Кому-то покажется эта установка чистым романтизмом, однако если посмотреть внимательно, то за ней стоит столь свойственный нынешнему времени прагматизм. Ведь отдельный успешный человек всегда появляется через другого: людей, которые его окружают, место, в котором он живет, страну, на благо которой он трудится. Жизнь в условиях информационной среды часто культивирует философию потребления. Лозунг «Бери от жизни всё» иногда становится смыслом жизни не только для молодых, но и для взрослых людей. Я не отрицаю, что для любого человека важны материальные блага и комфорт, но может ли это стать тем, ради чего живет человек? Может ли «человек потребляющий» «звучать гордо»?
На мой взгляд, предназначение человека - созидание. Человек как личность может состояться только через труд и служение идеалам. Способности к осознанному самоограничению, преодолению трудностей, возникающих на жизненном пути, - неотъемлемые составляющие зрелого человека. Однако высокие замыслы не могут быть осуществлены без их реального воплощения в практике. Служение тогда эффективно, когда оно выражается в конкретных поступках и делах. Ответственности за выбор, способности достигать поставленные цели, самоорганизации, организации других мы и должны учить подрастающее поколение. Иными словами, сегодня задача воспитания состоит в формировании человека не только успешного в современном мире, но и ответственного за этот мир.
Именно с формированием у ребенка важных личностных качеств связано кадетское образование. При этом многие родители, отдавая своего ребенка в кадетское образовательное учреждение, не всегда готовы, чтобы их ребенок в будущем стал военным человеком. Наверное, в этом нет ничего плохого, потому что экскурс в историю кадетского образования показывает, что окончание кадетского учреждения во все времена готовило человека не только к успешной военной, но и к успешной гражданской карьере. Еще Екатерина II говорила, что кадет готовят не только для войн, что они могут быть теми, кем пожелают, выбрав себе поприще по собственным вкусам и наклонностям. Тому, что это всегда было так, много примеров. Есть в истории кадетского образования выпускники, ставшие блестящими полководцами, - М.Кутузов, П.Румянцев, Ф.Ушаков, П.Нахимов, но есть среди выпускников известный писатель, лингвист, фольклорист, врач, автор знаменитого словаря В.Даль, академик, автор скульптуры «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге П.Клодт, живописцы Н.Ярошенко, П.Федотов, В.Верещагин, композиторы А.Скрябин, В.Римский-Корсаков, С.Рахманинов, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков. Все это люди, по большому счету успешно служившие России и своей деятельностью прославившие ее. Отечеству всегда была нужна элита государственников, готовых не на словах, а на деле служить стране. Эта элита не могла состоять только из детей именитых семей, поэтому в кадетские учреждения поступали дети из различных сословий.
В современной ситуации, прежде чем говорить о развитии кадетского образования, необходимо различить его содержание и форму. Содержание кадетского образования - реализация учебного и воспитательного процессов, а форма - те институции, в которых эти процессы разворачиваются.
Сегодня в Москве кадетское образование реализуется в двух основных формах - это кадетские корпуса и кадетские классы. Кадетский корпус - школа-интернат с круглосуточным пребыванием детей. Такая форма получения кадетского образования наиболее эффективна только в одном случае, если корпус находится в структуре федерального силового ведомства, будь то Министерство обороны РФ, МЧС, МВД РФ или Следственный комитет. По сути, такие корпуса не должны ничем отличаться от суворовских и нахимовских училищ, поступать туда могут ребята, уже сделавшие свой осознанный выбор и готовые продолжить военную службу в том или ином силовом ведомстве. Опыт передачи кадетского корпуса из системы Департамента образования Москвы Следственному комитету Российской Федерации наиболее ярко демонстрирует положительный эффект в улучшении качества кадетского образования.
Но, находясь в системе Департамента образования, кадетский корпус, к сожалению, часто приобретает все черты обычной школы-интерната, отделяющей одних детей от других. Сегодня уже очевидно, что разделение детей по их социальному, национальному, физическому и иному статусу очень быстро приводит к их изоляции и дальнейшим трудностям в социализации, а ведь им предстоит жить и работать всем вместе, в одном обществе. И, наоборот, как говорит министр образования Москвы Исаак Калина: «Ничто не объединяет людей больше, чем их общее совместное детство». Поэтому одним из направлений развития кадетского образования в Москве стала передача восьми кадетских корпусов в ведение федеральных силовых ведомств.
В столичной системе образования наиболее оптимальной и перспективной формой реализации кадетского образования сегодня стали кадетские классы в крупных образовательных комплексах. Только в 2014-2015 учебном году в многопрофильных образовательных учреждениях открыты 70 кадетских классов, которые стали одним из видов предпрофильного и профильного образования. Такая идея появилась у директорского корпуса и ветеранской общественности в апреле 2014 года. Уже в мае мы получили 114 заявок от школ на открытие таких классов, летом без какой-либо дополнительной рекламы кадетские классы были полностью укомплектованы.

