М​ое личностное становление неразрывно связано с историей моей гимназии как свободного пространства творчества, мышления и развития. Важная характеристика созданных условий для социальной и творческой деятельности - открытость образовательных практик и инициатив наших ребят, что позволило мне принять личное участие в создании сети школ «Некрасовская республика», которую я также представляю сегодня.

Наш сетевой союз - это отдельные образовательные организации, объединенные едиными ценностями взаиморазвития, взаимомотивации и движения вперед, это, говоря по-английски, state-holders - участники образовательного процесса, основная направленность которого связана с развитием гражданской активности, созданием условий для появления таких личностей, которые бы умели вести диалог, дружить, поддерживать друг друга, интеллектуально, нравственно, духовно соответствуя великим традициям российской культуры и государственности.

Частью выбранной стратегии развития и гимназии, и сети стал переход от школы обучающей к школе деятельностной! В таком образовательном пространстве (образовательное пространство понимается как саморазвивающаяся система взаимосвязей и взаимодействий родителей, учеников, педагогов, администрации, социальных партнеров на основе имеющихся материально-технических ресурсов) роль ученика не ограничивается посещением уроков и дополнительных занятий. Ученик самостоятельно делает сотни выборов в области воспитательных и обучающих практик, участвует в работе коллегиальных общественных органов управления (управляющих советов, коллегий, собраний, творческих групп, творческих мастерских), осуществляет множество проектов по преобразованию окружающего пространства и самого себя, решая подчас сложные социальные задачи.

Правовое основание для такой непривычной для наших родителей, бабушек и дедушек роли ученика - Федеральный закон «Об образовании в РФ», где в главе 3, статье 26, части 2 прописан важный принцип для работы управляющего совета и детей, входящих в него: «Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности»!

В этой же статье записано: «Часть 4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации». Кроме того, в части 6 есть тезис: «В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы».

Таким образом, именно по инициативе учеников могут формировать советы обучающихся, выполняя главную при этом миссию, ради которой они, собственно, и создаются: представлять интересы обучающихся в образовательном пространстве учебного заведения, а также для участия в управлении образовательной организацией.

Каковы же основные права ребенка внутри ОО, каковы основные идеи коллегиальности управления школой? Сам принцип коллегиального управления, собственно, и предполагает участие учеников школы в ее управлении. Основной орган, который позволяет осуществить данную задачу, - это реально действующий управляющий совет школы как орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления. Что это означает на деле? Когда школой управляют только представители официальной властной вертикали - учредители, члены школьной администрации во главе с директором, характер управления можно обозначить как исключительно государственный, ведомственный. Но если к реальному управлению школой начинают привлекать и представителей общественности, прежде всего родительской и детской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Это важный принцип государственной политики в области образования, так как только на этой основе граждане государства смогут реально принять участие в его судьбе, одновременно неся ответственность за принятые решения.

Идея создания управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и представители общественности (родители и активные ученики), не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа. Управляющий совет не единственный и не первый в истории нашей школы орган общественного участия в школьных делах. В то же время он существенно отличается от своих предшественников и современников. В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса - учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей, педагогов, управляющий совет - общешкольный внутренний орган управления школой и поэтому должен представлять, выражать и защищать общие интересы всех участников образовательного процесса. Управляющий совет также отличается от попечительских советов, которые все чаще создают не внутри школы, а рядом со школой (или несколькими школами) как самостоятельные юридические лица. Самое главное - управляющий совет (и это четко отражено в его названии) отличается от всех других общественных структур, связанных со школой, тем, что он юридически получает право участвовать в управлении школой, принятии и выполнении управленческих решений, которые касаются широкого круга вопросов - от благоустройства школьной территории до проведения просветительских акций, организации выставок, творческих фестивалей, интерактивных сессий или образовательных клубов.

Развитие школьного самоуправления по-настоящему реализуется только тогда, когда ребята осознают одну очень важную мысль: ученик - самый главный участник образовательного процесса - и начинают действовать так, чтобы практика не расходилась с идеей.

Для получения качественного образования необходимо, чтобы для детей были созданы максимально комфортные, мотивирующие к учению условия. Для этого активные и желающие ученики входят (в соответствии с квотой, наличием свободных мест) в состав управляющего совета, группы активных коллегий в зависимости от решаемого вопроса (для организации дня гимназического самоуправления - одни коллегии, для помощи детскому саду - другие). На заседаниях совета ученики выступают перед другими членами, предлагают идеи по плану развития школы, обсуждают и представляют деятельность команды ученического самоуправления. Таким образом, исходный посыл для раскрытия реальной роли ученика в школе - это его возможность что-то изменить, преобразовать, это его уверенность, что к его мнению прислушаются, его поддержат и поймут!

Для нас, учеников, важно, что управляющий совет в современном образовании становится гарантом максимального использования потенциала ОО. Думаю, наше будущее, будущее Москвы как крупнейшего мирового мегаполиса и России зависит только от нас. Только мы, будущее поколение, вместе со своими педагогами-наставниками можем влиять на него, участвуя в тех практиках, которые предоставляет нам школа: создание команды ученического самоуправления, членство в управляющем совете!