Размышления о консолидации сил

Режим открытого общества, которого мы стали придерживаться в постперестроечное время, предъявляет иные требования к подрастающему поколению. Знание языков, умение налаживать деловые контакты, в том числе и на международной арене, чтобы удачно продать свой «продукт» - производственный, интеллектуальный, художнический, музыкальный, - стало жизненно необходимым. По закону действия рыночного механизма спрос породил предложение. Появились частные школы, частные вузы, где предлагают обучение с целью получения престижных и высокооплачиваемых специальностей. Состоятельные родители могут выбирать: отдать детей в отечественную школу западного образца или отправить ребенка учиться в школу на Запад. Государство утратило «монополию на образование», и на текущий момент российская система школьного образования включает две модели: старые привычные бедные государственные учреждения и новые богатые частные, занятые современными знаниями.

Новации в российском образовании

На пороге третьего миллениума в рейтинге «100 лучших школ России» в первых строчках замелькали частные экономические школы - Московская экономическая школа (МЭШ) и «Премьер». Более десяти лет они готовят воспитанников по программам Международного бакалавриата (IB). Для традиционной российской школы они непривычны, поэтому приведу текст документа, с которым я познакомилась на сайте МЭШ www.mes.ru., полностью.

Практические результаты обучения детей в школе

К концу обучения в школе ребенок будет:

исследователем - получит развитие его природная любознательность. Он приобретет навыки, необходимые для демонстрирования целеустремленности, конструктивных исследований. Он активно наслаждается процессом учения, и его любовь к учению поддерживается в течение всей его жизни;

думающим человеком - он инициативен в критическом и творческом применении своих мыслительных навыков, в принятии здравых решений и разрешении сложных проблем;

умеющим обучаться - он получает и выражает идеи и информацию на одном или более языках, включая язык математических символов;

человеком, способным рисковать - он воспринимает незнакомую ситуацию без тревоги, способен принимать новые роли, идеи и планы и действовать в новых условиях, сохраняя независимость духа. Он смел и убедителен в защите того, во что он верит;

знающим человеком - находясь в школе, он много работает над проблемами, имеющими глобальное значение. При этом он обладает критической массой наиболее значительного знания;

принципиальным человеком - он постигает принципы морального обоснования. Он будет прямым, честным, справедливым человеком;

заботливым человеком - он будет демонстрировать сочувствие к нуждам и переживаниям других людей. Будет обладать чувством необходимости служения людям и действовать на их благо;

широко мыслящим человеком - он уважает взгляды, ценности и традиции других личностей и культур, осознает существование многообразия точек зрения;

уравновешенным человеком - он понимает важность физического и умственного равновесия, личностного благополучия;

размышляющим человеком - он обдумывает процесс своего учения и способен конструктивно анализировать свои сильные стороны и слабости.

Обязанностью каждого подразделения МЭШ во главе с их руководителями являются разработки и реализация практических мер, соответствующих перечисленным выше общеобразовательным целям школы.

Указанные образовательные цели МЭШ должны служить критерием для разработки или отбора образовательных стандартов и программ, технологии образования и системы оценивания успешности студентов. Ответственность за достижение образовательных целей школы лежит на президенте МЭШ и руководителях подразделений.

Утверждено правлением МЭШ 14 декабря 1997 г.

Эти ориентиры коллектив МЭШ считает своими «образовательными стандартами», постоянно обновляемыми с учетом возраста детей, изменений требований со стороны ведущих университетов к поступающим выпускникам школ.

Две вышеназванные частные школы имеют уже и выпускников, подготовленных в соответствии с международной философией образования.

Останутся ли они работать в России? Приведу мнение министра Фурсенко относительно такого явления, как «утечка мозгов». Он считает, что «уехавшие за рубеж остаются в науке. Они не потеряны и для страны. Плоха внутренняя иммиграция, при которой люди, оставшиеся в стране, вынуждены были уйти из науки в бизнес. И, потратив время, силы, нервы, не сумели обрести себя в новом деле».

