Не надо возраст торопить

Рисунки, разделенные десятилетиями, конечно, отличаются друг от друга. Сейчас уже редко в подростковом возрасте заставят делать композицию именно таким вот образом, вдумчиво всматриваться в себя... Сейчас часто лимитируется время занятий, педагог торопит технику, рекомендует обязательно гуашевые краски, дающие выразительный эффект гораздо скорее, чем акварель. А там, где акварель, там нужно обдумывать каждое движение кисточки, композицию, то, как включить фигуру в пространство. Решать множество поставленных задач. Сейчас каждый раз напоминаешь, что работу нужно подписать. А в то время работа была твоим достоянием, и ты запомнил это навсегда. Эти, казалось бы, малозаметные факторы влияют на отношение ребенка и к собственной художественной деятельности, и к самому искусству.

70 лет прошло, но прекрасно сохранилась интенсивность цвета. Вот японская композиция «Зоопарк», как бы составленная из нескольких фрагментов. С детьми проводилась большая работа: здесь даже слон стоит не в центре, а немного смещен от него; юный художник хотел подчеркнуть, что в его рисунке все важно, и то, что одна из фигурок не вошла целиком, значит, что за пределами этого пространства тоже происходит действие, а это существенно. Вот польские работы. По ним можно узнать, как тогда, несколько десятков лет назад, одевались дети. Рисунок интересен для ребенка как рассказ. Как повествование о подробностях и деталях, которые он заметил в классе и которые он передает... На следующем рисунке - множество людей, улица. Религиозное шествие. (Мы помним, что выставка проходит в 1934 году, в Москве). Люди несут хоругвь с Девой Марией. Польша - страна строгих католических традиций. Но ребенку разрешили изобразить Богородицу так, как он мог... 170 работ из Ирана. Каждая показывает преемственность традиций. Ныне что касается работ последних лет, то, по словам специалистов, очень трудно стало определять, где исламская культура, где, например, католическая. А работы 1930-х - прежних лет - ценны тем, что свидетельствуют о сохранении национальных традиций художественной школы и передают их, опираются на них. Судя по тому, с каким пиететом подросток передает этот национальный колорит, видно, что он им любуется! Это доставляет ему эстетическую радость! Все меняется, как только мы вместе с ребенком оказываемся в другом государстве. Сейчас же гораздо сложнее атрибутировать работы, их принадлежность к конкретной стране.

Еще хранится в музее папка рисунков, подаренных архиепископу Тихону учащимися иркутской церковно-учительской семинарии. Здесь же рисунки из Санкт-Петербурга. Это архивные работы, показывающие, как учили художественно оформлять церковную утварь, литературу, храм. Вот тетрадочка для рисования некоего Иоанна Немытышева, который жил с селе Нижняя Пойма Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Он вел тетрадь с 1898-го по 1905 год. Он срисовывал, но копирование абсолютно соединилось с его духовной жизнью, интересами: отечественная история и священное писание. Мученик Фалалей, Минин и Пожарский, портрет Николая Второго. И поэтому он к этой тетрадочке, невесть из каких листочков состоящей, обращался тогда, когда душа требовала. Подписывал годы, тему, которую изображал.

Заведующая лабораторией художественного образования ИХО РАО Наталья Николаевна Фомина продолжает знакомить меня с рисунками.

- Хорошо, что в область дополнительного образования пришли художники-педагоги. Для многих из них это средство выживания. Но часто бывает, что художественная манера учителя навязывается ребенку. Его преждевременно отводят от изображения как средства познания мира и торопят возраст, не давая делать то, о чем предупреждал психолог, искусствовед и художник Анатолий Бакушинский: пережить каждый возраст. Отсюда многие психологические проблемы. Ребенок недоиграл. Это значит, что у него не было детства. Наша задача в том, чтобы в исторической ретроспективе показать, насколько это важно. Показать, как бывает драматично, когда на сознание ребенка действует идеология, коробящая и ломающая его, перестраивающая раньше времени. Опасно также, если мы будем воздействовать новыми формами искусства, подавляя то, что заложено в самом ребенке. Это, между прочим, плохо и для самого искусства. В детском творчестве заложены элементы будущего искусства, и его нужно вовремя услышать. И еще самое главное - общение с ребенком как с живым человеком, имеющим право на собственное видение мира. Парадоксальная ситуация. Еще недавно у нас в ходу были выражения «парад суверенитетов», «борьба за национальное самосознание». А творчество детей оказывается все более космополитичным. Не могу сказать, плохо это или хорошо, но такова тенденция времени. Думаю, что со временем мы будем наблюдать поворот в другую сторону... Без детского рисунка, по голым программам нельзя судить о том, как приобщали и как теперь приобщают детей к искусству. Одна из задач музея - доказать необходимость изучения художественного образования не как схоластической науки, а как истории, воплощенной ребенком в его творчестве.

Сотрудниками лаборатории художественного образования подготовлен к печати альбом - 320 детских работ, которые в начале этого года экспонировались на выставке в Третьяковской галерее. Оригинал-макет есть, дело за спонсорскими деньгами. В конце ноября в Инженерном корпусе Третьяковки планируется еще одна выставка - «Всеволод Сергеевич Щербаков и его ученики». Она приурочена к столетию со дня рождения этого талантливого художника и педагога, работавшего в 1930 - 1960 годах. 7 и 8 декабря Институт художественного образования совместно с Третьяковской галереей проведет научно-практическую конференцию «Изобразительное искусство: обучение и творчество». Это будет еще одним шагом, еще одной попыткой ответить на вопрос, как сочетать обучение и творчество, как сделать так, чтобы чувство прекрасного и стремление к творчеству стали неотъемлемой чертой личности, независимо от профессии, которой будет потом, во взрослой жизни, заниматься человек.