В 1965 году школа №94 была реорганизована в среднюю общеобразовательную школу №56 «с изучением ряда предметов на английском языке». В 1971 году здесь был открыт музей боевой славы, его создательница Нина Корнилаева - живой свидетель всех перемен в новейшей истории и женщина-легенда, поскольку родилась в далеком 1912 году, а в свой столетний юбилей держала в руках книгу об открытии и работе музея, изданную коллективом гимназии на основе ее рукописи. В 60-е годы по инициативе учителя биологии Элеоноры Андреевой и при активном участии учеников и родителей был заложен школьный сад, который до сих пор по весне радует цветением яблонь и вишен.
К началу перестройки имидж школы №1211 (№56) был высоким, педагогический коллектив отличал профессионализм, образовательные результаты были стабильно хорошими. В условиях перестройки успех школы определяли три кита - традиции, нравственные ценности и созидательные процессы. В те нелегкие годы удалось сохранить и реорганизовать музей 436-го Стрыевского ордена Богдана Хмельницкого стрелкового полка 155-й Станиславской Краснознаменной стрелковой дивизии, поддерживать связь с ветеранами и, следуя традиции, вести гражданско-патриотическую работу с учениками. Идея развития гимназии как педагогической системы повышенного уровня базировалась на принципах классического образования с опорой на опыт советской школы и российской гимназии, достижения отечественной и зарубежной педагогической науки.
В 90-е годы казалось, что гимназия превратилась в НИИ с множеством лабораторий. С педагогическим коллективом сотрудничали академик Владимир Купцов - по гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, заведующая кафедрой иностранного языка МИПКРО Валентина Пономарева - по отработке модулей языкового образования в Москве. Профессор Евгений Борисов разрабатывал и вел апробацию программ преподавания экономики, с доктором педнаук Григорием Левитасом учителя апробировали программы по математике для гуманитарных классов, под руководством к. п. н. Галины Богдановой и Эллы Кац шла отработка программ и учебников с развивающими заданиями по русскому языку и литературе, вместе с сотрудником РАО Эрнестом Красновским педагоги выстраивали модуль литературного образования, включавший стилистику и языкознание. Алла Щепилова проводила с учителями гимназии апробацию программ по иностранным языкам. С начала 2000-х годов педагогический коллектив участвовал в эксперименте по оценке качества обученности учащихся с МИОО, а затем с МЦКО.
Имена тех, кто в разные годы преподавал в школе, вызывают не меньшее уважение: французский язык - преподаватель МГПИ Татьяна Лалова; обществознание - городской методист, автор методических пособий Анна Лазебникова; математику - профессор МФТИ Вадим Диесперов; физику - руководитель международных олимпиад Александр Зильберман. Сегодня в гимназии преподают их коллеги и последователи к. ф.-м. н. Антон Гиголо, к. п. н. Владимир Мирошин.
В 1994 году школе был присвоен статус гимназии №1522. На пути к преобразованию школы в гимназию всегда были рядом умные, знающие специалисты Департамента образования - Светлана Коровина и Наталья Ваганова. Стратег Гелия Батракова, создавшая систему образования и управления в Северо-Западном округе, а затем и сменившая ее на посту начальника окружного управления образования СЗАО Ирина Буланова с уважением отмечали развитие педагогического коллектива.
Для учителей школы и района нам удалось организовать семинар с Шалвой Амонашвили, принципы гуманной педагогики и идея работы с учеником в зоне его ближайшего развития стали аксиомой для педагогов гимназии. На основе программы «Человек в современном мире» Надежды Щурковой, включающей курсы «Театр и искусство общения», «Этикет на английском языке», «Этика и начала эстетики», «Психология общения», «Философия жизни», «Этика семейной жизни», мы определяли траекторию развития личности. Складывались психологическая служба и служба профессионального самоопределения в тесном сотрудничестве с Психологическим институтом РАО, лабораториями развивающего обучения и одаренных детей. В основу воспитательной работы были заложены принципы национально-региональной укорененности и воспитывающей деятельности, которые последовательно проводятся в жизнь замечательным психологом и организатором Татьяной Чистовой.
