Возраст: ученики 4-5-х классов.

Цель разработки: воспитание у школьников в условиях образовательного учреждения качеств патриота Отечества.
Разработка предназначена для учителей начальных классов, классных руководителей, организаторов воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Сегодня в нашей стране очень много говорится о развитии патриотизма, даже разработаны федеральные программы патриотического воспитания учащихся. Но для многих школьников патриотизм, увы, пустой звук. И только ли для них? А педагоги, родители? У некоторых из них эти понятия вызывают иронию, раздражение и т. п.
Как же изменить ситуацию? Как заинтересоваться самим и увлечь школьников темой патриотизма?
   
Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется:
- в заботе об интересах своего отечества;
- в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения;
- в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества;
- в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям;
- в готовности подчинить свои интересы интересам страны;
- в стремлении защищать свою страну, свой народ.

Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам.
Патриотизм - чувство гордости и сопереживания за свою страну, которое должно быть у любого уважающего себя человека.
В чем заключается патриотизм именно школьника и как он должен проявляться? На эти вопросы и призвана ответить настоящая методическая разработка, цель которой - воспитание у школьников в условиях образовательного учреждения качеств патриота Отечества, а основная задача - привлечение внимание педагогов, родителей и учащихся к этой непростой теме.

Современные школьники прагматичны, и чтобы их чем-либо заинтересовать, необходимо показать им практическую значимость предмета обсуждения. Рекомендуем задать ребятам вопрос: «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» Об этом особенно уместно спросить школьников, среди которых даже в начальной школе немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это следует накануне классного часа, посвященного патриотическому воспитанию.
Подобные вопросы способны привлечь ребят к конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» довольно странный, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое обдуманное мнение на этот счет. Целесообразно устроить конкурс на лучший, с точки зрения ребят, ответ на этот вопрос. Пусть все поделятся своими мнениями.    
Отвечая, ребята невольно задумаются и над таким вопросом: «В чем выражается, проявляется патриотизм?»
Заслушав мнения ребят и выбрав с их помощью лучший ответ, следует продолжить тему.
Учитель: Давайте на минуту задумаемся, какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего лексикона и сознания исчезнут понятия «патриот» и «патриотизм», «Родина» и «Отечество».
Кое-кто из слушателей может с недоумением спросить: «Ну и что?» - а кто-то сразу задумается.
Надо обязательно сказать, что раздумья о Родине - самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни.
Для подведения итогов дискуссии стоит предложить ребятам несколько вариантов ответа на вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?». Только в дальнейшем обязательно следует фразу «Патриотом быть выгодно» заменить утверждением «Патриотом быть жизненно необходимо».

Тезисы для беседы
1. Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, ее прошлому, к памяти живших до нас людей, в первую очередь наших родственников. Патриотизм проявляется в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь порождает новое знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто наступает на одни и те же грабли.
Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков, забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей. Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям в настоящем, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть жизненно необходимо.

2. Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою Родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить - дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем нетрудно сохранить. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро. Поэтому патриотом быть жизненно необходимо.

3. Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к Отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами и на словах отстаивает престиж своей страны. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого стержня. Это закон жизни. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть жизненно необходимо.

4. Патриотизм проявляется в способности гордиться своей страной, защищать ее ценности, в первую очередь свободу и независимость, чтить и хранить вековые традиции. Традиции - это оплот любой нации. Человек, люди, страна - тот, кто отказывается от своих традиций, своих национальных ценностей и святынь, рискует лишиться своих корней в истории, своей свободы и независимости, так как рано или поздно начнет жить в пространстве традиций, идеалов и ценностей других наций. Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации.
Чтобы страна самостоятельно развивалась, необходимо охранять и отстаивать традиции, территорию, культуру, язык, верования. Это способны сделать те, кто грамотно выстраивает свои взаимоотношения со страной, в которой живет и на благо которой трудится. Таким образом, происходит становление гражданина страны. Человек занимается познанием себя и поиском своего места в стране, жизни. У человека как гражданина своей страны формируются чувство ответственности за свои поступки, верность идеалам, желание сохранить собственные традиции и ценности. А это воспитывает личность, делает ее совершеннее. Поэтому патриотом быть жизненно необходимо.

