На всё - 10 месяцев
Самое обидное было даже не в том, что денег на ремонт не находилось, а в том, что этим ремонтом решался вопрос существования школы, да и самого села, в котором проживают около 860 человек. Уже пошли разговоры о том, что школу закроют как неперспективную - это легче и дешевле, чем ремонтировать. А детей будут возить по соседним селам, потому что из 80 учеников, которые учатся в Калиновской школе (и тогда, и сейчас число учеников стабильно держится на этом уровне), подвозят 35 человек. Школьная «газель» делает по три рейса, но до самого последнего момента и родителей, и детей это устраивало - коллектив хороший, учителя тоже, лишь бы здание отремонтировали! Только время шло, а подрядчик все не находился.
Рассказывает Валентина Петровна Белоусова:
- Только за один год нас пять раз выставляли на торги! Было столько нервов! В июне 2011-го нам сказали, что наконец нашлись желающие ремонтировать школу, что нас «берут», и мы начали переносить мебель и оборудование в здание нашего сельского Дома культуры. Его как раз недавно привели в порядок, и больше школе просто некуда было переезжать, а все очень хотели сохранить коллектив. Директор Дома культуры Людмила Александровна Радькова даже сказала, чтобы мы забирали ее кабинет для занятий, потому что помещений было немного, сам Дом культуры небольшой. В итоге мы за лето переехали, а 1 сентября начали там занятия, но к этому времени все подрядчики от нас отказались! Только представьте себе: мы уже ведем уроки в ДК, а вопрос с ремонтом все еще не решен. И только в конце сентября нашлась московская строительная фирма - ООО «Глория», пообещавшая выполнить все работы качественно и в срок. Сейчас я понимаю, как нам тогда повезло. Строители оказались настоящими мастерами и просто замечательными людьми, которые добросовестно делали свое дело. Для нас очень важно было как можно быстрее закончить ремонт. И строителям понадобилось всего 10 месяцев, чтобы капитально и качественно отремонтировать и реконструировать здание школы и сделать новую пристройку для пищеблока.

Компьютеры нужнее
За время ремонта ни один ученик не оставил свою школу и ни один учитель не перешел на другое место работы. Хотя было трудно: здание пришлось приспособить к экстремальным условиям, учебный процесс в две смены вместо привычной одной, тем не менее школа продолжала свое существование, хотя сменила статус - стала малокомплектной. Поспособствовал экономический отдел управления образования администрации района. Новый статус позволил немного увеличить финансирование, настроение у людей улучшилось, появилась надежда, что школу не забыли и не бросили.
Но летом, после окончания этого трудного учебного года, выяснилось, что строители могут не успеть. Средства, заложенные на ремонт, были очень скромными. Поэтому строителям было сложно найти дополнительно рабочих, а сроки поджимали. И тогда сотрудники школы и педагоги решили им помочь. На календаре каникулы и отпуска, а они работали - кто по полдня, а кто и день целиком: убирали строительный мусор, очищали школу, красили батареи, а когда привезли на участок землю, разравнивали ее и обустраивали пришкольную территорию. Обычно во время ремонта почти во всех школах учителя выполняют такую работу бесплатно, а тут строители заплатили своим добровольным помощникам за работу. А позже, на открытии здания, еще и преподнесли школе подарки - 20 пар лыж, музыкальный центр, микрофоны, мячи, ноутбук и телевизор!
Учителя решили от них не отставать и часть своих неожиданных строительных заработков передали на нужды школы, на новоселье. Учительских денег хватило даже на дополнительные парты для кабинетов начальных классов.
Рассказала Валентина Петровна и о том, как на сэкономленные средства тогда же купили для школы несколько компьютеров. По смете 2006 года их для школы полагалось всего три, только для 80 учеников это капля в море. Одновременно по той же смете для нового пищеблока предусматривалась посудомоечная машина за 250 тысяч рублей. На собрании коллектива повара сказали так: «На 80 детей мы и сами посуду помоем! Компьютеры нужнее».

