Н​адо сказать, что важным механизмом, который позволяет двигаться вперед, стал механизм создания больших школ. Большая школа - это возможность агрегирования и больших материально-технических ресурсов, и финансовых ресурсов, и развития многих ресурсов, в том числе и кадровых. Каждый директор лучшей школы на своем опыте так или иначе это воспринял и использует.

За последние три года материально-техническая база московских школ сильно выросла - это проведение капитальных и текущих ремонтов, приобретение оборудования, можно сказать, что сегодня нет школ, где не известно, что такое интерактивная доска, где нет компьютеров. Мы работаем в условиях материально-технической обеспеченности выше необходимого уровня - необходимой и достаточной. Если говорить о финансовых ресурсах, тут тоже произошли существенные изменения. Равновесный норматив финансирования образовательных программ для каждой школы позволил выровнять условия получения образования и условия реализации образования. Средства для школы выделяют большим пакетом, а школа самостоятельно ими управляет. У нас есть грантовая поддержка школ, возможность получения средств из бюджета в рамках государственных работ, есть возможность получить средства на дополнительное образование школьников. Совокупность всех этих ресурсов дает школам возможность быстро развиваться, и многие школы почувствовали на себе, что результат создания больших школ дал для них большой рывок в рейтинге. Многие школы не только вошли в Топ-400, но и попали в грантополучатели, и тут тоже не последнюю роль сыграло объединение школ в комплексы. Но сегодня возникает самый важный вопрос: все ресурсы мы объединили, рывок сделали, а как эту высокую позицию в рейтинге удержать?

Понятно, что ресурс укрупнения уже практически исчерпан - сколько денег есть, столько и будет, теперь все зависит от того, как ими распоряжаться. Но с другой стороны, деньги и материально-технические ресурсы не будут тем самым важным фактором, который позволит либо удержаться на той позиции, которую школа заняла благодаря агрегации всех ресурсов, либо идти вперед, либо - и такое может произойти - случится откат с этой позиции. Развитие ситуации может складываться по-разному. Что же может нам помочь удержать позиции, какой механизм может быть предложен?

Совокупность всех ресурсов позволяет школе прежде всего теперь сделать самый главный упор на развитие содержания, на получение тех самых образовательных результатов, по которым мы и считаем себя, видим свое место в группе лучших образовательных организаций столицы. Совокупность ресурсов позволяет реализовывать предпрофильное и профильное обучение, причем в разных его вариантах независимо от того, будет ли это серьезный технический профиль или профиль, который не менее серьезен, но, может быть, не требует каких-то больших знаний по теоретической физике или химии, а будет прикладным профилем или профилем, связанным с искусством, культурой, развитием знаний по мировой художественной культуре. Профильное образование - это возможность удержать позицию по образовательным результатам. Дополнительное образование - тот ресурс, который получили все школы, причем для школы важно в дополнительном образовании не только и не столько его досуговая составляющая (хотя и это тоже важно), сколько подходы к нему как к подспорью развития в школе профильности, раннего выявления способностей ребенка, специализации, углубления в изучении предметов. Все это возможное направление развития дополнительного образования, продолжение профильного образования, для того чтобы получать хорошие образовательные результаты, держать свою высокую позицию в рейтинге. Агрегация ресурсов позволяет успешно вести социализацию и социальную адаптацию детей. Все вместе это будет работать на реализацию ФГОС от стандарта дошкольного образования до стандарта старшей школы, на который мы переходим по мере готовности.

Что же из ресурсов большой школы должно нам здесь помочь? Помочь нам тут может и должно только одно - наш кадровый ресурс. Большое количество учителей в большой школе - это возможность по-разному строить и обеспечивать качественное образование, с этим не поспоришь. Большое внимание профессиональному развитию учителей и учительского коллектива - важное направление поддержания того высокого уровня образования, который есть. Наука, педагогика, психология, все научные дисциплины не стоят на месте, продвигаются вперед, и учителя должны за ними успевать. Те средства, которые школы получают на повышение квалификации, конечно, нужно так рассматривать, распределять и тратить, чтобы они помогали учителям развиваться, вести школу вперед и поддерживать содержание образования. Возможности вузов надо рассматривать точно так же и очень серьезно относиться к процедуре повышения квалификации учителей.

Важны возможности большой школы в формировании эффективной управленческой команды. Нужно отметить, что все мы привыкли, что в большой школе работает и большая управленческая команда, в которую входят люди, отвечающие за уровни образования, за каждое отдельное здание, за финансы, то есть у каждой школы своя сложная структура управления. Между тем надо сказать, что каждая структура Департамента образования уже определилась, с кем из школьной команды она будет работать. Поэтому есть предложение, которое хорошо было бы обдумать уже сейчас, в середине учебного года, чтобы подготовиться к сентябрю будущего года.