5.  Патриотизм проявляется в способности испытывать возвышенные чувства к собственной стране, ее природе, культуре. Эти чувства проявляются в переживаниях, сопричастности, эмоциональных откликах на происходящие события. Патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам можно отнести к высшим духовным ценностям. Чувство патриотизма делает человека активным, готовым отстаивать дорогие его сердцу ценности. Чувство патриотизма, как и другие светлые чувства, - необходимое условие развития и становления человека как личности. Ведь формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных ценностей общества, а также через творческое открытие человеком новых ценностей. Происходит духовное совершенствование личности. Поэтому патриотом быть жизненно необходимо.
В заключение беседы стоит прочесть ребятам рассказ на патриотическую тему, а затем обязательного его обсудить. Но какой? Очень важно именно в этот момент попасть в цель.
Мой опыт работы показывает, что классный руководитель может провести воспитательную беседу на таком эмоциональном уровне, что у некоторых школьников на глазах выступают слезы, она запоминается им на очень долгое время и закладывает основу для глубокого осознания проблемы. Такой метод должен быть основан на погружении ребенка в ситуацию проживания событий, в которых принимают участие его же сверстники. Подлинное воспитание возможно только через проживание, сопереживание.
Для реализации такого подхода перед чтением рассказа необходимо предложить школьникам поставить себя на место понравившегося героя из рассказа «Гвоздики к Дню Победы».    
Необходимо очень выразительно и эмоционально прочесть этот рассказ о мальчишках, один день из жизни которых, возможно, перевернет сознание ваших учеников. После прочтения стоит обязательно помолчать, обратить внимание на реакцию школьников и затем попросить высказаться, не задавая никаких вопросов. Нужно очень внимательно всмотреться в каждого ребенка. Открытия обеспечены. О многом скажет пауза, которая порой значительнее любых речей.   
(Рассказ «Гвоздики к Дню Победы» опубликован на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/918)

На родительском собрании стоит порекомендовать родителям вышеназванный рассказ и посоветовать посмотреть вместе с ребенком известнейший и любимый старшим поколением фильм «Щит и меч» по роману Вадима Кожевникова, обязательно с финальными кадрами, где звучит знаменитая песня «С чего начинается Родина», которую можно назвать гимном патриотизму. Потом, через несколько дней, когда ребенок не будет занят своими делами, ненавязчиво дать ему снова послушать эту песню и как бы между делом поговорить о ее содержании. Родителю со своим ребенком это сделать проще, чем на классном часе. Во втором случае можно спроектировать с этой целью занятие.
А когда фильм будет просмотрен и песня прослушана (пусть даже не всеми школьниками), стоит провести классный час на тему «Что для тебя значит Родина?». Для начала можно предложить ребятам высказать свое мнение о песне, обратить их внимание на серьезность ее содержания, глубину и задать вопросы: «Много ли в настоящее время подобных песен? И от кого зависит сделать песни настоящего времени содержательнее и душевнее?»
Затем следует предложить учащимся поразмышлять на тему «Что для тебя значит Родина?» и написать небольшое эссе, в котором обозначится позиция автора. Только надо обязательно объяснить ребятам, что в песне «С чего начинается Родина?» у поэта Михаила Львовича Матусовского понятие и образ Родины ассоциируются с запевкой скворца, старой отцовской буденовкой, стуком вагонных колес, картинкой в букваре потому, что он это прожил, прочувствовал. Поэт отразил в песне близкие своему сердцу черты и сделал их достоянием многих людей. У каждого человека, гражданина, формула Родины складывается из своих слагаемых. Затем целесообразно предложить учащимся привести примеры героев, которыми они гордятся и восторгаются. Каково отношение их героев к своей Родине?
В связи с этим очень эффективна воспитательная работа по выявлению «героев среди своих». Для этого нужно просмотреть личные дела всех работников школы. Найти незаметного героя, который спас человека или животное, предотвратил какую-то беду и т. д. На классном часе подробно рассказать об этом и ненавязчиво подчеркнуть, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, не в хождение под знаменами с песней, а в способности делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого не видят и за это не награждают.
Надо говорить о том, что патриотизм не в пламенных речах с трибуны, а в самых обычных делах - когда человек сажает дерево около школы или дома, выходя из автобуса, выбрасывает билет в урну, а не на землю. Патриотизм проявляется даже в хороших оценках школьников, потому что оценки - это мера ответственности человека.
Ученикам следует обязательно объяснить, что без воспитания любви и уважения к русскому языку, без осознания его величия и могущества не будет решена эта задача. К.Г.Паустовский писал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».  Русские писатели-патриоты всегда придавали огромное значение борьбе за чистоту родного языка, ведь язык - это не только средство общения людей, но и средство их воспитания, самовоспитания.
Итогом такой воспитательной работы может стать начинающийся духовный поиск школьников. Ответы на вопросы, написание эссе и дебаты приводят к высказыванию сокровенных мыслей, раскрытию таящихся в глубинах души чувств. Циничных или равнодушных ответов и работ, как правило, не бывает.
В результате обязательно кто-то задумается над поставленными вопросами, кто-то пересмотрит еще раз замечательный фильм «Щит и меч», кто-то прочтет сам роман Кожевникова,  в любом случае цель занятия хотя бы частично будет достигнута.
А если такие занятия станут частыми и повсеместными? Тогда непременно количество перейдет в качество.
Есть другой выход? И эффективнее ли?   

Татьяна ПОПОВА, учитель, методист, воспитатель, Москва