Перспективы в родной стране

Что касается выпускников традиционных школ, то они в постперестроечных программах тоже имеют возможность получать новые знания. В частности, в курсе «Граждановедение» их знакомят с философией права человека, центральным местом в которой определено: «Интересы личности абсолютны, интересы государства относительны... Государство должно быть защитником прав личности. Но, обеспечивая осуществление прав человека, государство, если оно правовое, не должно предписывать, как человеку поступать, что ему делать, к чему стремиться. Достойное поведение, образ жизни человек выбирает себе сам. Если же государство вмешивается в это, оно становится нарушителем гражданских прав».

Это американское понимание демократии. Для российского менталитета характерно другое понимание демократии, выраженное Чаадаевым: воплощение демократии состоит не в том, что массы сами могут сформулировать отвечающую их интересам общественную цель, а в том, что теории, которые вырабатывают их вожди, преследовали бы действительно интересы народа и были «истинным благом своего отечества».

Если оценивать результаты демократических преобразований в России то, что мы видим: вожделенное изобилие заграничных товаров на прилавках, свобода выборов и свобода слова. Выиграл ли от этого народ? Сформировалось ли у нас гражданское общество, для которого важны вышеуказанные свободы? Народ повержен в нищету - худшую из форм рабства. А гражданское общество предполагает в первую очередь экономическую независимость сограждан. Только в этом случае оно несет вместе с государством ответственность за положение в стране.

Пока экономическую независимость обеспечили себе только те соотечественники, которым удалось захватить в частную собственность богатые недра страны. Но никакую гражданскую ответственность брать на себя они не хотят.

Достиг ли мир точки бифуркации?

Считается, что дух наживы и стяжательства является эффективным средством прогресса. Но к чему человечеству такой прогресс, если он уничтожает его же будущее?

Жизнь, конкретная реальная ситуация, подбрасывает материал для проверки и подтверждения не на словах, а на деле принципов, которыми руководствуется человек. Участившиеся террористические акты стали темой обсуждения всех СМИ. Раздаются противоречивые комментарии известных политических аналитиков и публичных персон по поводу принимаемых Президентом РФ В.Путиным решений. Одни считают, что под предлогом борьбы с терроризмом в стране намечается отход от демократии, другие оценивают предлагаемые меры как адекватный ответ на трансформацию внешней среды.

Все сводится к анализу конъюнктуры событий, но требуется, по-моему, другое - встать над текущим моментом. По поводу происходящих в стране событий хотелось бы услышать мнение ученых, способных бросить целостный взгляд на объективную реальность.

Обратимся к современному этапу развития науки, для которого характерен синергетический стиль мышления. Достижения ушедших тысячелетий определяли и религия, и наука. Каждая из них формировала свою картину мира. К третьему тысячелетию в системе научных знаний сложился новый стиль мышления - синергетический. Он использует не только эмпирические и теоретические методы познания, но и те возможности, которые определяются интуицией и откровением. В то время как традиционная наука имеет дело с закрытыми системами, синергетика рассматривает системы, способные к самоорганизации за счет обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Например, при образовании значительного объема горы песка любая дополнительная песчинка может привести к критической ситуации, которая вызовет лавину или образное выражение «последняя капля, переполнившая чашу». Знакомым с классической философией такая ситуация известна как момент перехода количества в качество. Синергетики такой момент называют «точкой бифуркации» и считают, что для социокультурных систем бифуркационные точки развития более характерны, чем для природных систем (физических, химических, биологических и др.). Исторический процесс трактуется синергетикой как последовательность бифуркаций, связанных с выбором пути развития. Затем следует период развития в соответствии с заданной траекторией. В качестве одного из параметров развития фиксируется время (как объективный показатель), а в качестве другого - человек и социум (как субъективный показатель), с которым связывается принятие решения в «точке бифуркации».

По поводу происходящих в стране событий хотелось бы услышать мнение ученых, способных бросить целостный взгляд на объективную реальность и их оценку формирования единой картины универсума. Не грядет ли в связи со сменой эры и новый смысл существования человечества? Чем может спастись человечество в этих яростных схватках за власть над миром?