Конкурс, придуманный Общероссийским Профсоюзом образования, - очень серьезный и очень нужный. А еще он уникальный. Права заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова, ставшая председателем жюри: «В таком аспекте мы еще никогда и нигде деятельность учреждений дополнительного образования не оценивали. Перед вами, участниками, стояла очень сложная задача. И мы, оценивая, это хорошо понимаем». Она назвала коллективы, приехавшие для участия в состязании, первопроходцами.
А председатель Ямало-Ненецкой окружной организации профсоюза Ольга Березина, организатор конкурса на Ямале, заметила, что жесткой конкуренции здесь нет и не может быть: «Мы делаем одно общее дело, и делить нам нечего, кроме успехов наших детей». Удивительно тонко, тактично, с чувством юмора и огромной теплотой Ольга Леонидовна вела одно из очных испытаний, представляя каждую команду как настоящих звезд.
Кто же приехал в Салехард? Представители девяти учреждений, чьи программы дистанционно прочитало и выделило жюри на заочном туре из программ 18 организаций. Была и десятая команда, но, к сожалению, не смогла приехать.
Итак, вот участники очного тура:
Дом детского творчества, город Тарко-Сале, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ;
Дом детского творчества, поселок Пурпе, Ямало-Ненецкий автономный округ;
Станция юных техников, город Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ;
Центр детского творчества «Надежда», город Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ;
Центр детского творчества, город Лабытнанги, Ямало-Ненецкий автономный округ;
Центр детского творчества, город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ;
Центр детского творчества, город Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ;
Центр технического творчества, город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ;
Центр развития творчества детей и юношества «Полярис», город Мончегорск, Мурманская область.

Участники должны были в один день рассказать о себе в строго определенных форматах - дать «Презентацию команды» и представить «Защиту программы развития организации дополнительного образования детей» (и ответить на вопросы после выступления, если останется время). Мало того, каждая организация еще и выставку, посвященную своей деятельности, привезла. Стенды развернули в гимназии №1 Салехарда, где и прошел весь конкурс.
Защита программы проходила суше, в деловом ключе, зато во время первого испытания, представляя команду, конкурсанты блистали фантазией, остроумием, оригинальными идеями. Демонстрировали презентации о своей работе, а затем педагоги появлялись на сцене, словно сойдя с экрана. Читали стихи и пели песни. Показывали видеофильмы, где дети рассказывали о родных центрах детского творчества… А команда Дома детского творчества поселка Пурпе сняла сюжет, ничем не уступающий знаменитому «Ералашу», о том, что взрослые порой бывают как дети… А когда зал вытер слезы от хохота, педагоги спели: «Мы знаем точно, невозможное возможно…» На конкурсе - да!
К сожалению, рассказать обо всех конкурсантах невозможно, ведь деятельность любого учреждения богата и насыщенна, на очерк о каждом ушла бы вся газета целиком… Остается представить победителей, обладателей трех призовых мест.

