В Курске запасаются секундомерами

Оксана АЛЕШКИНА, учитель математики школы №55, победитель конкурса «Учитель года-2012» Курской области, Курск:
- Я полностью согласна с тем, что время, затраченное на выполнение домашней работы, должно быть нормировано. Сколько конкретно должно уходить времени - вопрос сложный, должно учитываться много нюансов, в первую очередь возраст школьников.
Считаю, что не стоит забывать положение, о котором знают все учителя, что объем обязательных домашних заданий не должен превышать одной трети объема заданий, которые выполняются в классе на уроке. Это положение рассчитано на средний и обязательный уровни подготовки, и в принципе каждый учитель должен его придерживаться. К сожалению, это не означает, что дома ребенок всего 15 минут затрачивает на выполнение заданий по каждому предмету, потому что надо учитывать, что в классе он работает с помощью учителя. Но если я вижу во время урока, что какое-то задание идет трудно, а я планировала что-то похожее дать на дом, я соответственно корректирую планы и могу дать домой вариант попроще.
Также обязательно домашние задания должны быть дифференцированы, чтобы обучающиеся могли выполнить те задачи, которые соответствуют их возможностям. Для этого учитель дает задания на выбор, то есть существует обязательная часть, хотя даже и она может варьироваться, а еще дополнительно есть творческие задания. Сегодня у нас много исследовательских работ, и каждый ребенок может самостоятельно выбрать и сравнить свои сегодняшние успехи с теми результатами, которые у него были вчера. По новым стандартам дифференцировать домашнюю работу надо обязательно, и мы этого придерживаемся.
Все знают, что учитель, прежде чем дать детям задание на дом, обязательно его прорешивает сам. Делаем мы это не только для того, чтобы потом было легче проверять, но и для того, чтобы понять, сколько приблизительно времени потратит на решение каждого задания ученик, и чтобы предусмотреть несколько способов решения и, например, наводящие вопросы, которые помогут найти решение даже не самым сильным ученикам. Мы должны научить каждого! Поэтому, даже ориентируясь на сильных учеников, на дом мы даем не олимпиадные задания, а те, над которыми надо просто подумать. Хотя есть у нас дети, которым в удовольствие посидеть над интересной задачей, такие тоже сегодня бывают.
Конечно, сама идея регламентировать время выполнения домашних заданий правильная и заслуживающая внимания. А вопрос, кто этим будет заниматься и как на практике возможно отследить, сколько времени затрачено, не такой сложный, как кажется на первый взгляд. Например, я как учитель, тоже могу контролировать время, которое ребенок тратит на выполнение одной задачи или всего домашнего задания по моему предмету. Я прошу детей отмечать на полях карандашом, сколько затратили времени на выполнение задания. И они это с удовольствием делают. Естественно, никто никого не ругает и ни в чем не обвиняет, поэтому ребята не боятся и пишут честно. А мы, учителя, корректируем задания, еще больше их дифференцируем. У нас уже было обсуждение на методическом объединении математиков, и мы приняли решение проследить, сколько времени затрачивают дети на выполнение домашних заданий. Что-то похожее можно сделать и по другим предметам. Это реально и очень помогает учителю, в том числе и в работе над различными темами.

От каждого по способностям?

Юлия ПЕТРОВА, учитель начальных классов гимназии №2, Великий Новгород:
- В каждом классе учатся разные по способностям дети. У меня в классе есть девочка, которая пять разнообразных заданий по математике (задачи, примеры, выражения) выполнит за полчаса. И есть мальчик, который за те же полчаса сможет одолеть только один пример. Получается, если мы хотим достичь одинакового времени выполнения домашних заданий, нам нужно будет давать детям разные домашние задания. Реально ли это?
В методических материалах, которыми пользуются учителя начальных классов, существуют варианты различных по сложности домашних заданий. Есть, например, такой выход: предложить детям выполнить столько заданий, сколько они захотят. При этом поставить условие: например, из пяти заданий должно быть обязательно выполнено одно или два. Однако здесь есть, на мой взгляд, подводный камень: самые способные дети, возможно, как раз не захотят делать много работы, поскольку они уверены, что и так знают предмет.

Моя совесть чиста...

