Высший орган судейского сообщества

Всероссийский съезд судей - высший орган судейского сообщества, представляющий интересы судей общих, арбитражных, военных и уставных судов России. Такие съезды отражают ход судебной реформы, проводимой в России более 10 лет. С 1991 г. прошли 5 съездов судей. На первом в числе других вопросов обсуждались концепция судебной реформы и проект закона «О статусе судей РФ», в котором впервые появилось понятие «судебная власть». Его принятие в 1992 г., по сути, спасло судейский корпус от развала. Если до 1991 г. не было речи о самостоятельности судей, то после съезда они ушли из подчинения Министерству юстиции, создали Совет судей, иные органы самоуправления.

Обычно съезд проводится раз в 4 года. Но жизнь вносила коррективы. III (внеочередной) съезд созвали в 1994 г. для избрания кандидатов в судьи Конституционного суда РФ. На IV (чрезвычайном) съезде в 1996-м главным было решение проблемы недофинансирования деятельности судов. Тогда судейское сообщество выступило за изменение подхода к обеспечению их работы, поставило вопрос о создании своего исполнительного, обеспечивающего органа - Судебного департамента при Верховном суде РФ. В 1998 г. эта идея получила законодательное воплощение.

В повестку VI съезда войдут отчеты Совета судей, Высшей квалификационной коллегии, доклады председателей высших судов, выборы высших органов судейского самоуправления, пойдет речь о важнейших проблемах судебной реформы, совершенствовании законодательства и судебной системы, будет принят Кодекс судебной этики. На съезде прозвучит и доклад генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ Александра Гусева. Он будет касаться проблем организационно-правового и материально-технического обеспечения судов, социальных гарантий, безопасности судей, их семей, других проблем, а также такого важного вопроса, как обучение и повышение квалификации кадров.

Будущее - за поэтапной подготовкой

Специалисты считают, что будущее системы учебы судей - за поэтапной подготовкой в колледже и вузе, а также целенаправленным повышением квалификации.

Был предпринят ряд мер совершенствования этой системы, создано специализированное учебное заведение - Российская академия правосудия (РАП). Ее работа построена так, чтобы обучение судей начиналось с раннего возраста в колледже и продолжалось в течение всей профессиональной деятельности, каждый судья в соответствии с Федеральным законом «О статусе судей в РФ» мог раз в 3 года обучиться на академическом факультете повышения квалификации.

Жизнь требует от судей многих навыков, выходящих за рамки юриспруденции, владения современными информационными, психологическими, финансовыми и другими технологиями. Кроме того, в условиях изменения политических реалий и «правил игры» судье необходимы широкий политический кругозор и независимая гражданская позиция. Так, реформа частного и публичного права, материального и процессуального законодательства потребовали интенсификации переобучения судей, формирования у них способности к быстрому обучению, освоению нового законодательства, ориентированию в новых социальных условиях.

Повышение квалификации кадров организовано на базе вузов, а также в судах и органах Судебного департамента на постоянно действующих семинарах. Обучение ведется на базе РАП и в 10 ее филиалах. В этой работе участвуют и общественные организации, значительный вклад вносит центр «Юстиция», реализующий с Российской академией правосудия совместный проект. Приоритетные его направления - увеличение числа слушателей факультета повышения квалификации РАП, привлечение для мероприятий экспертов.

Обучение госслужащих судов и органов Судебного департамента ведется также в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и подведомственных ей учебных заведениях в Москве и в субъектах Федерации. Они повышают квалификацию и в Академии народного хозяйства, Финансовой академии при Правительстве РФ.

Проблема недостаточного финансирования профессиональной подготовки выдвинула на первое место самую доступную и оперативную форму повышения квалификации в судах и органах Судебного департамента. Специалисты департамента выезжали в регионы, анализировали ситуацию в 16 субъектах Федерации. Проводилось анкетирование судей, его результаты использовались для совершенствования обучения. Изучался и распространялся опыт профессиональной подготовки на местах.

Серьезный импульс профессиональной подготовке придало постановление Совета судей РФ, посвященное использованию информационных технологий. Повышению уровня компьютерной грамотности служат различные формы занятий на местах и на базе вузов, учебных центров. Разрабатывается единая программа обучения информационным технологиям судей, работников аппаратов судов в РАП и ее филиалах. Большое внимание Судебный департамент уделяет обеспечению методическими материалами. Был разработан ряд учебных пособий.

В повышении профессионализма кадров судебной системы используется практика заключения договоров о сотрудничестве с вузами и учебными центрами. В 2001 - 2003 гг. Судебный департамент заключил их с Российской правовой академией Минюста РФ, Московским институтом экономики, политики и права, юридическим факультетом МГУ, Российским университетом дружбы народов. Подобная работа проводится в субъектах Федерации.

Проводятся семинары в рамках международного сотрудничества. В последние годы их прошло более 40. О масштабах этой работы свидетельствует проект Евросоюза - ТАСИС («Обучение судей и администраторов судов в Российской Федерации»), реализация которого началась в 2003 г. на базе РАП и ее филиалов. В рамках проекта в 2004-2005 гг. планируется обучить 800 судей и 300 администраторов судов.

Основными задачами совершенствования профессиональной подготовки и повышения квалификации судей, работников аппаратов судов и органов Судебного департамента станет развитие практики договоров о сотрудничестве с вузами в субъектах Федерации, обновление и разработка новых материалов по методическому обеспечению профессиональной подготовки. Будет продолжено привлечение денежных средств российских и международных организаций для региональных семинаров и конференций, обобщение опыта работы по повышению квалификации, расширение сотрудничества с РАП и ее филиалами.