​результате сложилась система, согласно которой любая новация, попадая в сложившееся ментальное поле, либо вскоре пропадала, либо искажалась, взамен появлялась имитация работы (нужно использовать деятельностные технологии обучения - напишем, что они используются, нужно реализовывать новые ФГОС - напишем, что мы давно это делаем). Объявленные принципы государственно-общественного управления в образовании привели на первых порах к созданию «карманных» управляющих советов, а открытость школы, широко декларируемая, на деле, не умаляя шаги, совершенные в эту сторону в виде публичных сайтов и открытых процедур аттестации, вызывают в среде директоров и педагогов настоящую панику. Этот фактор не позволяет по-настоящему определить, что действительно из предложенного меню деятельностей удается школам, что вызывает затруднения, какие школы по-настоящему уже многого достигли в работе школьных команд, в использовании деятельностных технологий обучения.

Имитация - это болезнь, избавление от которой в изменении личности самого директора. Необходимые директору качества - способность к саморазвитию, так как это развивает гражданскую культуру на основе расширения кругозора и способности дальновидно мыслить; честность перед самим собой и отвержение каких бы то ни было нечестных путей и желания скрыть брак в работе; чувство ответственности не за себя, а за ребят, за район, за город.

Первое, с чего начала «Некрасовская республика» в этом отношении, - это мотивация к развитию через диалог. На деле это означало признание своих сильных и слабых сторон, беседы без обид на тему, что получается, а что не очень, признание дефицита знаний, компетенций и человеческих качеств, причем без обвинительных приговоров и взаимных санкций, а на основе реального понимания той точки, в которой мы все находимся. Магистерские программы НИУ ВШЭ стали важной вехой саморазвития директора, сложность подтолкнула к личностному движению.

Второе - создание условий бесконечных взаимопроникновений в сети (вебинары, очные встречи, клубы, посещение уроков, внеурочных практик, фестивалей, совместные творческие дела и дискуссии) - не могло не сделать школы открытыми друг для друга. Нельзя сказать, что это безболезненный процесс, преодоление недоверия, нежелания друг у друга учиться, догматизм мышления по принципу «У меня все равно лучше» стали зримыми препятствиями, преодоление которых - это та же тяжелая работа над собой. Условия конкуренции еще более осложнили эту работу. При этом очевидно - гражданский мир и консолидация лежат не в плоскости закрытых дверей и оборонных инициатив, развернутых между соседними школами, а в плоскости взаимопонимания и взаимообучения.

Лечение от имитаций осуществляется посредством воспитания чувства ответственности за результаты своего труда. Скажете, это недостижимо для взрослого человека, если эти качества не были сформированы в детстве, но с этим можно поспорить. Директор школы, как правило, человек ответственный, так как ему приходится решать массу вопросов для других и во имя других. Но есть два фактора, которые ему мешают, - нежелание взваливать на себя еще больший груз и ограниченность восприятия последствий собственной деятельности, неспособность мыслить за пределами своей школы. «Лечение» в сети - совместные дела для района, для города (например, проект «Книжный шкаф», обсуждение общих тем «Почему мы стали меньше читать?»). Если такие практики осуществляют директора, школы, то они по определению не могут быть названы неэффективными, так как сегодня даже минимальные движения по развитию гражданской культуры - это серьезные результаты, работающие на будущую устойчивость общества и гражданский мир.

Лада СИЛИНА,

директор гимназии №1595