Жанна СИНЕЛЬНИКОВА, заместитель начальника управления организации обучения и социализации в профессиональном и дополнительном образовании Департамента образования:


Городской общедоступный проект «Университетские субботы» стартовал в сентябре 2013 года, его цель - создание новых форм дополнительного образования и предоставление москвичам широких возможностей для организации интеллектуального досуга, повышения образовательного уровня школьников, популяризации науки и научных достижений и профес­сионального самоопределения обучающихся. В рамках мероприятий проекта ведущие профессора московских вузов знакомят школьников с новыми достижениями. В 2013-2014 учебном году в проекте участвовали 38 вузов (34 государственных, 4 частных), в 2014-2015 учебном году таких вузов уже 54 (52 государственных, 2 частных), в прошлом году вузы провели 737 мероприятий, в этом году запланированы 1313, их посетили в прошлом году более 28 тысяч москвичей, в нынешнем году только с сентября по декабрь - более 60 тысяч москвичей.

Отрадно, что в этих мероприятиях участвуют и наши известные спортсмены, дипломаты, представители органов исполнительной власти: в МГИМО выступал чрезвычайный и полномочный посол РФ Валерий Егошкин, в РГСУ - чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, в Евразийском открытом институте - префект ЮВАО Владимир Зотов. Формы мероприятий в вузах совершенно разнообразные - от лекций, мастер-классов, семинаров, творческих занятий, экскурсий до тренингов.

Какова тематика «Университетских суббот»? Наибольшее количество предложений вузов - это техника и технологии (24%), общественные и гуманитарные науки (22%), искусство (18%), экономика и управление (10%), естественные науки (8%). Некоторые мероприятия вузы проводили на стыке нескольких тем. Очень многие посетители отмечают не только хорошую теоретическую часть (лекции, тренинги), но и практическую значимость тех мероприятий, которые предлагают вузы. Многие московские школьники отмечают, что приходили на «Университетские субботы» не единожды и придут еще. Мы смогли сделать выборку активных посетителей «Университетских суббот» - это: гимназия Московского государственного университета путей сообщения, кадетская школа-интернат №5 «Преображенский кадетский корпус», политехнический техникум №2, Центр образования №1468, кадетская школа-интернат №1 «Первый московский кадетский корпус», гимназия №1576, лицей №1575, кадетская школа-интернат №8 «Московский кадетский корпус юстиции», гимназия №1584. Интересно, что, когда мы обращались в те образовательные организации, ученики которых наиболее активно посещали «Университетские субботы», то там даже не знали о том, что их дети участвуют в этих мероприятиях. То есть не было никакой специальной организации какого-то конкурса среди школ - кто чаще и активнее участвует в этих мероприятиях, но, конечно, есть заслуга школы в том, что она пропагандирует этот проект и показывает, какие возможности благодаря ему появляются у юных москвичей.

В 2013 учебном году проходил конкурс на лучшую университетскую субботу, в нем принимали участие девять вузов, первое место занял Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина. В 2014 году в конкурсе приняли участие 13 вузов - МИФИ, Первый государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина, МГУТУ имени К.Г.Разумовского, Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина, МПГУ, МСХА имени К.А.Тимирязева, МГТУ имени Н.Э.Бау­ма­на, МАИ, Российский медицинский университет имени Н.И.Пи­ро­го­ва, МИИТ, МГУ имени М.В.Ломоносова. Первое место занял в этом году Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова с лекцией «Я дышу, а значит - я живу! Наши сложные легкие». Мероприятия университета отличали творческий подход, креативность, широкое использование современных технических средств, доступность для восприятия школьников сложных медицинских проблем. Второе место занял Московский государственный университет путей сообщения за проведение лекции «Физические попурри: задачи и опыты обо всем вокруг», третье место у Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова за проведение лекции и мастер-класса «Работаем с фотографией: постановочная съемка».

Каковы же перспективы развития проекта «Университетская суббота»? Мы не стоим на месте, проект будет развиваться, мы наметили основные шаги в этом направлении. Это:

совершенствование форм и методов информирования о проведении мероприятий проекта «Университетские субботы» (развитие сайта «УС», участие в образовательных выставках);

размещение записей лучших мероприятий «УС», проведенных в сентябре-декабре 2014 года, на сайте «Университетских суббот»;

совершенствование форм обратной связи с посетителями «УС» - отзывы на сайте, анкетирование, опросы - для повышения качества проведения лекций, мастер-классов, семинаров;

продолжение проведения конкурса «Лучшая «Университетская суббота».

