Всегда ли это слово имело свое значение для каждого? Всегда! Испокон веков каждый для себя определял свои границы патриотизма и степень своей патриотичности. Но почему же именно сейчас о патриотизме говорят так много? Почему сейчас разрабатываются программы развития патриотических качеств личности? Боюсь, ответ будет неутешительным. Ни для кого не секрет, что именно сейчас нас окружает огромное количество информации, направленной как раз на разрушение патриотических чувств: жестокие фильмы с главным героем, в поведении которого напрочь отсутствует патриотический пример, так называемая литература, полная восхищения образцами служения «золотому тельцу», да и газеты особо не отстают - публикуют статьи про разбои, грабежи, теракты... Может все это способствовать воспитанию патриота? Думаю, мало найдется людей, которые положительно ответят на этот вопрос.
Так какими же способами и средствами воспитывать этот самый патриотизм? Как воспитать людей, для которых слово «Родина» будет откликаться теплом в сердце, желанием оберегать свою семью и сохранить красоту и неповторимость места, где родился и вырос, для своих детей?
Способов и средств огромное количество: организация и проведение мероприятий, популяризирующих историческое прошлое народа; встречи и интервью с людьми, чей труд принес славу России; трансляция социальной рекламы; изучение истории и т. д. Все это регулярно происходит в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования детей. Но мне бы хотелось обратить внимание на одно важное средство, которое мы порой недооцениваем. Это художественно-прикладное творчество.
Задач у художественно-прикладного творчества великое множество: развитие творческих способностей, создание ситуации успеха, формирование практических навыков изготовления различных изделий своими руками, воспитание чувства прекрасного... Но цель, на мой взгляд, одна - воспитание человека с прекрасной душой, душой, способной сопереживать, понимать, заботиться. Только такой человек может вырасти добрым, заботливым, трудолюбивым и, конечно, настоящим патриотом.
Например, занятия рисованием. В каждом городе есть кружки во дворцах творчества, где детей учат рисовать. Казалось бы, какое отношение рисование имеет к патриотизму? Ведь постоянно рисовать только патриотичные сюжеты, связанные с войной, скучно и неинтересно. А как сформировать патриотизм, рисуя разные картинки? Но ведь ребята на занятиях рисуют виды родной природы, животных, членов своей семьи. Разве это не воспитывает патриотические качества личности? Кроме того, педагоги, которые проводят занятия, обязательно рассказывают о традициях, особенностях, направлениях русской живописи, о русских художниках и их творческом вкладе в прославление России во всем мире. А такие примеры - один из эффективных способов воспитания патриотических качеств у подрастающего поколения. Плюс происходит знакомство с историей развития российской живописи, расширение кругозора воспитанников, и это тоже ненавязчиво работает на формирование патриотизма.
Очень большой популярностью в последнее время пользуется плетение из бисера. Какое отношение оно имеет к рассматриваемой теме? Прямое! Ведь это очень полезный вид творчества. Из бисера можно создавать картины, такая работа воспитывает эстетические чувства. Можно делать аксессуары, декорировать предметы одежды, посуду и т. д.,  то есть обустраивать свой быт. Это воспитывает в юных мастерицах усидчивость. Они учатся радовать себя и своих близких эксклюзивными подарками. Чтобы мастерить долговечные и красивые изделия, нужно научиться правильно выбирать бисер и знать сочетания цветов. Таким образом, формируются умения, необходимые для семейной жизни. А семейные отношения - одна из важнейших составляющих патриотического воспитания. Кроме того, занятия сопровождаются исторической справкой, которая тоже идет во благо воспитания.
Если мы обратим свое внимание на занятия кружков, работа которых направлена на изготовление поделок из разных видов материалов, так это вообще огромная патриотическая работа. Прежде чем приступить к изготовлению поделки, например из войлока, педагог рассказывает историю появления войлока, как он использовался в быту, обращает внимание ребят на интересные исторические факты, связанные с этим материалом,  по сути, знакомит со страницами русской культуры.
Еще есть различные ткани, кожа, мех, природные материалы. И каждый из этих материалов имеет свою неповторимую историю, свою «запись» на страницах русской истории и истории других народов, которую тоже важно знать не только для общего развития, но и для того, чтобы научиться ценить самобытность своей культуры. Само изготовление изделия, как правило, сопровождается подробным рассказом о нем. И это дает очень важный эффект в формировании патриотического мировоззрения подрастающего поколения. А уж про развитие творческих навыков, я думаю, можно не говорить. Это и так для всех очевидно.
Вкратце я попыталась объяснить свою позицию по уместности использования средств художественно-прикладного творчества в воспитании патриотических качеств. Я думаю, что педагоги-прикладники ежедневно ненавязчиво, но очень эффективно проводят воспитательную работу, направленную на формирование духовно-нравственных и патриотических качеств. Хотя по большому счету это воспитание должна осуществлять в первую очередь семья. Однако эту нагрузку зачастую берут на себя школа, детский сад и дополнительное образование.
Хочу напомнить об одной, казалось бы, банальной вещи. Как часто мы о ней забываем...  Если мы хотим видеть подрастающее поколение патриотами, мы сами должны ими быть! Мы должны проявлять свои патриотические качества не наигранно, с помощью красивых слов, а искренне, подтверждая слова конкретными делами.
И никогда нельзя забывать о том, что наши дети - наше отражение. Так что давайте начнем с себя.

​Людмила ШУПИЛОВА, заместитель директора Центра детского творчества города Ноябрьска Ямало-Ненецкого АО