Идеальные непоседы
Сразу после ремонта и переезда у Калиновской школы начались многочисленные победы. В 2012-м программа школы «Одаренные дети» была признана победителем областного конкурса «Инновации в образовательном учреждении», а программа «Здоровье» стала лауреатом конкурса «Методическая копилка руководителя образовательного учреждения». Калиновцы заключили договор о сотрудничестве с Домом детского творчества и детско-юношеской спортивной школой, организовали хор духовного песнопения. А потом начались и персональные победы, и призовые места во всероссийских конкурсах «Задачки в стихах», «О Курской дуге», «Мой родной край», в региональных конкурсах «Защити свои права», «Земля и доблести, и славы», «Моя Родина, моя Победа» и т. д.
Можно перечислять и дальше, но я спрашиваю Валентину Петровну, что в данной сложной ситуации помогло выжить школе и сохранить педагогический коллектив. Она отвечает:
- У нас очень сплоченный коллектив, долго работающий вместе. Я бы даже сказала, что коллектив - это наша семья, поэтому все беды, невзгоды и радости мы переживаем вместе. И стараемся помогать друг другу. Ремонт мы ждали долго - с 2006 года. И каждый год ожидание усиливалось. И усиливалась наша готовность, мы знали, что на время ремонта необходимо будет пребывать в каких-то новых условиях, скорее всего в дискомфорте. И каждый уже был внутренне готов к этому.
Негласное молчание, невозмущение - это тоже много значит. Я очень переживала и за учебный процесс, и за то, что вдруг мы «разгромим» наш сельский, новенький, отремонтированный клуб - дети есть дети, всякое случается. Но ребята наши замечательные! Все наши непоседы, шалуны вели себя почти идеально! Как они нас понимали, как берегли этот Дом культуры!
У родителей, детей которых мы подвозим на учебу, были вопросы. Мы же начали учиться в две смены, а им в первую смену - рано, во вторую - поздно, и раз уж дети все равно ездят, значит, можно их забрать и возить в другие школы? Вот только сами дети не согласились. Пусть ребят немного, но им не скучно, они тоже как семья.

И снова - победители!
Следующим шагом для небольшого, но дружного школьного коллектива стало благоустройство пришкольной территории. В 2013 году они постарались сделать вокруг школы оазис! Здесь появился рокарий - садик с растениями разного вида, между которыми камнем выложены дорожки. Обустроили и сад камней. На Дарвиновской площадке на уроках биологии ребята смогли наблюдать развитие растений: квадрат с разными типами почвы - песок, чернозем, глина, камни - наглядно показывал, как быстро прорастают и развиваются в разных условиях разные семена. Есть еще географическая площадка с высоким, десятиметровым, флюгером, определяющим направление ветра, и с осадкомером. Его, кстати, сохранили еще со старой школы. В новой школе очень к месту пришлось вычищенное, восстановленное оборудование по биологии, химии и физике.
Когда облагораживали пришкольную территорию, привлекли родителей - работы было много, в одиночку не справиться. Со спонсорами договорились, а педагоги сами разработали проект. Трудились весну и лето, а потом подали заявку на участие в конкурсе по благоустройству территорий - сначала в районном, где победили, а потом и в областном. И снова стали победителями!
Спрашиваю Валентину Петровну, что помогало ей в трудные моменты не опускать руки и не сдаваться.
- Наверное, то, что я сама люблю работать и быть постоянно в тонусе, - говорит директор Калиновской школы. - Я поняла, что так легче, хотя и трудно. И еще я очень люблю наших детей, мы понимаем друг друга! Это дает большие силы. А когда мы были в Доме культуры, когда учились там, мне помогало не опускать руки чувство ответственности: надо же было и за ДК отвечать, и за школу, и за детей перед односельчанами... А еще был момент, когда нас никто не брал, не хотел ремонтировать, а мы уже перебрались в ДК и пути назад не было. И казалось, я бы сама пошла ремонтировать, одна! Настолько было больно и за школу, и за детей... И как хорошо, что все получилось самым наилучшим для нас образом!

Белгородская область