Система реорганизации объединила учреждения не только юридически, но и фактически коллективы с разными традициями, возможностями, уровнем профессионального развития. Этот процесс поставил перед нами новые задачи. Как обобщить опыт, как отказаться от неэффективного взаимодействия? В нашей школе мы тоже решали эти задачи. Основная работа пришлась на содержательную часть через разработку совместных проектов. Первое, что лежало на поверхности, - проекты по преемственности. Мы объединили начальную школу и дошкольное отделение в единое информационное поле, получив единое профессиональное взаимодействие. Второе: у нас создана единая психолого-медико-педагогическая комиссия, которая объединила эти направления с включением и средней школы в том, что касается содержательной части. В «дошколке» сделали ступени, что внешне, кажется, разделило коллектив, но эта структура выплат стимулирующего фонда построена так, что верхняя ступень оценивает работу нижней, и на основании этого нижняя получает стимулирующие выплаты. Эта профессиональная общая ответственность, которая в результате коллектив объединяет.
Одним из значимых моментов в слиянии коллективов стал лесной тренинг командообразования. Все сотрудники выехали на лесную поляну, где, разбившись на команды, проходили веревочные эстафеты. Победу могла одержать та команда, которая нашла пути эффективного взаимодействия, использовала в достижении цели возможности каждого члена команды для общей победы. Такой опыт забыть невозможно. Тренинги такого рода дают абсолютное понимание, что командой называют вовсе не группу людей, но качество отношений внутри этой группы.
В СЗАО всегда вели работу с ветеранами педагогического труда. Нашей школе всего 10 лет, и у нас пока нет ветеранов-педагогов, но взаимодействие было бы интересно и ветеранам, и молодым учителям. Я выступила с инициативой, чтобы ветераны-педагоги округа приезжали к нам в гости, участвовали в мероприятиях. У нас хорошо развито волонтерское движение, мы готовы поддержать пожилых педагогов. Сейчас, в наше непростое время, как никогда, им важна наша помощь. Это важно и для молодых учителей.
Я предлагаю профсоюзу педагогических работников обратить пристальное внимание на молодых специалистов. Школа несет ответственность за выращивание их как профессионалов, использует различные методики, наставничество, но, чтобы мы их видели как активных граждан, для этого нужна комплексная система мер. В городе она существует, но город большой. Эту систему нужно обсуждать на межрайонном уровне. Вместе с профсоюзами школы должны проводить выработку активной гражданской позиции, чтобы молодые учителя могли транслировать в общество и своим ученикам общую государственную политику в образовании и культуре. Под этим углом зрения надо смотреть на вклад молодых специалистов.
Сейчас перед межрайонным советом директоров стоит новая задача - объединить профсоюзные организации по межрайону без утраты специфики своего коллектива, сохранить уникальность.

Ольга ЯРОСЛАВСКАЯ, директор школы №1298, депутат Московской городской Думы