Андрей КАМКИН, ректор РГМУ имени Н.И.Пирогова:

Я благодарю министра образования Москвы Исаака Калину за организацию «Университетских суббот». Хотя Исаак Иосифович и говорит, что идея была не его, я, как ученый, скажу: в мире бывает огромное количество идей, они витают в воздухе, о них знают все, но очень мало находится людей, которые хотят и пытаются реализовать перспективные идеи. В данном случае ценность не в идейной стороне, а в реализации, в том, что было сделано. По существу, понятно, что было сделано в 2013 году, - создана принципиальная система, которая позволила прямо со школьной скамьи переводить ребят в ранг абитуриентов, студентов, потом предлагать им постдипломное образование и дальнейшее образование в течение всей жизни.

Мы с большим удовольствием присоединились к проекту «Университетская суббота» в 2014 году. Идеологом «Университетских суббот» был проректор И.Лозинский, в еженедельных мероприятиях вуза принимали участие сотрудники и студенты университета А.Иванов, А.Гущин, И.Челышева, Л.Зиневич, И.Левчук, С.Маховский, Е.Сергиенко, Е.Мирошниченко, И.Цукурова, В.Негребецкий, О.Мигяев, И.Далгатов, С.Маскина, Д.Гарри, Д.Пензева. Мы очень рады, что за этот год мои коллеги так хорошо поработали в нашем университете, что стали победителями конкурса «Лучшая «Университетская суббота», мы благодарны Департаменту образования за столь высокую оценку нашей деятельности.

Для нас проект представляет существенный интерес, потому что у нас, помимо всего прочего, есть огромные возможности, для того чтобы привлекать в вуз нынешнее поколение молодых людей. Надо сказать, что среди наших прошлых студентов - вчерашних школьников только 10 процентов учились по призванию, остальные - потому что мама сказала, что это престижно, а папа: «Куда ты, дурак, пойдешь? Только в медицину!» Теперь с учетом «Университетских суббот» мы надеемся, что к нам придут профессионально ориентированные абитуриенты, а это для медицинского университета все-таки самое главное. Если мы возьмем любой университет, то его выпускники могут в чем-то напортачить - ракета не долетит или еще что-то случится, а наши выпускники все-таки отвечают за жизнь людей. Именно поэтому в нашем университете предъявляют жесточайшие требования к образовательному процессу, мы в прошлом году подняли минимальный балл ЕГЭ до 70 баллов, в этом году поднимем еще больше. На сегодняшний день, в том числе и благодаря «Университетским субботам», мы надеемся, что к нам придет профессионально ориентированная молодежь, для которой медицина будет призванием, а не просто способом получения заработной платы за восьмичасовой рабочий день. Это основная задача, которая стоит перед нами, потому что дальше наши выпускники идут на постдипломное обучение, становятся кандидатами и докторами наук, но дело даже не в этом, а в том, что они лечат граждан нашей страны, дай бог, чтобы среди наших выпускников были люди, которые делают это от души.

Для проведения мероприятий «Университетских суббот» у нас есть достаточно высокие возможности, много таких вещей, которыми можно занять школьников. Это прежде всего наши симуляционные центры - одни из лучших в Российской Федерации (мы тут делим лавры с Первым медом). Мы разворачиваем эту систему очень активно и эффективно для школьников: когда они видят перед собой муляж человека и могут проводить с ним какие-то чисто медицинские процедуры (откачать «утонувшего пациента», сделать непрямой массаж сердца), все это вызывает у ребят большой интерес. Все наши сотрудники вкладывают душу в эту работу, видя тот блеск в глазах школьников, который возникает, когда ребята попадают в такую благожелательную обстановку, где к ним относятся с любовью.

У нас в университете сейчас работает центр новых образовательных технологий, есть центр инновационных технологий, есть прекрасное дистанционное образование. Мы можем фактически дистанционно каждого желающего школьника прикрепить к нашему университету, и он будет готовиться к поступлению в университет, минуя репетиторов, при этой системе аппарат репетиторов уходит в прошлое. Надо смотреть правде в глаза: репетиторы делятся на тех, кто стремится любой ценой заработать, и тех, кто все-таки так или иначе учат, не очень глядя на заработок, но осуществить такое разделение репетиторов практически невозможно, поэтому создание нашей модели дистанционного обучения школьников по физике, биологии, химии, математике приносит или принесет свои плоды. У нас много и других любопытных наработок.