У нас сегодня в школе тот, кто отвечает за содержание образования, тот отвечает и за его качество. Сегодня ситуация, когда, условно говоря, установка - сам уроки провел, сам проверил и сам собой доволен - должна немного измениться. Процедуры контроля качества, процедура работы и отслеживания этого качества даже на уровне Российской Федерации, на уровне субъекта РФ разделены: функция контроля и надзора не то же самое, что функция управления. Всем этим занимаются разные структуры департаментов, разные структуры в Министерстве образования и науки РФ, и, наверное, не зря они разные - сам себя каждый человек объективно контролировать просто не может. Может быть, в большой школе нужно подумать о том, чтобы были, условно говоря, заместитель директора по контролю качества и тот заместитель, которого я называю заместителем по содержанию образования, хотя это не полное его название, скорее это заместитель, отвечающий за все образование, за объединение уровней образования, его содержания, может быть, это такой конвергентный завуч, тот, кто объединяет все. Мы привыкли, что у нас в школе есть завуч по начальной школе, по средней школе, по иностранным языкам, по информатизации. Наши учителя, как бы мы ни старались их объединить, работают со своим завучем, но один завуч не всегда успевает посмотреть, что творится в другой группе педагогов, в другой информационной группе внутри школы. Только объединение всех знаний и сложение всех необходимых позиций в одну с точки зрения выполнения (как при сложении всех ресурсов) в большой школе позволит достичь качественного скачка на первом этапе. Сложение информационных, образовательных, содержательных ресурсов позволит удержать позиции школы и достичь лучшего результата с точки зрения наших образовательных достижений, образовательных событий и образовательных результатов. Понятие «заместитель по содержанию образования» - это вовсе не значит, что всем этим человек должен заниматься единолично. Конечно, у него внутри школы будут и методисты, и методические объединения учителей, то есть команда, отвечающая за целостное содержание образования, не разбитое на предметные квартиры, на возрастные образовательные группы, на группы обязательного и дополнительного.

Сегодня активно начали работу с завучами городской методический центр, Московский институт открытого образования, Московский институт развития образования. Завучей приглашают на разные мероприятия, но они говорят: «Что вы нас зовете? Мы занимаемся своей работой, пишем отчеты, собираем разные бумажки. Не трогайте нас, мы сидели, сидим и дальше будем сидеть на своем месте!» С такой позицией невозможно говорить о том, что в школах сохранятся высокие образовательные результаты. Тот импульс, который школа получила путем объединения материально-технических и финансовых ресурсов, краткосрочен, к счастью, может быть, высокий результат рейтинга 2014 года и был получен за счет этого импульса. Но дальше надо думать над развитием содержания образования, над использованием кадрового ресурса. Использовать кадровый ресурс будет правильно не в отдельности, а вместе. Есть конвергентное утверждение о том, что лошадь в упряжке везет две тонны, а две лошади везут вместе не шесть тонн, а двенадцать или даже пятнадцать, потому что их силы складываются. Объединение позиций и объединение в команду всех отвечающих за содержание образования позволит школам сохранить позиции и продвигаться вперед. Об этом я приглашаю подумать всех директоров московских школ. ГМЦ, МИОО, МИРО готовы работать вместе со школами по формированию таких конвергентных завучей и помогать сохранять те позиции, которые есть у школ, двигаться вперед с этих позиций.

Мнение по поводу

Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:

- Есть классическое выражение: «Каждый умирает в одиночку». Когда смотришь на школу чуть дистанцированно, находясь не внутри школы, то понимаешь: каждый наш учитель за знания учеников точно бьется в одиночку. Того, что Татьяна Васильева называет конвергентным подходом (а ученик - один, в его голове, хотим мы или не хотим, все равно должно быть метапредметно и конвергентно), к сожалению, в школах пока нет.

Конечно, не надо отождествлять понятия «управленец» и «администратор». Татьяна Викторовна говорит об администраторах, а управленцев в школе может быть очень много, но желательно, чтобы это были играющие тренеры, чтобы если есть методист, то это учитель, который имеет право быть методистом и заслужил это право своими результатами. Устраивать внутри школы контору с людьми, которые не учат детей, сегодня просто бессмысленно. Я понимаю, откуда это взялось в 80-е годы - нельзя было директору платить людям зарплату, как хотел, поэтому он набирал себе ставки в штатном расписании, под них ему давали фонд оплаты труда. Сегодня нам этого не нужно, школа может иметь практически неограниченное количество управленцев, если это будут учителя, которые благодаря своему опыту, знаниям и уважению в коллективе еще выполняют и управленческие функции. За четыре года количество чиновников и квазичиновников вне школы сократилось уже примерно в 8 раз. Сейчас мы с апреля 2015 года начинаем следующий этап сокращения, и вместо 439 ставок в управлениях Департамента образования у нас останется 130. Я думаю, что и это излишнее количество, что в дальнейшем вполне Департамент образования численностью в 60 человек сможет выполнять свои функции и решать свои задачи. Но школы должны в самом деле приобрести свободу за счет очень серьезной модернизации внутришкольного управления, прекращения содержания внутришкольных чиновников, которые существуют только для того, чтобы отчитаться перед окружным управлением образования и Департаментом образования. У школ есть возможность сформировать команды играющих тренеров, при этом будет ограниченное количество администраторов, а городской методический центр должен предложить алгоритм подготовки конвергентных завучей.


Кадровые назначения


Распоряжением от 2 марта 2015 года мэр Москвы назначил Виктора Фертмана заместителем руководителя Департамента образования.

Виктор Фертман - заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, учитель высшей категории, автор, создатель и в течение многих лет успешный руководитель Московской городской столичной гимназии, в последнее время - начальник Центрального окружного управления образования.