Центр детского творчества Ноябрьска, первое место
Центр предлагает детям попробовать себя в 40 творческих объединениях. В фильме, который показала команда, сами ребята уверенно и по-хозяйски рассказали о них: «Любишь творить своими руками? Тебя ждут в любом из творческих объединений декоративно-прикладного направления. Хочешь освоить технику макраме и бисероплетения? Вперед, на занятия объединения «Волшебный узелок»! Желаешь подарить кому-то из друзей или близких эксклюзивный сувенир или неповторимую деталь интерьера? Смело направляйся в мастерскую сувениров. А лучше - в объединение «Городецкая роспись». Хотя нет, в школу рукоделия! Что, растерялся? Надо, чтобы все было быстро, в комплексе и по расписанию? Тогда оправляйся, дружочек, в Город мастеров. Там к уже перечисленным умениям и техника папье-маше добавится, и электромоделирование, и работа с пластичными материалами».
А еще ЦДТ действует как базовый (опорный) центр по организационно-методической работе по направлениям: методическое, психологическое, информационное, социально-досуговое. И создает условия для развития детских общественных организаций:
- городская организация школьников «Союз Активной Молодежи»,
- клуб «Золотая игла», который входит в международную ассоциацию «Золотая игла»,
- содружество детских общественных объединений «Я-МАЛ».
Тема программы развития Центра детского творчества Ноябрьска - «Развитие личности ребенка в условиях деятельностного подхода как результат качественного образования». Для реализации программы выделены основные направления, содержащие вот такие интересные инновационные проекты:
1. Совершенствование системы оценки качества образования в МБОУ ДОД «ЦДТ».
2. Комплексная программа «Спектр» как модель совместной с общеобразовательными учреждениями реализации внеурочной деятельности на начальной ступени обучения.
3. Комплексная краткосрочная образовательная программа «Школа актива» как условие и возможность успешной социализации и эффективной самореализации молодежи в социально-досуговой деятельности.
4. Природоохранная деятельность детей как средство воспитания экологической культуры.
Но главное, и об этом педагоги центра сказали со сцены «живьем», здесь есть «особый творческий мир, в котором каждому, и маленькому, и большому, найдется доброе слово, улыбка и дело по душе».
Центр детского творчества Нижневартовска, второе место
Началось представление команды с забавного «немого» фильма - как педагоги во главе с директором Анатолием Владимировичем Черногаловым собирались на конкурс. Погрузили в рюкзаки инвентарь и на лыжах отправились в Салехард.
На сцену конкурсанты вышли со словами «Когда городу нужны герои, приходят они - команда единомышленников Центра детского творчества города Нижневартовска… Будем знакомы!».
Директор признался: «Нашему городу - 43, нашему центру - 44, а мне - 45». И улыбнулся: «Бывает и такое».
А если серьезно, в центре работают замечательные педагоги. «А ведь только у талантливых педагогов могут быть талантливые дети, - уверены конкурсанты. - Их у нас более пяти тысяч из 42 образовательных учреждений города. Только за прошедший год около трех тысяч воспитанников Центра детского творчества стали победителями и призерами конкурсов и соревнований различного уровня, от региональных до международных».
В ЦДТ Нижневартовска успешно реализуются 73 общеобразовательных программы по шести направлениям и 23 программы деятельности.
Чем гордится эта команда профессионалов? «Три детских коллектива образцовые. Школьное лесничество «Бурундучок» вот уже десять лет - лучшее лесничество Югры и Уральского федерального округа. Городское научное объединение учащихся «Росток» успешно представляло Югру на Северном международном форуме, в Корее, Исландии, Аляске. Среди выпускников турклуба «Каскад» десять мастеров и 26 кандидатов в мастера спорта. Команда КВН «Фиолетово» - чемпион окружной лиги Международного союза КВН».
Фольклорный ансамбль «Отрадушка», поисковый отряд «Родина», детские общественные организации «Шаг» и «Ориентир», студия эстрадного вокала, творческое объединение «Дизайн и мода», шоу-балет, гитарный клуб, творческая мастерская, театральная студия - далеко не полный перечень детских образовательных организаций в составе нижневартовского центра.
Одно из направлений его деятельности - работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Более 15 лет функционирует семейный клуб «Надежда», который объединяет 23 семьи.
«Мы не только обучаем, но и организуем содержательный досуг детей и подростков в лагерях, трудоустраиваем старших воспитанников, ведем допрофессиональную подготовку, а также проводим множество городских мероприятий, конкурсов, фестивалей и концертов», - подчеркнули педагоги.
А вот особая цифра -18 выпускников центра, получив профессиональное образование, вернулись в учреждение в качестве педагогов…

