть на лекции несколько часов в день. На выходе - документы, дающие одинаковое количество баллов при аттестации; про содержательную составляющую умолчим, так как она, вероятно, напрямую зависит от мотивации.
Есть образовательные организации, которые практикуют совместные мероприятия для педагогов. В чем же польза от такой работы?
Во-первых, мотивация участников. Для петербургского учителя поездка на несколько дней в Сочи, например, в конце марта в гости к коллегам - это событие. Ведь педагог получает возможность не только изучить опыт работы краснодарской школы в ходе различных образовательных мероприятий, но и повысить уровень своей общекультурной компетентности, да и просто переключиться.
Во-вторых, погружение. В течение дня учитель может не только присутствовать на лекциях в местном институте повышения квалификации, но и побывать в школе, а может быть, и применить полученные знания на практике в ходе урока с совершенно другими учениками.
В-третьих, готовность передать свой опыт. Изучая опыт коллег, человек задумывается о том, насколько безукоризненно делает он то же самое, насколько он может передать то, что получается у него лучше.
Нельзя сказать, что такая модель экономически более эффективна. Нет уверенности и в том, что она вообще может считаться формой повышения квалификации. Но с уверенностью можно сказать одно: эта практико-ориентированная модель, предусматривающая смену привычной обстановки и возможность осуществления совместной полезной и досуговой деятельности, обеспечит высокий уровень мотивации педагогов к самосовершенствованию и в итоге даст более значимый результат.
Но пока мы выбираем - вебинар в Сети или курсы в институте?

Денис БУХАРОВ, директор школы №13 Приморского района Санкт-Петербурга