Долгие годы Ставрополь-Волжский, воспетый талантливым поэтом Александром Ширяевцем, считался курортной зоной. Жигулевские горы, сосновый бор еще со старых времен привлекали внимание отдыхающих. В этих местах и сейчас повсюду санатории, базы отдыха, дачи, летние детские лагеря. С 1964 года город носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. В 70-е годы, когда начался бурный прирост населения, связанный с началом строительства ВАЗа, жители из разных частей СССР приезжали сюда и совместными делами, усилиями, общими помыслами и надеждами созидали, творили, строили дома, открывали школы, больницы, театры, музеи, одним словом, закладывали новую жизнь, привносили свои культурные традиции, но и не забывали об историческом прошлом города. Не случайно сегодня в Тольятти хорошо развита туристическая инфрастуктура. Замок Гарибальди - комплекс в неоготическом стиле, дом купца Субботина - уникальный памятник старорусской архитектуры, Молодецкий курган - одна из самых известных и красивых вершин Жигулей - это не полный перечень достопримечательностей. В городе ежегодно проводится до 10 фестивалей, среди которых хорошо известный Грушинский, «Планета кино», фестивали джаза имени О.Лундстрема, электронной музыки и экстремального спорта, «Барабаны мира» и другие. С татищевских времен середины ХVIII века просветительский, «епифанический» дух не просто витает в Тольятти, но и имеет свои реальные очертания, в том числе и в сфере образования.

Сетевая педагогика
Во второй столице Самарской области, как иногда шутят тольяттинцы, образовательная инфраструктура достаточна мощная - 5 вузов, 75 образовательных организаций, более 30 учреждений дополнительного образования, детские сады, специализированные школы-интернаты... Традиции и новации идут рука об руку, что особенно заметно в подходах к реализации так называемых городских проектов, имеющих широкий культурологический и общепедагогический контент. Насчитала таких аж шестнадцать:  проекты «Тольятти - город мира», развивающий межкультурное языковое пространство города, «Вектор развития», нацеленный на естественно-математическое развитие школьников, «Ступени успеха», повышающий экономическую грамотность детей, «Город толерантности»  для дошкольников с названием «Если ты не похож на меня», INFOКультура.ru с темой интерактивного обучения и информационной открытости, «Театр и музыка для детей», призванный пробудить интерес подростков к классике, к настоящему искусству, и другие. Нас же привел в город другой, близкий «УГ» и греющий душу проект, имеющий прямое отношение к конкурсу «Учитель года» и к тому, что происходит до и после него.
Всероссийский и тольяттинский конкурсы «Учитель года» практически ровесники. За 25 лет здесь сложилась своя система отбора победителей, продвижения более сильных педагогов от школьного этапа до суперфинала. Весьма тщательный, профессионально организованный на всех этапах конкурсный отбор наиболее талантливых учителей дал ощутимые результаты. За эти годы попробовали свои силы более 500 педагогов города. Пятеро из них стали победителями областного конкурса, четверо из которых в разные годы принимали участие во всероссийском финале, одерживали победы и получали призовые места. Участница конкурса «Учитель года России-1995» Татьяна Бакулина уже несколько лет директор гимназии №9, а Людмила Баринова, лауреат конкурса в 1999 году, возглавляет школу №23. Два конкурсанта из Тольятти - в 2002 году Юлия Мищенко, тогда учитель английского языка, теперь директор 38-й гимназии, заслуженный учитель РФ, и в 2011-м Алексей Осипов, учитель физической культуры школы №16, - стали обладателями малых хрустальных пеликанов.
 Сегодня даже скептики признают, что конкурсы в педагогической среде нужны и важны. Но участие в них не самоцель, скорее мощный стимул профессионального развития, собственного роста, когда победа, прежде всего над собой, становится залогом новых достижений в профессии. И потому важнее то, что происходит до и после самого профессионального состязания. И в осмыслении учителем своего личного, творческого потенциала и опыта коллег, и в последующем влиянии конкурса на то и другое. Послеконкурсное профессиональное педагогическое движение в подавляющем большинстве российских регионов - явление очевидное, реальное, динамично развивающееся... В Тольятти это назвали проектной линией конкурса «Учитель года» и воплотили ее в городском сетевом проекте «Педагогические высоты Тольятти». «Мы задумались над тем, - рассказывает Татьяна Терлецкая, руководитель Департамента образования городского округа Тольятти Самарской области, - как эффективнее использовать потенциал участников конкурсов разных лет, чтобы в целом повысить профессиональный уровень педагогов нашего города, смотивировать их на творческий рост и самореализацию в профессии. Наряду с конкурсом 2015 года решили провести педагогические десанты для учителей, творческие мастерские для работников дополнительного образования, воспитателей, классных руководителей, чтобы более активно распространять инновационный опыт победителей и лауреатов конкурса разных лет и уровней».
Идею Департамента образования обсуждали всем миром и организовали некий «Калейдоскоп педагогических практик», старт которому дали в прошлом году образовательные учреждения, педагоги которых активно и результативно участвовали в конкурсах и получили за это статус базовых. Поскольку конкурсы педагогического мастерства в городе осуществляет муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ресурсный центр», то разработку и реализацию проекта поручили этому учреждению. Он был включен в перечень городских сетевых проектов, а его участниками стали педагоги и школьники образовательных учреждений всех типов школ городского округа Тольятти. Авторы идеи пошли дальше, вглубь, организовали конкурсы по конкретным учебным дисциплинам в номинациях «Математика и физика», «Музыка и МХК», «Русский язык и литература», «Химия и биология», пригласив в жюри конкурсантов и победителей из других регионов. Появился инициированный 38-й гимназией еще один, теперь  всероссийский проект «Учителя года  - педагогам России», что закономерно, ведь за последние пять лет  ее посетило более 50 победителей и призеров конкурса «Учитель года России». При поддержке Гимназического союза России проект реализуется  также в режиме онлайн.  Для работы в жюри для предметных конкурсов недавно приезжали физик Людмила Правдина, директор физико-технического лицея №1 города Саратова, заслуженный учитель РФ, суперфиналист конкурса «Учитель года России-2004», музыкант Анна Булик,  учитель лицея №230 из города Заречного, победитель конкурса «Учитель года Пензенской области-2014», участник всероссийского финала. Именно поэтому базовой площадкой для  проекта стала городская лингвистическая гимназии №38. Лучшего выбора и не могло быть. Ведь ее директор Юлия Мищенко в 2002 году получила титул победителя всероссийского конкурса, став за год до этого обладателем необычной премии «Свет души» в городском конкурсе «Толерантность как этическая и правовая основа российского образования». С тех пор Юлия Сергеевна дарит ученикам и учителям своей гимназии, которая вошла в Топ-500 лучших школ России, свет своей души и педагогический талант, кстати, унаследованный еще и от мамы - директора гимназии №35 Людмилы Сураевой, заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук, победителя другого Всероссийского конкурса - «Лучшие школы России». Два директора, две гимназии, входящие в общероссийскую программу «Гимназический союз России», авторитетны и известны. Мама и дочь - яркие и энергичные руководители-менеджеры, всегда устремленные в будущее, добивающиеся высоких результатов, по-хорошему соревнующиеся между собой,  разве не сюжет для педагогического романа?!
 