Центр детского творчества Лабытнанги, третье место
На сцену вышли женщина и девочка в национальных костюмах. Мама обратилась к дочке: «Когда я была такая, как ты, твоя бабушка, моя мама, говорила, что самое главное в жизни - найти свое место. Сейчас у детей появилось гораздо больше возможностей. Мы с тобой живем в замечательном северном городе Лабытнанги. Название означает «семь лиственниц». Семь - число, которое обладает магической силой. Для того чтобы пройти семь путей, открылись семь дверей, нужно попасть туда, где помогут найти свое место в жизни. Доченька, пойдем, я тебе покажу».
И девочка с мамой очутились в центре детского творчества. А там… Богатство - 34 дополнительные образовательные программы по четырем направлениям - художественно-эстетическое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, эколого-биологическое. 2347 ребят приходят на занятия. Работают 37 объединений, 103 группы. 10 программ реализуются в рамках ФГОС. Преподают 29 высокопрофессиональных педагогов.
Уже 18 лет у маленьких лабытнанцев и их родителей неизменной популярностью пользуется школа раннего развития «Гармония». Ежегодно более 150 малышей от 4 до 7 лет занимаются в ней английским языком, изобразительным искусством, оригами, ритмикой, грамматикой, психологией, занимательной математикой.
В 1996 году в Центре детского творчества состоялось открытие первой экспозиции музея этнографической культуры народов Севера. В 2002 году на его развитие был получен грант губернатора Ямала, а в 2008‑м - выдан паспорт школьного музея. Фонд музея насчитывает более тысячи экспонатов. Здесь можно посмотреть фильмы о Севере, о его жителях, природе, стать участником мастер-класса по изготовлению национальных кукол, пошиву сувениров и многому другому. В настоящее время это учебная площадка для реализации дополнительных образовательных программ.
Есть в центре клуб «Наша территория», где занимаются развитием молодежных инициатив. А профессионально-ориентированные программы востребованы у старшеклассников, которые интересуются своим здоровьем, внешним видом, модой. Ребята осваивают специальности парикмахера, портного. И, что очень важно, в конце обучения проводится экзамен, по результатам которого присваиваются квалификационные разряды и выдаются свидетельства государственного образца.
Здесь эффективно работает многоуровневая система массовых мероприятий по выявлению и поддержке талантливых детей, которая включает в себя возрождение народных традиций, организацию каникулярного отдыха, социально значимых мероприятий, образовательных проектов, творческих конкурсов.
И снова на сцене мама с дочкой. Девочка восхищена: «Мама, как здесь здорово!» И мама с ней согласна: «Конечно, доченька, потому что здесь работают творческие, талантливые люди».

Мнения экспертов
На хорошем, деловом конкурсе всегда наступает момент, когда жюри хочет поделиться своими впечатлениями с конкурсантами, высказать критические замечания, которые помогут им профессионально вырасти. Наступил такой момент и на конкурсе «Арктур-2015».

Ангелина ЗОЛОТАРЕВА, ректор Института развития образования, Ярославль:
- Я сама руководитель учреждения и понимаю, как важно развиваться в условиях существования программы развития. Иначе идем в потемках. К сожалению, в большинстве сегодняшних выступлений все-таки акцент был на отчете о проделанной работе, а не стратегических направлениях, которые вы для себя выбрали. Мы знаем, как замечательно работает наша система дополнительного образования. Наверное, мы потому и живы до сих пор, что все так любим то, что мы делаем. Вопрос стоял о другом - как мы развиваем то, что делаем?
Что такое программа развития? Это создание образа будущего и определение путей движения к этому образу. Хотелось услышать от вас, какой образ вы нарисовали, увидеть изюминки, идеи, модели, понять, какие механизмы вы построили для достижения этого образа.
Что еще важно в программе развития? Отталкиваясь от сегодняшнего состояния, показать цель. Надо выделить главное, и это тот «хвост», за который учреждение «вытягивает» себя. Целью могут быть условия. И, конечно, ребенок должен присутствовать. Ребенок - главная цель. Ставя цель, важно прописать результат. В этом логика программы развития. Главный критерий реализуемости программы - это реализуемость цели. Поэтому важно определить реальный результат и построить пути движения к нему. Дать показатели и показать, что вы их достигли.