В 90-е годы мы активно знакомились с образовательными системами других стран, учились открытому диалогу с зарубежными коллегами. Школа стала первопроходцем в преподавании уроков здоровья в начальных классах благодаря международному сотрудничеству учителя Ольги Лазаревой и детского доктора Михаила Лазарева с Национальным институтом здоровья США. Коллектив школы участвовал в международных советско-американских проектах «Учителя здоровья» для учащихся, «Учителя в борьбе за мир» с коллегами из Японии и США.
Гимназия неоднократно побеждала в конкурсе «Школа года», в ходе которого осуществлялось творческое общение коллективов школ с учеными, шло бурное обсуждение назревших проблем, сверялась правильность выбранного пути. Реализуя на рубеже веков идею профильного обучения, мы задумались над тем, как в условиях гимназии обеспечить подготовку к получению выпускниками не только гуманитарного, но и инженерно-технического высшего профессионального образования. Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, можно сказать - решение тогда было найдено верное. Гимназия сохранила углубленное изучение английского языка, были подготовлены авторские программы и введено изучение второго (испанского, немецкого, французского, итальянского) языка по выбору учащихся, введены курсы на английском языке: МХК, зарубежная литература, гиды-переводчики, техперевод, деловой английский, методика раннего изучения английского языка. Вместе с тем, заявляя о лингвистической направленности образовательного процесса, педагоги добивались знания гимназистами прежде всего русского языка. В гимназии последовательно отрабатывали содержание гуманитарного и естественно-математического профилей, позже с учетом пожеланий ребят были введены социально-экономический и химико-биологический профили. Одновременно мы выстраивали модуль предпрофильной подготовки, включающий элективные курсы в 8-х и спецкурсы в 9-х классах, систему дополнительного образования по выявлению интересов и склонностей каждого гимназиста, экскурсионную деятельность по освоению культурно-образовательного пространства Москвы, России и зарубежных стран, внутришкольное управление профессиональным самоопределением.
Под руководством Марии Кубаревой шла информатизация гимназии, были разработаны программы по информатике, выстроена система урочной и кружковой работы, учащиеся создали первые школьные сайты, виртуальный музей, выпускали газету «Школьные коридоры», провели первые телемосты и совместные проекты со школами штата Коннектикут. Сегодня интегративные программы различных предметов с информатикой прочно вошли в учебный план, как и интернет-конференции, викторины, телемосты. В 2014 году гимназия вошла в число победителей конкурса «Школа новых технологий».
Достижения гимназии и московского образования обеспечены трудом многих педагогов, среди которых учителя истории Т.Жукова, И.Победина; русского языка и литературы Л.Гороховская, Г.Клюева, Е.Труфанова, Л.Печерикина, М.Маршакова, Т.Урядникова; английского языка Е.Водолазова, Т.Скрылева, С.Иванченко, В.Сурнова, З.Тибилова, Е.Ниткина, Е.Кабанова, Е.Анищук, В.Федосеева, Г.Лобода, Л. Цветнова, М.Майорова, И.Эман; физики Т.Маренкова, Т.Мельникова; математики Е.Афанасьева, Е.Богатова, О.Пичина, Т.Щербакова, А.Постникова; географии и биологии Е.Огурцова.
В памяти выпускников школы имена В.Корсаковой, А.Журавлевой, З.Матюшиной, Э.Темновой, В.Райнина, Н.Лузиной, Л.Симоненковой, Л.Парамошиной, Н.Базуновой, П.Жирновой, О.Узоровой, Н.Суздальцевой, Р.Родионовой, М.Ильиной, Л.Королевой. Не случайно ежегодно они приходят в школу, чтобы повидаться с теми, кто жив, вспомнить о тех, кого уже нет с нами.
