Простые истины

Фатима ШАОВА считает, что о самых серьезных вещах, важных истинах с ребятами нужно говорить на их языке. Знакомство второклассников московской школы с адыгейской этнокультурой начинается с игры. Одни строят дом, другие принимают гостей, третьи сажают деревья. И все вместе разучивают адыгейскую песню. Фатима Ильясовна неспешно, спокойно ведет ребят за собой. Дети поначалу ведут себя скованно. Учительница подбадривает: «Молодцы! Замечательно! Умницы!» Но, на мой взгляд, полностью создать в классе атмосферу творчества все-таки не удается. Не хватает детских откровенных высказываний, удивленных глаз, неожиданных открытий.

Первый учитель должен больше обращаться к сердцу ребенка. Так считают все великие дидакты. Благодаря естественности детей он может успешно вести обучение и никогда ни в ком из них не встретит маски. Простые истины, не правда ли?

Зеркало и камень

Никогда не заигрывать с детьми, не лукавить, вести себя естественно – это главные принципы учительницы из 26-й школы города Рыбинска Светланы КРИКОВОЙ.

До начала урока оставалось семь минут. Ученики четвертого класса 1728-й московской школы тихо, стараясь не шуметь, занимали свои места в классе. Еще бы! На них смотрят столько взрослых глаз. Как бы не подвести учительницу.

Уселись чинно все за парты, приготовились внимать. Но звонка все нет. Светлана Анатольевна, улыбнувшись озорно, вдруг озадачивает ребят:

- А какие у вас в Москве любимые места? Что вы мне, приезжей, посоветуете посмотреть? Где мне побывать?

Ребята переглядываются, но, коль еще урок не начался, советуют наперебой. Ловлю себя на том, что с интересом слежу за диалогом. Как, впрочем, и все остальные взрослые. Проступают детские характеры. Этот немногословный мальчуган в очках любит гулять по парку. Девчушка-резвушка с последней парты обожает спектакли. Оказывается, ребята-то артистичные, многие занимаются в театральной студии. Со знанием дела советуют посмотреть спектакли. Светлана Анатольевна то и дело благодарит за совет, видно, все это ей интересно. Такое ощущение, что и про урок-то забыла. Но жюри занимает свои места, раздается звонок.

На доске выведено мелом: «О чем рассказало слово?» Интересная тема. В руках у учительницы обыкновенная ручка. На нее устремлено шестнадцать пар детских глаз.

- Как вы думаете, почему ее так назвали? – спрашивает Светлана.

Ребята быстро догадываются.

- А «окно» почему именно так называется, а не иначе?

Задумываются ребята. Но в конце концов разгадка найдена. Окно – око.

Гладкий камушек в руке учительницы опять вызывает тот же вопрос.

- Ну кто смелый? – подзадоривает детей «почемучка» и предлагает девчушке с первой парты: «Подержи-ка камушек в руке. Ничего не приходит на ум?»

И тут же в руках у учительницы новый предмет. Обыкновенное круглое зеркальце. Есть ли связь между словами «камень», «глаз», «зеркало»?

Что ж, пора обратиться к этимологическим словарям. Они тут под рукой у каждого – маленькие самодельные книжки с нужными пояснениями.

- Зеркало – зыркать, зоркий, зрачок, - читает с чувством, с толком, с расстановкой «активист» с первой парты.

- А теперь догадались? – в глазах учительницы блестят озорные огоньки.

Просто, увлекательно, доступно. Затем ребята обращаются к фразеологическому словарю. Интересно ведь узнать, правильно ли ты понимаешь оборот «пустить пыль в глаза».

- А объясните мне такое выражение: «От правды до лжи четыре пальца», - не сбавляет темпа учительница.

«Мозговой штурм» венчается успехом. Все просто: от глаз до рта четыре пальца.

Любознательность, дух, не признающий поражений, настойчивость в достижении цели – все, о чем говорил философ Павел Флоренский, есть на уроке Криковой. И еще добавьте умение сочувствовать, понимать другого. Вот как, к примеру, рассуждают ребята по поводу выражения «Глаза говорят правду»:

- Когда я смотрю в глаза бабушке, то вижу, что она хочет меня обнять.

