Среди наиболее ярких впечатлений участников семинара можно отметить следующие:

«Понравились практические занятия с познавательными примерами. Эмоционально-адекватный поведенческий характер выступающих».

«Впервые за многие годы руководители семинара такого уровня проводили занятия столь ответственно, при максимальном приближении к реальностям современной действительности, столь демократично, квалифицированно, конкретно, постоянно используя обратную связь, слыша в первую очередь не себя, а слушателей».

«Есть острое желание овладеть практически технологией интерактивных методов. Учеба не в тягость».

«Семинар продуман, содержателен, пришлось много мыслить, играть, защищать свои уроки, увидеть опыт других, была возможность высказаться самому. С хорошим настроением и пользой для себя».

«Я польщена тем, что не было столичного отношения к провинции. Буду бороться с собственной безапелляционностью и категоричностью».

«Семинар стимулировал желание пробовать интерактивные формы чаще, чем раньше. Практические занятия помогли обрести уверенность в личных способностях проводить такие занятия».

«Семинар помог понять все плюсы и минусы интерактивных и активных методов, заставил задуматься над осторожностью в выборе методов для работы с детьми и взрослыми, утвердиться в мысли о необходимости индивидуализации обучения». Участники семинара разработали занятия, которые мы представляем ниже.

Тема «Мораль и политика»

Авторы: В. Амбросимова, Т. Титаева, В. Архипова, А. Осипова, Е. Долгушина, Е. Никитенко, О. Браславская, В. Евсюткина.

Ход занятия

1. Разделение на группы. Учащиеся получают листок с характеристикой политического лидера и должны определить, о ком идет речь.

2. Мотивация. Учитель может предложить учащимся следующую притчу.

История о том, что ничего нет страшнее, чем тиран и его способы правления.

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

- Почему же ты не покидаешь этой местности? - удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают свой народ.

- Видите, - сказал тогда Конфуций ученикам, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

3. Работа в группах.

Группа 1. Задание: проанализировать разные точки зрения на роль насилия в истории. Обсудить проблему: допускает ли мораль оправдание насилия во имя высокой и справедливой цели.

Группа 2. Задание: обсудить проблему и высказать собственное мнение по следующим вопросам:

Все ли средства хороши для достижения целей в политике?

Допустимо ли насилие в политике? Если да, то как определить его пределы?

Можно ли в политике обойтись без насилия?

Как совместить использование насильственных средств для обеспечения безопасности большинства и осуждение со стороны морали насильственных методов борьбы?

Группа 3. Задание: предложить два положения для Кодекса чести современного политика.

Работа учащихся с текстами

1. «Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой.

Первый способ присущ человеку, второй - зверю, но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя». Н. Макиавелли.

Как Макиавелли относится к использованию насилия в политике? Допускает ли мораль оправдание насилия во имя высшей и справедливой цели?

2. «Ты должен насильственно противостоять злу, иначе за то, что зло возьмет верх, ответственен ты». Вебер.

Как Вебер относится к использованию насилия в политике?

3. «Вы слышали, что сказано: «Око за око, и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Библия. Евангелие от Матфея. 5.38-45.

Как христианство относится к использованию насилия?

4. «...Представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулачонком в грудь... Согласился бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги!

- Нет, не согласился бы, - тихо проговорил Алеша». Достоевский Ф.И. «Братья Карамазовы».

Как Достоевский относится к использованию насилия?

Итогом занятия после общего обсуждения может стать Кодекс чести современного политика. Ниже приводится один из вариантов его составления:

1. Выступай против войны.

2. Не поддерживай терроризм.

3. Веди переговоры.

4. Будь готов к компромиссу.

5. Защищай интересы своего народа.

6. Выстраивай политику согласно закону.

Тема «Ценности демократии»

Авторы: О. Кулигина, В. Топор, В. Пахомова, С. Попков, А. Процко.

1. Учитель обращает внимание на написанные на доске ключевые слова плюрализм, демократия, ценности, на эпиграф, который видоизменяет известное высказывание Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но демократом быть обязан».

2. Мотивация.

Учащимся предлагается мысленно перенестись в далекий 1937 год в СССР. Предварительно стоит вспомнить, что знают уже они об этом периоде. Совсем близко к рассматриваемой дате была принята Конституция СССР 1936 г., которая провозгласила победу социализма. Можно задать учащимся вопросы: что было упущено в этой Конституции, что ей не хватало. Таким образом можно выйти на то, что не было создано правового государства, не были защищены и гарантированы формально провозглашенные свободы, не подчеркивалась необходимость толерантности, уважения к личности.

3. Работа с высказываниями.

На доске записаны следующие высказывания:

«Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных» (У. Черчилль)

«Демократия - это право делать неправильный выбор» (Д. Патрик)

«Демократия - это когда люди управляются людьми во благо людей» (А. Линкольн)

«Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему» (Конфуций)

Учитель предлагает каждому выбрать фразу, которая понравилась больше всего и таким образом создать группы. Представители от каждой группы образуют аналитическую комиссию.

4. Работа в группах.

Учащимся при анализе высказываний надо ответить на следующие вопросы: как мы понимаем это высказывание? Что хотел этим сказать автор, к чему призывал? На какие ценности указывается в высказывании? Какие чувства оно вызывает?

Каждая группа выписывает ценности, которые обнаружили. Аналитики сравнивают ответы, находят общее и различия.