За свою историю гимназии предстоит в третий раз обновить кадры. Молодое поколение творческих, любящих свою профессию учителей, среди которых А.Локшина, Л.Татаринцева, М.Ревега, Д.Пугачев, Д.Чухров, М.Труфанова, М.Ваганова, Е.Втулкина, уже сегодня получило признание учеников и коллег. Передать эстафету традиций - миссия тех, кто достойно нес ее 20 гимназических лет, сохраняя связь поколений.
Значительный вклад в развитие личности каждого ученика вносят талантливые педагоги дополнительного образования, руководители музеев и библиотекари. В школьном театре, открытом учителем литературы, лауреатом Фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году Валентиной Корсаковой, продолжаются спектакли, поставленные выпускницей, ныне педагогом Мариной Маршаковой. Исполнилось 15 лет и туристическому клубу. Путешествия в юные годы навечно останутся в памяти ребят и отразятся в их характерах, это более двух десятков дальних походов в Краснодарском крае и Крыму, в Заполярье, на Кольском полуострове, Хибинах и на Соловецких островах, в Кижах и в Карелии; ребята проплыли на байдарках по рекам средней полосы России, на рафтах по реке Кожим на Урале, по реке Быстрая на Камчатке, на катамаранах по рекам и озерам Карелии, побывали в Прибайкальском, Тункинском национальных парках, парке Югыдва, Байкальском, Окском и Кавказском заповедниках.
Таким образом, развиваясь, гимназия превращалась в потенциальный ресурс методического центра СЗОУО. На базе гимназии проходили семинары и круглые столы для администрации и учителей по проблемам содержания и развития образовательного процесса. По поручению Департамента образования гимназия №1522 провела встречи с делегацией Приднестровья, учителями Казахстана - победителями конкурса «Русский язык в школе», представителями Департамента образования Архангельской области, учителями гимназии из города Нова-Горица (Словения), делегацией Великобритании, в которую входили руководители образования и учителя. Все гости и коллеги дали высокую оценку деятельности педагогического коллектива гимназии.
На протяжении 15 лет осуществляется обмен опытом с коллегами Украины, Беларуси, Латвии, Эстонии, Словении, Польши. Учителя гимназии активно участвуют в городских семинарах, круглых столах, научных конференциях, педагогических чтениях, традиционно проводят семинары окружного и городского уровня для учителей русского и иностранных языков, географии, истории, математики, будучи членами экспертных и медальных комиссий, разработчиками ЕГЭ, они ведут экспериментальную и исследовательскую работу.
В Год учителя (2010) в гимназии №1522 как победительнице конкурса национального проекта «Образование» было проведено выездное заседание коллегии префектуры СЗАО, участники которого отметили уникальные особенности нашего образовательного учреждения.
Работа в гимназии способствует профессиональному и карьерному росту. Педагоги гимназии защитили более десяти диссертаций, некоторые из них стали преподавателями вузов, методистами, авторами пособий, директорами московских школ. Сегодня среди 50 учителей гимназии 6 кандидатов наук, 3 аспиранта, 2 докторанта; 10 человек удостоены звания «Почетный работник общего образования РФ», 3 - «Заслуженный учитель РФ», 1 - «Заслуженный учитель Москвы». 14 педагогов награждены медалью «В память 850-летия Москвы», 5 стали лауреатами конкурса «Грант Москвы», 1 - лауреатом премии мэра Москвы.
Успехи учащихся - результат плодотворной творческой работы педагогов при поддержке родителей. На протяжении истории школа последовательно осуществляла взаимодействие педагогического коллектива и родительской общественности, родительского комитета и совета гимназии. Особый вклад внесли Н.Алещенко, М.Натензон, В.Пономаренко, А.Паймышев. Все понимают, что в школе с углубленным изучением английского языка, а тем более в гимназии, отлично учиться по всем предметам и получить медаль непросто. Начиная с 1972 года золотой или серебряной медалью были награждены 199 выпускников, при этом за 20 лет гимназию с медалью окончили 179 гимназистов (с золотой - 75, с серебряной - 104). Более 20 побед и наград принесли Москве наши гимназисты - участники всероссийских олимпиад, в 2009 году гимназия входила в десятку школ Москвы по их количеству. Наибольший урожай наград по истории и обществознанию собрали ученики заслуженного учителя РФ Т.Жуковой. В 2004 году гимназия была отмечена дипломом ВВЦ за внедрение инновационных технологий и зарубежных курсов в преподавании иностранных языков, в 2008 году Международная академия общественных наук наградила гимназию дипломом лауреата конкурса инновационных социальных технологий за Международный проект «Академия детской дипломатии», а в 2012 году Комитет природопользования и охраны окружающей среды и Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы наградил ее грамотой за социальный проект «Новое дыхание Мневников». Есть надежда, что идеи именно этого проекта лягут в основу преобразований ООПТ - парка «Москворецкий».
