Я возглавлял комиссию по охране труда, был казначеем первичной профсоюзной организации работников профтехобразования в Ливии, неосвобожденным председателем первичной профсоюзной организации железнодорожного училища №60 Москвы. И где бы я ни работал, всегда рассматривал свою профессиональную деятельность и членство в профсоюзе как единое целое.
Сейчас я член комитета территориальной профсоюзной организации работников образования Восточного округа Москвы и исполняющий обязанности директора московской школы №1852.
С точки зрения руководителя понятия «трудовой коллектив» и «первичная профсоюзная организация» едины. У администрации и профкома одна цель - создание условий для получения высоких результатов работы образовательной организации. Администрация и профсоюзный комитет многие задачи решают сообща. Поэтому мне не безразлично, как работает первичная профсоюзная организация в возглавляемом мною комплексе и как она реагирует на негативные тенденции, наметившиеся в последнее время, а они связаны со снижением численности членов профсоюза. Имея на март 2014 года, до реорганизации, 100%-й состав членов профсоюза в Центре образования №1852, в новом комплексе №1852 мы получили 63% членов профсоюза. Мой опыт реорганизации 6 образовательных учреждений показал, что там, где сильная управленческая команда, сильный профком, тенденции снижения численности профсоюзной организации минимальны, и, наоборот: там, где нет педагогических результатов, слабый профсоюз и авторитарная система управления, работники зачастую не видят результатов деятельности профсоюзной организации. В связи с этим у них возникает вопрос: зачем платить профсоюзные взносы, пусть и небольшие. На 1 февраля 2015 года в нашем комплексе уже 98% членов профсоюза.
Что же позволило достичь этих показателей?
Ничего сверхъестественного мы не предпринимали. В основе нашей работы лежит ряд простых действий.
Любое решение администрации, касающееся коллектива и его интересов, обсуждается до его принятия с профсоюзной организацией с привлечением рядовых членов. Не всегда эти обсуждения проходят гладко, бывают разногласия и конфликты интересов, но когда решение принимается с учетом мнения коллектива, оно становится примером социального партнерства.
Известно, что при объединении организаций возникает необходимость разработки большого числа локальных актов, регламентирующих работу нового учреждения. Профком участвовал во всех комиссиях и вносил предложения в составление локальных актов. Это показало каждому, что он не винтик и не плательщик взносов, а может повлиять на организацию работы в учреждении. Например, очень остро обсуждалось «Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников». Сколько было сломано копий, сколько времени потратили, чтобы прийти к единому мнению! Но как только положение было принято, оно стало обязательным к исполнению не по прихоти администрации, а по решению коллектива.
Гласность и прозрачность профсоюзной деятельности - еще одно условие, работавшее на достигнутый результат. Мы привлекаем работников для решения вопроса материального поощрения любого сотрудника нашей организации.
Очень важно, что в нашей профсоюзной организации каждый работник может получить моральную поддержку и совет по любому вопросу, касающемуся его жизненной ситуации.
Все эти действия вытекают из хорошо известных простых принципов:
    любой человек должен иметь возможность участия в своей судьбе;
    сотрудник должен быть информирован о работе профсоюзной организации;
    сотрудник должен быть уверен в том, что профсоюзная организация стоит на защите его интересов не на словах, а на деле.
Все эти принципы наш коллектив будет применять и в дальнейшем.
Что касается проблем, то они всегда есть. Одна из важнейших, на мой взгляд, это проблема иждивенчества, которую можно сформулировать так: пусть кто-то другой создаст условия для меня, пусть кто-то другой решит проблему, которую я вижу, а я подожду. Это проблема связана с сознанием людей, с их стереотипом мышления: люди считают, что от них ничего не зависит, а это не так. Любая конструктивная позиция всегда желанна в нашем коллективе и востребована. Иными словами, если видишь проблему, обозначь ее и предложи свое решение.

Виталий ТРУШИН, и.о. директора школы №1852