В последнее время актуальнее другой метод работы профсоюза - активные переговоры с органами власти для принятия документов, направленных на решение социальных проблем работников. Профсоюз проводит постоянный мониторинг уровня заработной платы всех категорий работников высшей школы для осуществления контроля над выполнением Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором определены конкретные меры по повышению уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава.
С одной стороны, налицо положительная динамика в социальной обеспеченности ППС в вузах. С другой - острым остается вопрос оплаты труда других категорий работников, это прежде всего учебно-вспомогательный и инженерно-технический персонал. Заработная плата этих категорий работников не защищена индикативными показателями в «дорожной карте», разработанной на основании указов Президента РФ по основным направлениям реформирования всей сферы образования и науки. На эти категории, как на работников учреждений федерального подчинения, не распространяется требование об установлении размера минимальной заработной платы в Москве (на текущий период - 14500 рублей), размер их зарплаты существенно ниже минимального в столице.
Комментируя происходящее, Министерство образования и науки РФ заявляет, что решение этих вопросов находится исключительно в компетенции самих вузов, но бюджетных ассигнований не хватает на повышение заработной платы всем работникам высших учебных заведений. В связи с этим Московская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки 9 декабря 2014 года направила Президенту РФ официальное обращение с предложением, несмотря на трудности для бюджета нашей страны, рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на повышение заработной платы учебно-вспомогательного и инженерно-технического персонала в учреждениях высшего образования и ввести в «дорожную карту» индикативные показатели для всех категорий работников высшей школы. Этот вопрос важен практически для всех высших учебных заведений, но обращения по увеличению государственного финансирования вузов - лишь один из путей решения проблемы и, надо признать, не самый оперативный и не самый актуальный в условиях кризиса.
Мы уже привыкли, что образование как система постоянно находится в стадии реформирования. Это нормально, ведь и во всей нашей жизни ежедневно происходят изменения. Но современная ситуация влечет за собой большие изменения и вызовы, требующие диверсификации стабильно работавших в предыдущие годы основных направлений. Современному университету сегодня нужно работать с большей степенью гибкости и готовностью к изменению привычных форм образовательной и научной деятельности.
Безусловно, в современных условиях вузы должны изыскивать дополнительное финансирование - зарабатывать в том числе на образовательных услугах и научных исследованиях на основе конкуренции. По направлению научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности это могут быть конкурсы грантов Российского научного фонда, научно-технические программы Минобрнауки России, конкурсы Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. Также результативное направление - создание и развитие малых инновационных предприятий (МИП), работающих на базе вуза.
В качестве иллюстрации могу привести МГТУ «СТАНКИН». По итогам 2014 года объем поступлений в университет от ­НИОКР составил около 850 млн рублей. На ближайшую перспективу в рамках государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» до 2016 года университет получит субсидию из федерального бюджета на проведение НИОКР в объеме 620 млн рублей. Еще один новый и важнейший для нас проект, который одержал победу в конкурсе Минпромторга России, - «Масштабное импортозамещение технологий металлообработки…», по этому проекту в 2014-2016 годах вуз получит 511,5 млн рублей. Это очень существенные цифры для довольно небольшого университета. Малых инновационных предприятий к настоящему моменту функционирует в университете более десяти.
Другое направление - оказание платных образовательных услуг - также специфично для каждого вуза. По нашему мнению, ближайшей перспективой должно стать расширение спектра программ повышения квалификации, иных направлений дополнительного образования с увеличением в том числе и возрастных категорий обучающихся. Еще одним видом расширения контингента получателей образовательных услуг, к примеру в «СТАНКИНЕ», стало увеличение количества иностранных граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета в рамках реализации законодательства по содействию соотечественникам, проживающим за рубежом. На 30% увеличилась география стран, из которых приезжают обучающиеся на контрактной основе, на 10% увеличился общий контингент иностранных граждан.
Все эти процессы требуют, с одной стороны, сохранения профессиональных, опытных преподавателей, с другой - привлечения новых кадров, в том числе молодых и иностранных, способных мыслить и работать творчески, порой нестандартно.
Какая роль в этих вопросах у профсоюзной организации? По нашему мнению, очень существенная. Согласитесь, что готовность преподавателей, представителей учебно-вспомогательного персонала, инженерно-технических работников осваивать новые направления, а также больше времени уделять новым формам своей трудовой деятельности во многом зависит от доверия к своей организации. Помимо уровня учебной нагрузки и заработной платы во многом это доверие зависит от сложившейся системы стимулирования и поощрения, от жилищно-бытовых условий, других социальных льгот и гарантий, от микроклимата и корпоративных традиций в конкретном вузе. А все это непосредственная работа актива профсоюзной организации.
Стабильность вуза и его коллектива в условиях реформирования зависит и от того, насколько своевременно и грамотно информируются работники о происходящих изменениях. Поэтому на первый план в деятельности профсоюзной организации выходит и оперативная информационная работа, цель которой - сделать происходящие изменения прозрачными и понятными для каждого работника.
В этой связи значимо наличие между профсоюзным комитетом и администрацией вуза отношений взаимопонимания и сотрудничества. Важно, чтобы председатель и представители профкома принимали активное участие в регулярном ведении переговоров с работодателем в интересах членов коллектива, в разработке локальных нормативных актов вуза, в заседаниях ученого совета, ректората, деканских совещаниях. Важно, чтобы представители профкома входили в состав рабочих комиссий по осуществлению закупок по распоряжению федеральным имуществом, по представлению к наградам различного уровня; общественных комиссий по подготовке и проведению вузовских мероприятий.
Формы социальной поддержки работников разнообразны - это программы добровольного медицинского страхования; материальная помощь, причем не только адресная, но и определенным категориям работников; материальное стимулирование публикационной активности молодых преподавателей; частичная компенсация лечебных и оздоровительных процедур; университетские праздничные мероприятия. На формах социальной поддержки сейчас не стоит останавливаться подробно - эта работа разнообразна в различных вузах, ее направления зависят от многих факторов: традиций, финансовой ситуации и даже от месторасположения учебного заведения.
Могу сказать, что организационная поддержка работников аппарата нашей Московской городской организации позволяет сформировать площадку для обмена опытом и разработки консолидированных решений, важных для сотен тысяч членов нашего профсоюза.

Игорь БАЙКИН, председатель первичной профсоюзной организации сотрудников Московского государственного технологического университета «Станкин»