Татьяна ИСАКОВА, учитель русского языка и литературы Нижегородской языковой гимназии:
- Положа руку на сердце могу сказать, что задаю немного. Самое большее, сколько потребует выполнение моего задания от самого медлительного ученика, - 30 минут. Для среднего ребенка временной объем на выполнение задания и того меньше. По литературе мы задаем только читать, причем произведение задается не накануне, а заблаговременно,  чтобы все прочесть успели, сами или с родителями. А никаких сочинений на дом давно не задается - все работы пишем в классе. Презентации или доклады мы задаем крайне редко: раз в год, в полгода (по желанию). На выполнение таких объемных работ даем месяц-полтора. Любой успеет за это время сделать. Я не могу сказать, что мои ученики перегружены. Родители, с которыми регулярно встречаюсь на собраниях, тоже ни разу мне не высказывали претензий или пожеланий.  Мне приходилось слышать жалобы на нашего учителя истории,  что он много задает. Но я его могу понять - программа огромная, а часы год от года сокращаются, поэтому что ему остается? Только форсировать объем при помощи домашних заданий. 
Вообще же все, конечно, зависит от ребенка: если он старательный и ставит перед собой далеко идущие цели, то он дольше сидит над уроками и выполняет их тщательнее, охотнее берет дополнительные задания.

Учат не тому, что нужно...

Юлия САЗОНОВА, мама шестиклассницы образовательного учреждения повышенного уровня, Нижний Новгород:
- Много ли дети тратят времени на домашние задания? Все зависит от конкретного ребенка, от его способностей, характера и жизненных установок. У всех разные объемы памяти, совершенно по-разному организованные нейронные связи в головном мозге. Моя дочь перфекционистка, она не может что-то недоделать или сделать абы как. Так повелось с первого класса и продолжается до сих пор. Мне это не нравится, потому что я вижу, какими нервными перегрузками это чревато в будущем. В начальной школе и сейчас мы с мужем ей могли помочь в чем-то, но дальше это будет все труднее. Что нам останется? Только привлекать репетиторов. А другого выхода я пока не вижу. Я никого не осуждаю. Но в то же время у меня есть претензии к школе. К большому сожалению, сегодня детей не учат конспектировать, выделять главное, не учат работать самостоятельно по осмыслению большого объема информации. Что детям остается? Механически заучивать. Это же неправильно. Я читаю новые документы, принимающиеся в сфере образования (сама я работаю в высшей школе), и знаю, что там черным по белому написано, что «современная школа должна учить детей учиться». Так вот с сожалением должна констатировать: нет, не учит. Пока во всяком случае.

Причина в непонимании

Роман ОВСЕНЕВ, директор саратовского Восточно-Европейского лицея, победитель регионального конкурса «Учитель года Саратовской области-2013»:
- Да, мне приходилось слышать жалобы родителей на перегруженность детей, да и сам я отец школьников, то есть знаю о проблеме не понаслышке. На мой взгляд, причина сложившейся ситуации в том, что многие родители не понимают сути происходящих в образовании реформ, да и учителя не могут быстро перестроиться в соответствии с требованиями новых ФГОС. С родителями все понятно: они росли и учились совсем в другом образовательном пространстве. Учитель был главным человеком на уроке, ведущим. Ученики - ведомыми. Они делали, что им говорили, выполняли то, что им задавали. Сегодня же  по новым стандартам  учитель должен «отойти в сторонку», говорить на уроке не более 7 минут, остальное время отдать ученикам. Ученики теперь должны сами выстраивать свою образовательную программу, а обязанность учителя - помогать каждому, создавать для каждого вне зависимости от индивидуальной траектории и поставленных конкретными учениками индивидуальных задач равные благоприятные условия. Конечно, не все педагоги это умеют, далеко не все вообще способны уступить главное место детям. Привыкшие солировать и доминировать всегда и во всем не могут в одночасье перемениться и начать работать по-новому. Полагаю, что именно они задают много на дом. Причем чаще дают сложные задания, которые требуют либо долгой, кропотливой и вдумчивой самостоятельной работы, либо участия родителей или даже репетиторов.
Могу еще добавить от себя, что нормы, которые устанавливает СанПиН, я их прекрасно знаю,  разработаны для базового уровня. Вас устраивает базовый уровень? Отлично. Будет вам небольшое задание и море свободного времени у ребенка. Если вы выбираете углубленку, то будьте готовы к сложным заданиям и загруженности, если только ваш ребенок не вундеркинд.

