Сказанного вполне достаточно, чтобы утверждать: особняк на Тверской сам по себе ценный, так сказать, музейный экспонат, свидетель российской истории. Он из тех свидетелей, которые однозначных ответов не дают, а заставляют «исследователя» ломать голову и самому выстраивать версию интересующих его событий. Спрашивать их надо умеючи. Зато они никогда не лгут. Свидетели эти - вещи.

Много таких свидетелей хранят его стены. Потому что сейчас здесь располагается единственный в России Музей новейшей истории. Его экспозиция начинается с событий середины XIX века, связанных с реформами 1861-1864 годов и кончается современностью. Тем, что было буквально вчера, потому что в музее есть зал, экспонаты которого рассказывают о событиях истекшего месяца и соответственно ежемесячно обновляются. Что этот музей может предложить школе?

- Помимо традиционных форм работы, таких, как экскурсия, - рассказывает заместитель директора музея по научно-просветительской работе Нина Субботина, - мы предлагаем тематические, лекционные занятия: рассказываем тему, освещаем проблему в специальном лекционном зале, а затем ведем на экспозицию. Это может быть сквозной проход по экспозиции или освещение определенных вопросов. Наглядное (подчеркнем!) освещение, что немало важно для усвоения материала.

- К памятным датам российской истории в музее проводятся встречи с интересными людьми, «круглые столы», на которых всегда рады видеть школьников. Например, в этом году здесь состоялись встречи с потомками Чкалова, Хрущева. Ребята не только очень внимательно слушали, но и задавали потом самые разные вопросы.

Музей давно дружит со школами Москвы, с преподавателями и учениками. 26 августа, как известно, во всех округах столицы прошел традиционный августовский педсовет. Сотрудники музея присутствовали на всех педсоветах и рассказывали о своей работе со школами.

- Мы снабдили всех учителей нашим информационным материалом, раздали брошюру «Музей - школе, лицею, гимназии, колледжу», где изложена вся тематика наших лекций, экскурсий, факультативов.

Лекции и экскурсии проводятся самые разные - обзорные, специализированные, костюмированные, проблемные. Учителя звонят - музей востребован школой. Здесь ценят постоянное сотрудничество, готовы выезжать в школы с лекциями, организовывать на базе школ викторины и олимпиады.

Сегодня учителю истории работать особенно нелегко. Большой выбор программ, множество учебников. С одной стороны, это, конечно, хорошо, с другой - нет ориентира. Что делать историку? Возвращаться к краеугольному камню исторической науки - историческому источнику. Исторический источник, который хранится в музее, может быть арбитром всем этим учебникам, третейским судьей во всех научных учебных проблемах.

- Это самое ценное, чем мы обладаем, - говорит Нина Михайловна. - У нас два миллиона единиц хранения вместе с фондами. Материальные, вещевые, документальные звукозаписи. Самое ценное, что учитель найдет у нас, - это в большей степени объективный материал, исторический источник.

К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне музей подготовил новые экскурсии и туристические программы. Чем программа отличается от экскурсии? Это, так сказать, более широкое понятие. Экскурсия - лишь часть программы. Кроме нее программа может включать в себя музыкальное сопровождение или угощение в кафе «на тему». И вы не просто прослушаете лекцию, вы погрузитесь в прошлое. Этому может способствовать и облик экскурсовода. Интересно, что некоторые экскурсии сотрудники музея проводят в костюмах «того времени». Представьте, что боевая медсестра с сумкой или солдат с орденом рассказывают школьникам о войне. Получается, что будто бы о своей жизни.

Нина Михайловна считает (и с ней трудно не согласиться), что образованного человека, не знающего истории, нет и не может быть. Ни бухгалтера, ни юриста. История - основа развития личности, этот предмет воспитывает гражданина.