Дело в том, что в школе, где работают эти учителя, 23.01.2015 г. состоялся педсовет, в конце которого директор передала слово юристу. Юрист школы объявил всем учителям о том, что им необходимо присутствовать на территории работодателя ежедневно 7 часов 20 минут независимо от педагогической нагрузки, отсутствие же их на рабочем месте после окончания уроков будут рассматривать как прогул. Учителя в своем обращении указали на то, что они выполняют все свои должностные обязанности в те дни, когда находятся в школе, не пропускают педсоветы, родительские собрания, методические совещания, встречи с родителями, сопровождают детей на различные олимпиады и конкурсы по своим предметам.
МГО профсоюза на селекторах неоднократно (09.12, 28.10) давала разъяснения по этому вопросу, однако количество жалоб от работников не уменьшается. Директора школ, в которых вводят 36-часовую рабочую неделю для учителей независимо от педагогической нагрузки, объясняют свою позицию устными рекомендациями и разъяснениями ГИТ Москвы по этому вопросу.
МГО профсоюза считает, что позиция ГИТ Москвы основана на неправильном толковании норм трудового законодательства.
Нормативные документы, в которых идет речь о рабочем времени учителя:
- часть 3 статьи 333 Трудового кодекса РФ;
- части 6 и 7 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;
- приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Если сказать коротко, то ни один из перечисленных документов в настоящее время не устанавливает, что норма рабочего времени учителя должна быть 36 часов.
Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ).
В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педработников включается учебная (преподавательская), воспитательная и другая педработа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных и иных мероприятий, проводимых с обучающимися (ч. 6 ст. 47 Закона №273-ФЗ).
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется приказом Минобрнауки №2075.
В приказе №2075 для учителя установлен не режим рабочего времени, а только норма часов преподавательской работы за ставку зарплаты (нормируемая часть рабочего времени).
В соответствии с приказом Минобрнауки №69 рабочее время делится на нормированную (преподавательскую) и ненормированную (воспитательскую, иную педагогическую) работу (п. 2.1). В приказе №69 сказано, что ненормированная часть рабочего времени не может быть конкретизирована по количеству часов. Она вытекает из должностных обязанностей педагогического работника, предусмотренных уставом, ПВТР, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника (п. 2.3). Предусмотрено, что дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.4).
Таким образом, специфика работы педагогов предполагает невозможность жесткой регламентации сроков выполнения определенной работы (например, вряд ли будет возможным заранее определить, сколько времени потребуется для подготовки к занятию), а также не требует от них осуществлять весь объем педагогической работы исключительно на своем рабочем месте (например, преподаватель вправе осуществлять мероприятия по самообразованию в библиотеке или любом другом удобном для этого месте).
Режим рабочего времени определяют коллективный договор, ПВТР, иные локальные акты, трудовой договор, графики работы и расписание занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных приказом Минобрнауки от 27.03.2006 №69 (ч. 7 ст. 47 Закона №273-ФЗ).
При этом в силу действия ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам, в отношении которых установлено нормирование преподавательской работы за ставку заработной платы, в любом случае должна быть обеспечена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Иными словами, если для учителя установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу права прекратить работу. В рабочее время, оставшееся после отработки нормы преподавательской работы, учитель должен выполнять иную педагогическую работу в соответствии с локальными актами организации, должностной инструкцией, трудовым договором. Однако если время выполнения иных обязанностей не регламентировано, то педагог вправе самостоятельно планировать свое рабочее время для выполнения мероприятий согласно личному плану самоподготовки, повышения квалификации и выполнения иной педагогической работы. Если выполнение такой работы возможно вне места работы педагога, то он вправе также покинуть свое рабочее место.
Для разрешения всех разногласий МГО профсоюза предлагает школам прописать особенности режима рабочего времени в ПВТР и непосредственно в трудовых договорах с педагогическими работниками (это одно из требований при введении «эффективного контракта»).
Мы предлагаем в трудовом договоре с учителем прописать следующее:
«24. Рабочее время Работника состоит из нормируемой его части, включающей проводимые уроки (учебные занятия) и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, и ненормируемой части рабочего времени, не имеющего четких границ, и определяется учебным расписанием, планами и графиками, а также должностными обязанностями, предусмотренными уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации, настоящим трудовым договором и должностной инструкцией.
25. Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для Работника от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, Работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. и может находиться вне образовательной организации».
Примерная форма трудового договора с учителем («эффективный контракт») подготовлена МГО профсоюза и после согласования с Департаментом образования будет направлена во все образовательные учреждения Москвы.
Я надеюсь, что у руководителей и их работников больше не будет возникать вопросов, связанных с особенностями режима рабочего времени педагогических работников.

Сергей КАНДРИКОВ, директор АНО ЦПП «Профзащита»