Год литературы
и Век поэзии
Конкурс среди учителей-филологов, который не мог не состояться в Год литературы, завершился победой молодой, но весьма зрелой по глубине осмысления роли литературного образования учительницы из гимназии №9 города Тольятти Марии Васильевой. Председатель жюри Олег Парамонов из Брянска, снова гость из другого региона, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1993», не только оценивал коллег, но и провел два мастер-класса - педагогический и поэтический, начав со стихов Анны Ахматовой, чьи строки «И мы сохраним тебя, русская речь...» стали эпиграфом самого конкурса. Все участники, а в финале было шесть человек, следуя призыву знаменитой поэтессы, умело показывали, как нужно беречь «великое русское слово»,  пробуждать у детей интерес к чтению, к книге, к хорошей прозе и поэзии. Подумалось мне о том, что и их земляк, местный поэт, к сожалению, мало известный широкой публике, Александр Ширяевец (Абрамов), мог бы стать для тольяттинских словесников еще одним в их литературно-педагогическом деле помощником. Не только потому, что он родился в Самарской области в селе Ширяево, а в Ставрополе-Волжском (значит, в историческом прошлом Тольятти) какое-то время работал писцом в канцелярии казенного лесничества. Этот город оставил след в творчестве поэта, он называл тот период в жизни «настоящим раем». И посвятил городу стихотворение «Ставрополь Самарский», воспев его как город юности, прекрасной природы, верных друзей. Волга («Рядом Волга плещет, льнет, про бывалое поет») и Жигули («Есть ли что чудесней Жигулей-хребтов?») навсегда останутся для него недостижимым краем мечты. Поэт покинет город, долгие годы будет жить в Ташкенте и станет самым близким и любимым другом Сергея Есенина, дарование которого он оценил уже с первого прочтения  его стихов. Жизнь  окажется трудной и короткой (прожил 37 лет). Прощаясь с другом, которого называл «баюном Жигулей и Волги», Есенин попросит друзей и его похоронить рядом «с любимым Шуркой», а одно из лучших своих стихотворений посвятит именно Александру Ширяевцу: «Мы все теперь уходим понемногу...  В ту страну, где тишь и благодать...  Может быть, и скоро мне в дорогу...  Бренные пожитки собирать». Есенин ушел из жизни в 1925 году, ровно через год после смерти Александра  Ширяевца.  Друзья-поэты покоятся на одном  кладбище - Ваганьковском - в Москве недалеко друг от друга.
Полезно все-таки, отправляясь в новые или уже знакомые места, побольше узнать о них. Отыщи всему начало, говорил Козьма Прутков, и ты многое поймешь. Вот и  поняла,  почему тольяттинцы  - народ дружелюбный и гостеприимный, творческий и душевный. И сам город, в котором образовательные проекты учат детей любить настоящее в жизни, науке,  искусстве, словно слышит голос их земляка, «волжского соловья» Александра Ширяевца, написавшего когда-то: «Пусть к родимому Поволжью песни звонкие летят». Еще раз убедилась: участие и победы в конкурсе - дело не напрасное. Как высоко несут учителя года этого удивительного города, что в Самарской области, полученные когда-то титулы, звания и выполняют свою миссию,  продвигая лучшие педагогические идеи, инновационные технологии во благо детей! Скажу им спасибо поэтическими строками: «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле». Так, помните, заканчивается стихотворение Сергея Александровича Есенина, посвященное его любимому  другу Александру Васильевичу Ширяевцу.

P.S. Мы признательны мэру Тольятти Сергею Игоревичу Андрееву за вручение почетного диплома, за слова благодарности в адрес, цитирую, «легендарной «Учительской газеты»,  распространяющей инновации в образовании, за поддержку конкурсного движения, за педагогические открытия, о которых педагогическое сообщество узнает со страниц вашего издания». Сердечное спасибо городской лингвистической гимназии №38, ее «Синей птице», символу побед и достижений, за полет и вдохновение и, конечно же, школьникам за бесценный подарок - картину с изображением пеликана, выполненную в технологии ручной росписи по ткани.

Москва - Тольятти - Москва