Ирина КАЛИШ, директор Федерального детского эколого-биологического центра дополнительного образования детей:
- Важно, разрабатывая программу развития, четко выдерживать структурные элементы - цель, задачи, ожидаемый результат, замеры показателей, управление программой. Кроме того, мы сами для себя должны определиться с понятийным рядом: что под тем или иным термином, определением, понятием мы имеем в виду. И не бросаться словами «модель», «система», «рабочая программа», «эффективность»…
Порадовало ваше желание быть яркими, интересными в первом конкурсном задании. Тем не менее несколько общих замечаний. Общая тема презентации - «Наша организация - команда профессионалов». И хотелось бы, чтобы вы крутились вокруг этой темы. Не просто отчет, не просто презентация вашего образовательного учреждения. Надо показать, убедить, что вы действительно команда профессионалов.
Как часто мы с вами прячемся за технику! Много было сегодня роликов. Если мы показываем ролик, у него должна быть изюминка, какая-то особенность. Мы показываем обычные результаты нашей деятельности, наших детей. А хочется увидеть вас.
Спасибо вам, что вы сегодня работаете в системе дополнительного образования зачастую не благодаря, а вопреки. Мы с вами не выживаем - никогда не соглашусь! Мы с вами продолжаем жить, работать, радоваться.

Светлана АБДУЛЛИНА, заместитель начальника управления образования Копейского городского округа Челябинской области по вопросам воспитания и социализации детей:
- Такой бесценный опыт нигде не взять. Я прочитала все программы. Но очное знакомство - это совсем другое. Большое спасибо! Я очень благодарна и Центральному совету Общероссийского Профсоюза образования, и всем вам, коллеги, за подаренный вами опыт. Сверить позиции: как мы в своей территории живем, так же интересно или, может быть, у вас что-то интересное подсмотреть - это было очень важно для меня.
Чего не хватило? На мой взгляд, чтобы делать программу развития, стратегически нужно самому коллективу определиться, кто мы: центр воспитания, центр досуга?.. От этого самоопределения и будет зависеть стратегическая задача. Если есть такое самоопределение, тогда и с программой развития становится яснее.

Владимир ОМЕЛЬЧЕНКО, заместитель директора Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения:
- Сейчас формирование личности, которая обеспечит устойчивое развитие страны, наша ключевая задача. Воспитав человека, который будет ориентирован сам на себя, нам вряд ли удастся решить эту государственную задачу.
Сегодня мы больше слышали о туризме как виде спорта. На ведь создан федеральный координационный совет по развитию детского туризма. Эта деятельность рассматривается не только сквозь призму спортивного туризма, но сквозь призму активизации походной деятельности с учениками. Центры дополнительного образования, которые занимаются этой деятельностью, должны стать проводниками решения этой задачи. Мы подразумеваем, что практически каждый ребенок должен уметь находиться в природной среде и ходить в походы.

Татьяна ВОРОБЬЕВА, директор Центра детского творчества, Пермь:
- Я хочу поблагодарить ваши муниципалитеты за то, что ваши учреждения обладают очень хорошей, крепкой материальной базой. У вас есть много того, чего нет в других регионах. Имея такой потенциал, и материально-технический, и кадровый, вы можете многого достичь. Огромное спасибо за то, что вы делаете!
Заключительное слово сказала председатель жюри, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова:
- Уважаемые коллеги, вы продемонстрировали очень интересную, очень полезную деятельность. Вы продемонстрировали веру в себя, в коллектив. Вы показали, что у вас не только есть потенциал, но вы умеете его реализовывать.
Почему мы организовали этот конкурс? Мы еще раз хотим доказать всем - и детям, и родителям, и власти, всем, кто еще сомневается, - что учреждения дополнительного образования не только могут, но имеют право на самостоятельное развитие.
Мы благодарим вас за смелость, за профессионализм, вы доказали, что каждое новое задание вам по плечу, надо только немножко еще постараться.