- А у мамы нежность в глазах…

- А у вас в глазах интерес. - Это уже об учительнице.

«Горячий стул»

Ирина НИКОЛАЕВА, педагог-психолог из Магадана, взяла трудную тему. С учениками третьего класса она попыталась разрешить проблемы, похожие на олимпийские кольца. Необычно, ново, заманчиво. Ребята с удовольствием включились в игру. Ирина Вадимовна умеет расположить к себе, обаятельная, открытая улыбка, мягкая речь.

- Что такое проблема? – спрашивает учительница третьеклассников.

- Когда что-то не получается…

- Когда трудно что-то преодолеть…

Учительница пытается вывести ребят на обсуждение своих собственных проблем. Для этой цели в центре класса появляется «горячий стул».

Жаль только, что заявленные, несомненно, способным педагогом высоты в данном третьем классе московской школы покорить не удалось. Малышу нелегко на «горячем стуле» рассказывать всем детям и взрослым о своих проблемах. А главное, зачем?

Миллиард секунд

Елена КОЗЛОВА, учительница мурманской гимназии №4, обладает, на мой взгляд, замечательным даром. О самом сложном она умеет говорить просто и доступно. Математика для нее не просто царица наук. Она защищает людей от обмана чувств. Не верите? А ответьте с ходу, чему равен миллиард секунд? Трем дням? Двум неделям? Месяцу? А может, сорока годам? У разных людей будут разные ответы. Это если доверять своим ощущениям. Проверить их можно математическими действиями. И тогда окажется, что миллиард секунд – это 32 года. Но эту задачу Елена Геннадьевна любит задавать взрослым.

А с четвероклассниками учительница выясняла, что такое площадь, как и чем она измеряется. Все ясно, зримо, доступно. Единицы измерения – перед глазами на таблице. И площадь тоже можно посмотреть (круг, квадрат) и даже потрогать. Очень просто звучит такое определение: «Площадь – это число одинаковых квадратиков, которые помещаются внутри фигуры». Ребята легко запоминают его.

Удивление - самая лучшая мотивация, считает Елена Козлова. И ей удается удивлять своих питомцев.

- А у квадрата есть еще пятая ось симметрии, - озадачивает малышей Елена Геннадьевна. - Ну кто ее найдет? Есть смельчаки?

А действие-то простое. Поставьте в центр квадрата ручку – вот и пятая ось симметрии!

Взглянуть по-новому на известное, удивиться, восхититься и запомнить на всю жизнь. Разве проходят бесследно для ребят такие уроки?

Не бойтесь ошибок

- Почему в нашей речи должны быть различные предложения? – обращается к классу Ирина КИРИЛОВА, педагог из Белгорода. Она дает возможность ребятам порассуждать, высказаться.

- Не бойтесь ошибок, говорите смелее, свободнее, - подбадривает смельчаков Ирина Юрьевна. Как виртуозно она ведет знакомство ребят с видами предложений.

Ребята учатся различать предложения на слух, потом видят их на доске, придумывают свои примеры и записывают их в тетради. Включается слуховая, зрительная память.

Очень важно, что Ирина Геннадьевна развивает в детях вдумчивое отношение к языку. Нужны такие уроки нашим детям.

Брат от брата укрепляем

Любовь БЕЛОГЛАЗОВА, преподаватель гимназии из Кинешмы, показала урок-спектакль. Литературный памятник «Поучение» Владимира Мономаха дает возможность ребятам совершить путешествие через века. Для чего нужно это? Чтобы поразмышлять над вопросами. Например, зачем же мы враждуем друг с другом? Этот вопрос прозвучал в самом начале урока. Он актуален не только во времена междоусобных войн, но и сегодня. «Брат от брата укрепляем, яко град тверд». Вечные, мудрые слова. Важно принять их в свое сердце. Именно этого и добивается Любовь Павловна. И при том она уверена, что, хотя воспитание - дело политическое, дети как можно дольше должны оставаться детьми.