Но на этом его функции не должны заканчиваться. Ведь профсоюз - это объединение людей, связанных общими, в первую очередь профессиональными, интересами. Мне кажется, что главным направлением совместной деятельности администрации школы и профсоюзной организации должна стать работа по созданию такой профессиональной среды, которая способствует развитию педагогов, росту их профессиональной компетентности.
Ключевая задача сегодняшнего дня - реализация федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС, новое содержание образования диктуют новые требования к профессиональным качествам педагога. В настоящий момент разработан комплекс мероприятий по апробации и внедрению профессионального стандарта педагога, включающий несколько модулей по общепедагогической деятельности, обучению, воспитанию, развитию учащихся с учетом особенностей ступеней обучения. Ключевые модули содержания профессиональной деятельности педагога - педагогическая деятельность по реализации программ инклюзивного образования и ИКТ-компетентность.
Но прежде чем требовать от педагога реализации новых функций, необходимо его этому научить. Организации, занимающиеся повышением квалификации педагогических кадров и их переподготовкой, предлагают широкий спектр таких программ. Но, на мой взгляд, это не принесет ощутимых результатов, если в школе не будет сформирована развивающая профессиональная среда. Администрации школы совместно с профсоюзной организацией вполне по силам предложить педагогам различные формы профессиональной реализации, способствующие их профессиональному росту, например, участие в научных исследованиях, руководство педагогической практикой студентов, реализация образовательных программ для одаренных детей, инновационных проектов. Задача заключается в расширении поля деятельности учителя, построении индивидуальной траектории его профессионального роста.
Здесь, конечно, необходимо учитывать особенности различных групп педагогов. Особое внимание профсоюзов направлено на работу с молодыми учителями, им нужна помощь и поддержка, но есть и другая группа педагогов, имеющих значительный педагогический стаж, опыт работы, но, к сожалению, не готовых к изменениям в своей деятельности и как следствие не способных решать актуальные задачи современной школы.
Сегодня достаточно напряженная, интенсивная работа учителя приводит к истощению эмоциональных ресурсов некоторых педагогов. Синдром профессионального выгорания - это не медицинский диагноз, но учитель требует поддержки профессиональных психологов. Считаю, что при Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ должна быть создана такая служба. При этом возможно использовать ресурсы психолого-педагогических центров Департамента образования Москвы.
Главным профессиональным качеством педагога в сегодняшнем быстро меняющемся мире становится умение и готовность учиться. Поддержать это стремление, создать условия для профессиональной реализации - задача и администрации школы, и первичной профсоюзной организации.

Александр ГЛОЗМАН, директор школы №293 им. А.Т. Твардовского, учитель года России-1997,
член Московского городского комитета Общероссийского Профсоюза образования