​По воле случая последнее состязание профессионального конкурса «Лучший учитель города Казани-2015» в номинации «Ветеран-педагог» состоялось в Международный день спонтанного проявления Доброты. Только для собравшихся 17 февраля в школе №113 Ново-Савиновского района семерых финалистов, отдавших учительской профессии всю свою жизнь, доброта и сердечная щедрость - вовсе не спонтанное, а привычное и естественное состояние души. Примечательно, что за день до этого они проводили мастер-класс с учениками 8-11‑х классов именно на эту тему. И хотя каждый из них использовал свою методику, результат был один - убеждение ребят в том, что добро - это категория вечная, делающая человека Человеком.

Красной нитью тема доброты и добра прошла и в их выступлениях на третьем завершающем конкурсном задании - презентации жизненного кредо. Слушая этих убеленных сединой людей, влюбленных в свою профессию, я пожалела, что не была их ученицей, но искренне порадовалась за тех, чьими учителями они были. Биография практически каждого участника номинации достойна пера романиста. 43 года отдал школе Владислав Николаевич Лапшин. Его учительской династии 300 лет! Основал ее дед по отцу - учитель церковно-приходской школы в царской России. Учителями были родители Владислава Николаевича, жена, а теперь преподают дочь, внук и племянницы. Последние 23 года Лапшин проработал в казанской школе-интернате им. Е.Г.Ласточкиной с глухими детьми. Когда он только пришел туда, на выпуске его подопечных ждали такие профессии, как грузчик, подсобный рабочий, уборщица… Он сделал все, чтобы сломать эти стереотипы. В результате в педагогическом училище №2 при поддержке его директора Ш.И.Нафикова была открыта первая группа для глухих ребят, которые успешно окончили учебное заведение и сейчас работают в казанских школах. Это был первый опыт не только в республике, но и в России.

В трудовой книжке Александры Ивановны Поляковой всего одна запись - учитель биологии СОШ №12 Вахитовского района Казани. В этой школе Александра Ивановна проработала 47 (!) лет. По своему определению, она везучая: и с экзаменаторами при поступлении в вуз повезло, и на уроках самого Виктора Федоровича Шаталова посчастливилось побывать, а с какими маститыми педагогами работать и впитывать их бесценный опыт! Не каждый, как Александра Ивановна, может похвастаться 10‑ю выпусками. Таким образом, она полностью воплотила свое кредо - «Жизнь дана на добрые дела!».

Выступления педагогов сопровождались слайдами, добрым юмором, авторскими песнями и стихами. И не было в этом ничего удивительного, ведь все они люди неординарные, все - творческие.

Александр Александрович Данилов (СОШ №60 Авиастроительного района), в свое время добился строительства новой школы взамен старых деревянных построек. Как и все, он защитник лучших традиций советской школы, их сохранения и развития. Его педагогический стаж - 41 год. Все это время, от учителя до директора, он сеял разумное, доброе, вечное, каждодневно воплощая свое профессиональное кредо, заключенное в крылатых словах Некрасова.

Свое сердце отдали детям Сания Мирсалиховна Гилязова (СОШ №177 Ново-Савиновского района), Изабелла Александровна Дунаева (СОШ №97 Приволжского района), Валерия Федоровна Никитина (СОШ №137 Кировского района), Светлана Ханусовна Вильданова (СОШ №66 Московского района), чьи выступления также сопровождались аплодисментами зала.

На церемонии награждения финалистов конкурса поздравили начальник Управления образования Казани, кандидат педагогических наук Ильсур Хадиуллин, председатель конкурсного жюри, председатель Комиссии по образованию и науке городского Совета ветеранов (пенсионеров), заслуженный учитель школы ТАССР, отличник просвещения СССР Нина Назарова, главный специалист рескома Профсоюза работников образования и науки Гульсина Гафарова. Они подчеркнули, что участники конкурса блестяще прошли все испытания, продемонстрировав при этом высокий профессионализм и верность своей профессии, ставшей для них призванием. И каждый из них достоин звания лучшего. «Без вас мы сегодня не можем говорить о патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, преемственности традиций», - сказал Ильсур Гараевич. Об окончательном решении жюри педагогам предстояло узнать чуть позже на награждении победителей и призеров конкурса, которое по традиции проходит в Казанской ратуше.

Впечатления у ветеранов о конкурсе самые восторженные - это здорово! Конкурс надо продолжать, но при одном «но» - чтобы обязательно в нем принимали участие молодые учителя. Очень бы им хотелось поговорить, подискутировать с ними, к примеру, за круглым столом, обсудить школьные проблемы. Ведь они, как опытные наставники, могут и подсказать что-то молодым коллегам. Кстати, по их мнению, надо бы в школе и наставничество возродить, которое сегодня почему-то неоправданно забыто.

А еще они очень благодарны своему профсоюзу за то, что не забывает их и на пенсии. Вот и сейчас вместе с Советом ветеранов города и городским отделом образования подарил им такой праздник!


Нина ГАТАУЛЛИНА,

Казань


P.S. Итоги городского конкурса «Лучший учитель года-2015» были подведены в Казанской ратуше 26 февраля. Абсолютным победителем признана учитель химии школы №85 Ново-Савиновского района Наталья Леонидовна Смирнова. Победителем в номинации «Ветеран-педагог» стала Александра Ивановна Полякова - учитель биологии школы №12 Вахитовского района, 2‑е место занял Владислав Николаевич Лапшин, экс-директор Школы-интерната им. Е.Лас­точ­ки­ной для глухих и слабослышащих детей Советского района, 3‑е - Александр Александрович Данилов, экс-директор школы №60 Авиастроительного района.

Мэр Казани Ильсур Метшин отметил идею устроителей конкурса по организации такой номинации. «Ветераны - это наш отдельный золотой фонд. Мы всегда думаем, как использовать их опыт», - сказал глава города. Он предложил выделить определенное финансирование для поощрения неработающих педагогов, которые могли бы поделиться с молодыми учителями накопленным опытом и знаниями.