5. Учащимся предлагается сделать выводы (по одному представителю от группы). Например:

«Ценности - это качественные характеристики индивида, а демократические ценности могут быть только в правовом государстве, где право находится превыше всего».

«Провозглашение прав и свобод указывает на суверенность личности, уважение к ней, ее признание».

6. Обобщение. Итоги. Выводы.

Учитель: Мы глубже погрузились в понятия и смыслы демократических ценностей. А для кого-то урок стал важнейшим шагом в утверждении своих собственных позиций и ценностей: права на частную жизнь, свободу вероисповедания, свободу волеизъявления, участие во всех сферах деятельности общества, равенство, ненасилие, толерантность, достоинство личности.

7. Домашнее задание. Может ли демократия установить реальное равенство между людьми, или же это лишь недостижимый идеал? На эту тему учащиеся могут написать творческую работу или подготовить устное выступление.

Тема «Прекрасный человек или справедливое общество?»

Авторы: С. Кошелева, В. Лысунец, Л. Конькова, Е. Тарабанько, О. Огнева.

Эпиграф. «Красота спасет мир» (Рерих), «Осознание красоты спасет мир» (Достоевский).

Иллюстрации: репродукции и картины, изображение памятников архитектуры, фотографии современных подъездов, татуировки и т.п.

1. Сначала ученики дают свое понимание красоты. Им предлагается также назвать слова, которые передают это понятие. Слова записываются на доске. На основе обсуждения могут быть сформированы некоторые ценности красоты (например, восхищение, мысль, радость, сострадание и т.п.). Учащиеся называют эмоции, которые вызывают произведения искусства.

2. Работа в четырех группах.

Группам достается текст документа с притчей:

Одно селение располагалось в горах, где текла вкусная вода. Но она была вредной для здоровья человека, и у всех, кто ее пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.

Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец совершенно растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите - вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! А вы смеетесь над моей худой шеей!»

Женщины еще сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения, и убедить их в уродстве внешности было невозможно.

Предлагается выявить основную проблему, затронутую в притче (учащиеся могут сказать, что притча повествует о том, что уважение к человеку должно зависеть не столько от его внешнего облика, сколько от внутренних качеств и достоинств).

Каждая группа получает и индивидуальное задание к тексту:

1. Кто, по вашему мнению, прав?

2. «Что хочу, то и ворочу» - как вы к этому относитесь?

3. К чему может привести неприятие друг друга?

4. Почему возникли разногласия?

3. Представление группами собственных ответов. Для всех дается задание заполнить таблицу с основными мыслями выступающих.

4. Общее обсуждение по вопросам:

Можно ли создать эталон красоты, общий для всех?

Даст ли нам справедливое общество по-другому относиться друг к другу?

Справедливое общество - это общество, осознающее красоту и внутреннюю, и внешнюю.

5. Итоговое задание группам. Написать правила жизни в справедливом обществе, а также нарисовать плакат, где будет изображено то, что красиво в справедливом обществе. Затем проходит защита проектов.

Тема «Бедность и неравенство»

Авторы: Л. Дегтярева, В. Гулягина, В. Гончарук, М. Волошина, В. Боярченко, М. Хабибулина.

В результате проведения занятия учащиеся смогут:

объяснить термины «бедность», «неравенство», «социальная политика»;

сопоставить различные подходы к определению критериев бедности и неравенства;

проанализировать и выявить причины, влияющие на динамику рассматриваемых явлений в различных регионах;

сравнить уровни бедности и неравенства в различных странах и регионах России;

объяснить сущность социальной политики государства в решении затрагиваемых проблем;

применять полученные знания и умения при анализе данных социальных явлений в Дальневосточном регионе, крае, г. Хабаровске районе и выработке собственной стратегии и тактике поведения в повседневной жизни.

1. Мотивация

Проведение социологического исследования. Примерные варианты для анкеты:

Что означают, по вашему мнению, понятия «бедные», «богатые», «средний класс»?

Каких семей в России сегодня больше - богатых, бедных или со средним достатком?

Каковы причины обострения социального неравенства в современном российском обществе?

Удовлетворяет ли вас и членов вашей семьи политика государства в социальной сфере?

Подготовительный этап

Занятие требует предварительной подготовки для разработки заданий группам, проведения анкетирования, анализа полученных данных и разработки на их основе проекта программы социальной защиты.

К занятию готовятся подборки из данных статистики, средств массовой информации; создаются 4 рабочие группы, которые могут быть сформированы или в ходе урока, или накануне урока. Каждая группа получает свое задание, которое выполняет в течение 10 минут. Затем представляют результаты своей работы (3 мин.) и 1 мин. уходит на вопросы каждой группе (1 вопрос от каждой из слушающих групп); создается группа социологов, которые разрабатывают опросы и проводят анкетирование учащихся школы.

Группа 1

«Измерение и черта бедности». Учащиеся должны проанализировать предложенную таблицу и ответить на следующие вопросы:

1. Какие типы определения бедности (абсолютной, относительной) использованы в таблице Таунсенда?

2. Какие типы определения бедности использованы в редакционном комментарии?

3. Что случится с относительной бедностью, если каждый станет богаче на одну и ту же величину?

4. Можно ли сказать, что с позиций относительной бедности лучший способ помочь бедным - это сделать их богаче?

Андрей ИОФФЕ, директор мобильных семинаров; Ольга ЧЕРНЕНКО, представитель Русско-американского центра Петропавловска-Камчатского, Хабаровск

Окончание следует