Мы стали искать причины, почему в этих организациях нет профсоюза. Выяснилось, с одной стороны, всему виной безразличие руководителя, нежелание создавать сильный профсоюз, откровенное игнорирование наших предложений; но, с другой стороны - неверие работников в стремление и возможность профсоюза отстоять их интересы, разочарование, давление со стороны работодателя, неинформированность о деятельности профсоюза, представление о нем лишь как об источнике дополнительных социальных благ.
Чтобы поднять этот пласт потерявших веру в профсоюз, мы провели огромную организационную работу: собрания в коллективах, встречи с руководителями, консультации с юристами, учебу профактива, активизировали молодежь, подняли на новый уровень информированность, стали поддерживать профессиональный конкурс «Московские мастера». Большая работа проведена по разработке и заключению коллективных договоров в организациях. Комплекс этих мер и стал мотивацией к вступлению в профсоюз. Люди пошли за нами, поверили нам!
Возникла новая проблема: кто возглавит профсоюз в этих учреждениях? Не секрет, что у нас есть сильные авторитетные председатели, умеющие отстаивать и защищать интересы работников. Чаще всего это сочетается в одном человеке: он и опытный преподаватель, и авторитетный лидер, которому коллектив доверяет. Эту работу люди выполняют как общественную нагрузку, чаще всего без оплаты. Хотя Департамент образования Москвы рекомендует ее стимулировать, однако руководители закрывают на это глаза. В этом мы видим еще одну проблему.
Но в то же время есть и так называемые ручные председатели, их не выбирает коллектив на общих собраниях, а назначают руководители. Очевидно, что некоторым руководителям легче работать с «ручным» профсоюзом; а сильный профсоюзный лидер попадает под административный прессинг.
Если первоначально в нашей организации было всего лишь 6 учреждений СПО, то сегодня у нас уже 37 колледжей, из них 14 крупные комплексы. То есть возникли новые цели и проблемы: в одном комплексе может быть теперь и профсоюз образования и науки, и другие отраслевые профсоюзы, и структуры, не имеющие профсоюза. Мы всегда считали и продолжаем считать, что преподаватели и учителя не должны состоять в профсоюзе строителей, космонавтов, лифтеров. Они должны объединяться в профсоюзе образования и науки, так как наш социальный партнер и учредитель - Департамент образования Москвы.
Что для нас сегодня главное? Это стабильность и укрепление наших рядов, привлечение новых членов профсоюза, ведь чем больше численность профсоюза, тем авторитетнее он выглядит в глазах администрации.
Поэтому мы стараемся бороться за каждого человека, за каждую новую организацию, отстаиваем интересы членов профсоюза, живем их проблемами, практически каждый день встречаемся с коллективами, работаем с руководителями, разбираем конфликтные ситуации.
Наша цель - увлекать, а не развлекать. Только в совместной работе с горкомом профсоюза мы сможем исправить минусы на плюсы и в одной упряжке строить профсоюз.

Любовь РЫЖКОВА, председатель территориальной профсоюзной организации учреждений городского подчинения Департамента образования Москвы