Повторение - мать учения

Дмитрий ПАЛАГИН, учитель русского языка и литературы средней школы №14, Сергиево-Посадский район, Московская область:
- Заявление о сокращении  домашних заданий, прозвучавшее в средствах массовой информации, несколько озадачило. Традиционно закрепление изученного на уроке, корректировка оценок, доработка заданий  всегда выполнялись не только в школе, но и дома.  Это вполне нормальная практика, позволяющая ребенку оставаться в контексте урока всю неделю. На мой взгляд, звучащие заявления о десятках часов, потраченных учениками дома на это, - сильное преувеличение. Во-первых, есть медлительные дети, которые крошечное задание в состоянии растянуть на неделю (и их наличие не повод ломать продуктивную систему); во-вторых, объем этих самых заданий не так уж и велик (посмотрите школьную программу - не лицейскую или гимназическую, а самую обычную). Есть саморегулирование объема заданий (и даже их отмены), когда на уроке тему поняли, всё успели и т. д. У опытных учителей дифференцированный подход к учащимся в порядке вещей, причем реализуется он и на уроке, и в области заданий на дом. Слова насчет выросшей нагрузки старшеклассников некорректны:  с введением ЕГЭ  она  росла из-за огромного количества курсов и репетиторов, но, согласитесь, к школьным заданиям это не имеет отношения, скорее даже наоборот: урок зачастую дублируется блоком платной информации, а дома выполняются задания «с курсов».
Отмена подобного рода деятельности, на мой взгляд, приведет к поощрению безответственности и расслабленности детей, «выталкиванию» их из учебного процесса. Например,  как быть с литературой («Война и мир», «Отцы и дети»)? При формальном подходе можно назвать задания по прочтению этих произведений издевательством над детьми...  А слова о том, что театры, музеи и выставки могут заменить домашнее задание, превращают систему образования в некий увеселительный балаган.

Комментарий

Пресс-служба Министерства образования и науки РФ:
- За последний период в министерство поступило большое количество обращений родителей с жалобами на высокий объем домашних заданий, чрезмерную нагрузку на ребенка, приводящую к стрессу и переутомлению.
При этом с 2010 года действуют Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, в которых четко регламентирован возможный объем домашних заданий по школьным предметам, не превышающий во 2-3-х классах 1,5 часа, в 4-5-х классах - 2 часа, в 6-8-х классах - 2,5 часа, в 9-11-х классах - до 3,5 часа.
Также согласно СанПиН учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. При этом в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учеников и домашних заданий.
Учитывая поступающие обращения, министерство подготовило и вынесло на общественное обсуждение проект изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, прописав в нем требования, утвержденные ранее СанПиН, с целью обратить особое внимание школ на объем допустимых нагрузок.


Марьяна БЕЗРУКИХ, директор Института возрастной физиологии, профессор, академик РАО:
- Я не очень понимаю, с чем связаны эти поправки сегодня, это нормативы сорокалетней давности. Причем это предельно допустимое время. При разработке этих нормативов ориентировались на расчет предельно допустимой общей дневной нагрузки детей (состоящей из продолжительности занятий в школе и времени на приготовление домашних заданий), например,  в основной школе 5-6 часов в школе и 2,5 часа на домашние задания, итого 7,5-8,5 часа. Фактически рабочий день взрослого человека. А у старшеклассников - 6-7 часов в школе плюс 3,5 дома - 9,5-10,5 часа. Нагрузка больше рабочего дня взрослого. Разумеется, подобную нагрузку нельзя считать оптимальной. Как показывали  исследования нашего института в разных регионах  (последние в начале 2000-х),  и эти нормативы не выдерживались. Что сейчас? 
За последние 15 лет многое изменилось, учебные нагрузки  не уменьшились, а вот серьезных массовых исследований режима, нагрузки  не ведется.
Подобные законодательные акты должны быть обоснованны. Иначе это будут благие пожелания или, что еще хуже, формальные отчеты о том, что меры приняты и нагрузка  «соответствует нормативам».
Это проходили  не один раз. Отсюда скрытые факультативы, нулевые уроки и уроки «за сеткой часов», когда в расписании одно, а в реальности  другое.
В связи с инклюзией ситуация осложнится. Учителя не умеют (не вина это, а беда) работать с разными детьми не фронтально, а значит,  все, что не усвоено на уроке,  останется на дом.
Как всегда, пытаемся решить проблему запретами и ограничениями, а нужно бы сначала понять причины перегрузок.