Практика показывает, что у выпускников разных факультетов есть различия в уровне мотивации к дальнейшей профессиональной педагогической деятельности. Сегодняшних молодых специалистов по уровню мотивации можно разделить на три группы. Первая, самая мотивированная, - это выпускники «чисто педагогических факультетов» - коррекционные и дошкольные педагоги, учителя начального образования; вторая - математики, биологи, историки, иными словами, предметники; третья - выпускники факультетов социально-экономической направленности (менеджеры, юристы, экономисты) и «иностранцы». Такая классификация вполне закономерна, почти каждый школьный директор это подтвердит.
Еще два-три года назад, когда один из важнейших мотивирующих факторов для молодого специалиста - уровень дохода - уже подошел к среднему по экономике региона уровню, процент выпускников педвузов, идущих в школу, возрастал стабильно медленно. Сегодня этот рост стал гораздо более заметным. При этом «классификация по факультетам» сохраняется.
В чем же причина активизации молодых педагогов? Заработная плата продолжает умеренный рост - без резких скачков. Условия труда постепенно модернизируются в соответствии с принятыми программами - новой технической революции не случилось. Меры социальной поддержки молодых специалистов приняты не вчера. Найти работу в другой, более материально привлекательной сфере труднее не стало.
Каждый согласится, что сегодня самая малочисленная группа педагогов в школе - это люди в возрасте от 30 до 40 лет. И это объясняется вовсе не демографическими колебаниями. Эта возрастная группа педагогов - те, кто пришел или мог прийти в школу в пору девяностых, когда не только школа, а все российское общество искало смыслы и идеи.
Основательные в осознании смыслов и профессионально компетентные молодые специалисты советской поры - значительная часть большинства сегодняшних педагогических коллективов, они являются учителями молодых учителей, приходящих в школу. Молодежь, понимая важность момента и осознавая ценность возможности перенять от старших коллег тот смысловой, идейных подход к профессиональной педагогической деятельности, и идет сегодня в школу.
Конечно, стремление к приобретению профессионального мастерства из первых рук присуще лишь тем молодым специалистам, которые уже сделали осознанный выбор, и наличие такой возможности - это мощный мотивирующий фактор. Но есть и еще один. Молодым людям, недополучившим личного содержательного социального опыта в эпоху перемен (а сегодняшние выпускники - это дети постреформаторского периода), больше остальных присуща потребность в социальной самоидентификации. В то время, когда вся страна объединена идеями построения нового российского общества, мотивированная молодежь не может оставаться в стороне от этих процессов.

​Денис БУХАРОВ, директор школы №13 Приморского района Санкт-Петербурга