Первая составляющая этой теоремы - пространство. Не случайно главным, ключевым словом было для него «дом». Домашность пространства, его обжитость учениками и учителями: нет табличек с названиями кабинетов на дверях (не пишем же мы дома: «туалет», «столовая», «гостиная»), выставки живописи на стенах (как еще можно зародить привязанность к искусству), карнизы в стиле легкого модерна (под стать самому зданию, которое было построено в 1914 году)... Он говорил, что в школе, как в театре, должен быть главный художник. Иными словами, пространство школы должно быть авторским. Физически.
Вторая - время. «Прошлое не проходит» - фраза отца Павла Флоренского, одна из его любимых. По Ольбинскому, путь из настоящего в будущее лежит через прошлое (помню, как он рисовал мелом на доске эту схему на одном из педсоветов). И научить гимназиста именно так обходиться со временем - и со своим личным (рефлексия своих действий), и со временем историческим (поэтому в традициях гимназии растворено обращение к прошлым историческим эпохам: чего стоит одна «тотальная» игра в XIX век к лицейскому дню 19 октября, когда во всем пространстве школы, вплоть до последнего закоулка, время отматывается на два века назад) - виделось ему одной из центральных образовательных задач.
И третья - человек. Личность, способная к действию в этом пространстве и этом времени. Личность, которая может быть сформирована только внутри этого авторского образовательного «хронотопа». Личность, которая получает здесь социальные «домашние» модели взаимодействия: не мероприятия,  а события, не подчинение, но взаимоуважение и сотрудничество (и именно эти модели выпускник гимназии будет реализовывать в своей взрослой жизни). Личность, которая способна осмыслять свои действия, а значит, быть свободной (то есть осознающей самое себя).
ВРЕМЯ + ПРОСТРАНСТВО = ЧЕЛОВЕК - вот она, теорема Ольбинского.
А если вспомнить теорему Ферма, которая звучит так: уравнение xn + yn = zn не имеет решений при n>2, то и теорему Ольбинского применительно к сегодняшним образовательным тенденциям я бы перефразировал так:
Уравнение ВРЕМЯn + ПРОСТРАНСТВОn = ЧЕЛОВЕКn не имеет решений.
Если мы соединим разные школы в одну большую, если мы к образовательным особенностям школ прибавим еще целый свод обязательных требований времени, желая повысить их качество в n-ной степени, ничего у нас не выйдет: каждая школа должна быть уникальной, и возведение ее в степень не приведет к возведению в степень качеств ее выпускника.
Такое уравнение решений не имеет. На доказательство теоремы Ферма ушло 350 лет. Надеюсь, мы со своей справимся чуть быстрее.