- Марина Михайловна, географическое положение Бокситогорского района, вероятно, придает некоторые особенности развитию его системы образования. Если это так, то в чем они заключаются?
- Бокситогорский муниципальный район расположен в восточной и юго-восточной части Ленинградской области. С востока он граничит с Вологодской, а с юга - с Новгородской областями. На западе и северо-западе его территория примыкает к Тихвинскому району. Площадь нашего района достаточно обширна - 7,2 тысячи квадратных километров. От самого удаленного поселка до областного центра расстояние 250 км.
Если говорить о районной системе образования, то она представлена 40 образовательными организациями разных типов и видов. Сеть наших дошкольных образовательных организаций разнообразна по видам и сбалансирована в соответствии с состоянием здоровья детей дошкольного возраста, особенностями их развития, а также потребностью населения. Так, ДОУ комбинированного вида у нас 9, компенсирующего вида - 2, общеразвивающего вида - 4 и один детский сад. Также функционируют дошкольные группы в 4 муниципальных общеобразовательных школах на селе.
Что касается общеобразовательных организаций, то всего у нас в районе 17 школ, из них 8 городских и 9 сельских.
Шесть учреждений дополнительного образования распределены по территориальному принципу: школы искусств есть в Пикалеве, в Бокситогорске, в пос. Ефимовском, спортивные школы - в Пикалеве, Бокситогорске. Есть у нас также один базовый Центр дополнительного образования детей, расположенный в городах Пикалево и Бокситогорск.
Однако при очевидной удаленности нашего района от центра мы не чувствуем себя изолированными. Как и все районы нашей области, мы принимаем участие в региональных, федеральных смотрах и конкурсах, включаемся в инновационную, экспериментальную деятельность, находимся в курсе событий, происходящих в региональной системе образования.
- Крупные города Бокситогорского района строились вокруг градообразующих предприятий, однако известно, что у некоторых промышленных комплексов возникли проблемы. Это накладывает свой отпечаток на социальное благополучие жителей, в том числе родителей школьников. Становится ли школа в этом случае социокультурно-психологическим центром как для детей, так и для взрослых?
- Действительно, сегодня в управлении образовательной организацией участвуют не только педагоги школ, но и, безусловно, родители. В рамках независимой экспертизы осуществляются мероприятия по контролю за качеством преподавания предметов, за организацией в школах горячего питания, за укреплением материально-технической базы. На базе городских школ создаются школьные театры, участие в которых принимают родители. Большинство мероприятий, проводимых школой, - это совместный труд педагогов, родителей, учащихся. Для организации психологической поддержки, оказания помощи детям в период подготовки к ЕГЭ и ГИА на базе школ работают родительские комитеты.
- В докладе на коллегии Комитета общего и профессионального образования вы упомянули о базовых школах и развитии дистанционного обучения в районе. Расскажите, пожалуйста, об этом.
- В целях обеспечения права граждан на выбор образовательной организации, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в 2014 году в Бокситогорском районе продолжает развиваться дистанционное образование для детей-инвалидов. Эта работа ведется у нас с 2009 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Всего в 2014 году модули учебной программы в дистанционной форме осваивали 12 детей-инвалидов, обучающихся на дому, которым не противопоказана работа на компьютере. На базе Бокситогорского центра дополнительного образования детей прошли обучение трое родителей детей-инвалидов. Проводится систематическая работа с родителями детей-инвалидов: обучение, консультирование и обмен мнениями, личные встречи вместе с детьми.
Все общеобразовательные организации имеют возможность использовать дистанционные формы обучения, а системно в своей деятельности дистанционные технологии используют 11 школ. В 2014 году 176 учащихся обучались с использованием дистанционных образовательных технологий.
Что же касается базовых школ, то обеспеченность средней общеобразовательной школы №4 им. А.П.Румянцева в Пикалеве высококвалифицированным кадровым составом, материально-технической базой и позволила определить ее как базовую школу физико-математического профиля для школ Пикалева. В рамках сетевого взаимодействия между школами города заключены договорные отношения о реализации в рамках данной формы углубленного изучения математики, физики. Здесь проводятся семинары, круглые столы, разрабатывается план мероприятий по повышению качества математического образования в районе.
Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2 тоже стала базовой, только по естественно-научному направлению. Старшеклассники могут обучаться по данному профилю в рамках факультативных занятий во внеурочное время.
Кроме того, в районе появилось учреждение, реализующее образовательную программу «Школа полного дня». В рамках данного вида деятельности разработана и внедрена модель взаимодействия школы и социальных партнеров, созданы методические рекомендации по вопросам интеграции общего и дополнительного образования. Организация внеурочной деятельности позволила изменить содержание образования бокситогорской средней общеобразовательной школы №2. Здесь появились кадетские классы, сотрудники Государственной инспекции дорожного движения проводят внеучебные занятия, реализуются программы культуротворческой направленности.
- Повлиял ли подобный подход на качество образования в районе?
- В результате изменения в сети образовательных организаций повысился уровень обученности учащихся в сельских школах, реализация учебных программ в рамках профильного обучения позволила повысить качество преподавания предметов физико-математического, естественно-научного профилей. По итогам 2014 года аттестат об основном и среднем общем образовании получили все выпускники школ. Аттестат об основном общем образовании с отличием выдан 15 выпускникам 9-го класса, а золотыми медалями Ленинградской области «За особые успехи в учении» награждены 16 выпускников средних школ, серебряными медалями - 2 выпускника средних школ.
Сегодня система общего образования района - это сбалансированная сеть образовательных организаций различных типов и видов, отличительной особенностью которой является деятельность в инновационном режиме.
К примеру, на базе бокситогорского детского сада №5 комбинированного вида открыт Центр социально-игровой поддержки. Учреждение работает по теме «Социальное партнерство ДОУ как технология развития вариативности форм дошкольного образования». В рамках преемственности образовательных программ, введения ФГОС дошкольное учреждение не первый год работает со школой №2. В результате совместных мероприятий легче проходит адаптация детей к школе, результаты выпускников детского сада по итогам 2-го года обучения намного выше результатов детей из параллельных классов.
С целью развития одаренных учащихся в Бокситогорском районе внедряются механизмы сотрудничества с учреждениями среднего специального и высшего профессионального образования Бокситогорского района, с учреждениями дополнительного образования детей.
На базе Бокситогорского центра дополнительного образования детей в рамках регионального эксперимента создан ресурсный центр по работе с одаренными детьми. Важным мероприятием в работе центра стало проведение в каникулярное время сессий для одаренных детей с привлечением педагогов из Ленинградского областного университета им. А.С.Пушкина. В течение года они давали консультации по 5  предметам.
Наши таланты из Пикалева, Бокситогорска, деревни Бор показывают достойные результаты, участвуя в фестивалях: «Робофест-2012» - 1-е и 2-е места в соревнованиях «Hello, Robot!», «Робофест-2013» - 1-е место в номинации «Лучший подход к решению реальной производственной задачи» в соревнованиях «Инженерный проект».
- Каковы перспективы развития системы образования Бокситогорского района?
- Развитие отрасли я вижу в системной работе всех образовательных организаций, нацеленных на повышение качества предоставляемых услуг, в развитии сетевого взаимодействия между учреждениями района, в дальнейшем сотрудничестве между социальными партнерами.

Ленинградская область