В 2008 году гимназия №1522 (единственная из школ Москвы!) была занесена во Всероссийский каталог организаций, активно взаимодействующих с государственными и муниципальными органами власти. Грамоты и дипломы администраций городов-героев Тулы, Смоленска, Волгограда, Киева, Минска, Севастополя, Керчи, мэра Риги (Латвия), мэра Ново-Горицы (Словения), Воеводства Островец-Светокшинска (Польша) за организацию международного гражданско-патриотического движения педагогической общественности и школьной молодежи и детскую дипломатию стали свидетельством признания гимназии - Школы мира как инициатора и центра этого движения. Со школьной скамьи на протяжении 15 лет координацию движения осуществляет Андрей Кондрат. В 2012-2013 гг. гимназия получила грант мэра Москвы в сфере образования, в 2013-2014 гг. вошла в число 500 лучших школ России.
Одна из уникальных особенностей гимназии - созданный учителями и учениками музей «От школы до гимназии. Классическое образование через века», хранящий имена учителей и выпускников за все 55 лет жизни школы. В нем собраны фотодокументы об основных событиях школы, письма из Букингемского дворца от королевы Елизаветы и принца Чарльза, из русской гимназии Кирилла и Мефодия, о представителе России в Совете Безопасности ООН Виталии Чуркине, о бизнесмене-меценате Игоре Сысоеве, около 10 лет поддерживающем гимназию и учительство, о журналистах Николае Сванидзе, Татьяне Митковой, Сергее Морозове, о профессоре кафедры химии МГУ Алексее Аверине и других состоявшихся личностях. Экспозиция музея и Зала выпускников притягательна своей доступностью восприятия школы во всем ее многообразии. По материалам музея издана книга-летопись «Моя школа». За свою 15-летнюю историю музей часто становился центром ярких, незабываемых встреч руководителей городского Клуба ветеранов, иностранных делегаций, организатором детско-взрослых площадок, заседаний муниципального собрания, интересных классных часов, викторин, увлекательных конкурсов экскурсоводов, курсов по риторике. Специалист музея Светлана Ишкова - организатор шефства гимназистов над учителями-ветеранами, конкурсов «Выпекай-ка» с чаепитием за гостеприимным столом, а к праздникам под руководством Валентины Новиковой (выпускницы школы и мамы двух выпускников) ребята своими руками готовят открытки и сувениры. Музей наиболее ощутимо передает неповторимую, теплую и доброжелательную атмосферу жизни гимназии, которую отмечают все, кто переступает порог школы...
А что же день сегодняшний и день завтрашний? Каким его видят в гимназии, отмечающей юбилей? В качестве основных задач на ближайшие пять лет педагогический коллектив определяет переход на ФГОС и активную инновационную деятельность. С 2014 года гимназия №1522 стала региональной инновационной площадкой по формированию инновационной образовательной среды, это заставляет не просто следовать педагогическим принципам и традициям, уже оправдавшим себя с точки зрения достижения учениками успешных образовательных результатов, но и неустанно искать оптимальные пути решения новых задач и нестандартные подходы, позволяющие гимназии БЫТЬ и РАЗВИВАТЬСЯ!

Вера ВОРОБЬЕВА, директор гимназии №1522, к. п. н., заслуженный учитель РФ