Татьяна СЕМЧЕНКОВА, учитель физики  средней школы №34 Смоленска

Цели урока:
- обобщить основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкостей при испарении, изменения агрегатного состояния вещества;
- проверить умение чертить и читать графики зависимости температуры тела от времени при плавлении и кипении, охлаждении и конденсации;
- проверить умения учащихся объяснять явления природы, связанные с изменением агрегатного состояния вещества, и построения графиков этих явлений;
- воспитывать познавательный интерес к предмету;
- формировать ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении намеченной цели, активную жизненную позицию.
Оборудование:  ноутбук, проектор, слайд-шоу «Явления природы», задачи с текстовой информацией, графические задачи.
Форма работы: учащиеся работают по вариантам.

Ход урока
1-й этап
Учитель произносит стихи
А.С.Пушкина «Мороз и солнце - день чудесный…» и предлагает учащимся графически изобразить процессы изменения агрегатного состояния вещества.
Учащиеся графически изображают процессы, объясняя, какие фазовые переходы они нарисовали.
2-й этап
Учитель раздает карточки-задания (работа по вариантам).

Графические задачи
Вариант №1
На каком из графиков зависимости температуры от времени можно найти участок, соответствующий кипению скипидара? Температура кипения скипидара при нормальном атмосферном давлении равна 161 градусу Цельсия.
Вариант №2
На рисунке изображен график изменения температуры нафталина с течением  времени. На какой минуте нафталин начнет плавиться?
3-й этап
Учащиеся работают со сказочными текстами по вариантам.
Читается сказочный текст. Учащиеся отвечают устно на вопрос к тексту.
Сказочные тексты
Пример
Норвежская сказка («Кари-Замарашка»): «Ну вот наконец добрались они до золотого леса. Он был такой  золотой, что золото капало с него золотыми каплями. И деревья, и ветки, и цветы - все-все было из чистого золота».
Вопрос:  при какой минимальной температуре золото может капать «золотыми каплями»?         
Вариант №1
«Снежная королева» (сказка Х.К.Андерсена): «Герда начала произносить слова вслух, но было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман».
Вопрос: объясните это явление с точки зрения взаимного превращения жидкостей и газов.                       
Вариант №2
«Пастушок - малый  рост» (итальянская сказка): «Сидел там  на  берегу человек и собирал в  мешочек вечерний туман. Пастушок  и  у  него спросил про  прекрасную  принцессу.  Незнакомец тоже ничего о ней не знал, но подарил юноше пригоршню густого тумана».
Вопрос: как образуется вечерний туман?
Ситуация:  в котельной перестали топить. Вода в отопительной батарее, стоящей в холодном  коридоре, замерзла. Слесарь паяльной лампой отогрел  батарею, и из нее потекла вода. Когда лопнула батарея: при замерзании воды или нагревании ее лампой?
Ответ поясните.
4-й этап
Слайд-шоу  «Явления природы» (см. иллюстрации). Учащиеся выбирают самостоятельно понравившиеся явления природы (связанные с изменением агрегатного состояния вещества) и отражают эти явления в графиках.
5-й этап
Домашнее задание: по данным графикам  описать явление природы или подобрать текст сказки.
Например: «Была у Зайца избушка лубяная, а у Лисы - ледяная. Пришла весна, у Лисы избушка растаяла…»

6-й этап
Рефлексия
В конце занятия учитель предлагает учащимся выбрать изображение портфеля любого цвета:
Оранжевый - было интересно.
Желтый - интересно, но сложно.
Персиковый - неинтересно.