Информация к сведению

Более 1600 школьников Москвы обучают в кадетских классах с 1 сентября 2014 года. С 1 сентября 2014 года в Москве открыты 70 кадетских классов. Для открытия кадетских классов в образовательных организациях соблюдают некоторые условия. Кроме профильного кадетского класса должно быть не менее трех общеобразовательных, а образовательная организация должна заключить договор с профильным министерством, силовым ведомством или службой. Кадетский класс профильный по роду военной службы, отбор обучающихся происходит по успехам в учебе, состоянию физического развития и здоровья. На приобретение формы для кадет и заработную плату воспитателей Департамент образования выделил целевую субсидию. Основные приоритеты развития кадетских классов - качество образования и организация тесного взаимодействия с профильным, патронатным силовым ведомством, службой. Отбор учащихся для комплектования седьмых кадетских классов в 2015-2016 учебном году запланирован на май 2015 года.

Образование в кадетском классе, в отличие от кадетского корпуса, более личностно ориентировано и свободно с точки зрения последующего самоопределения ребенка. Для нас это принципиально важно, потому что, учитывая специфику возрастных особенностей детей, мы должны дать им возможность не только свободного входа в профиль, но и перехода из него. Если у ребенка будет такая необходимость или желание, если вдруг он понял, что не хочет получать военное образование, а решил стать филологом или врачом, тогда в том же многопрофильном образовательном учреждении он может снять форму и легко перейти в другой профильный класс в одной параллели. Если ребенок обучается в кадетском корпусе, то такое решение связано со сменой учебного заведения, что не всегда просто для него и его родителей.
Руководство образовательных учреждений серьезно отнеслось к формированию кадетских классов, набирая туда ребят, в первую очередь годных по здоровью, ведь кадеты занимаются строевой и физической подготовкой. Кадетские классы не открывали там, где не было предварительного сотрудничества с одним из силовых ведомств и профильным вузом. Это принципиально важно, потому что в самом процессе профилизации нужно реализовывать кластерную систему. На модели кадетских классов в целом апробируют модель профилизации. Руководители образовательных учреждений очень быстро пришли к тому, что соглашение о профильном образовании должно быть как минимум четырехсторонним: школа - профильный вуз - профильное ведомство, которое сотрудничает с вузом (возникает своеобразный кластер), плюс ветераны, которые могут передать свой опыт подрастающему поколению. Пятый партнер в соглашении - военный комиссариат, который направил генералов-наставников для патроната каждого кадетского класса.
При профилировании базового учебного плана необходимо определить профильные предметы, например, дополнительные часы истории России должны быть у всех кадетских классов, а вот объем математики или биологии должен зависеть от того, на какое ведомство спрофилирован кадетский класс - если, скажем, на службу внешней разведки, то помимо истории кадету необходимо знание нескольких иностранных языков. Разработка и профилирование базового учебного плана - большое искусство и ответственность образовательного учреждения, так как этот учебный план может стать более привлекательным для детей и их родителей и как следствие повысить качество образования. В разработке такого учебного плана должны участвовать не только педагоги и администрация образовательного учреждения, но и представители профильного ведомства и высшего учебного заведения.
При открытии кадетских классов город взял на себя дополнительное финансирование ставки воспитателя кадетского класса и приобретения форменного обмундирования. Воспитатель в режиме полного дня должен встречать кадет перед началом общих учебных занятий, после занятий сопровождать ребят до вечера. Во второй половине дня кадетам необходимо освоить минимум три различных модуля. Во-первых, кадету нужно время на самоподготовку, он должен сделать домашнее задание. Во-вторых, для кадет обязательны строевая и физическая подготовка, и тут нужно так выстроить эти занятия, чтобы ребятам было интересно. В-третьих, кадету нужно предложить программы дополнительного образования, которые отвечают трем критериям: они должны быть интересны детям; дополнять и расширять базовый профиль стандарта и соответствовать профилю ведомства.
Кроме прочего, воспитатель кадетского класса должен суметь увлечь детей в практическую деятельность, которая, по сути, станет базовой моделью воспитывающей деятельности. Это могут быть туристические или поисковые отряды, музейная педагогика, волонтерское движение и многое другое. Принципиально важно, какую базовую модель воспитания образовательное учреждение выбирает для своего кадетского класса. Базовая компетенция воспитателя заключается в том, что он должен уметь формировать условия и погружать ребят в те события, которые целенаправленно формируют в них устойчивую ценностную платформу. Воспитатель - своеобразный творческий диспетчер, коммуникатор, модератор тех коммуникаций, через призму которых создается воспитывающий эффект.
Я считаю, что результативность кадетского образования нужно оценивать по двум основным измеряемым показателям. Первое - не менее 90 процентов ребят, окончивших кадетский класс, должны набирать по трем предметам при сдаче ЕГЭ не менее 220 баллов, второе - не менее 75 процентов выпускников кадетского класса должны поступать в профильные вузы патронатной специализации. Если мы добьемся таких результатов всего по двум этим критериям, то сможем не на словах, а на деле растить новое поколение, обладающее всеми теми способностями, которые позволят успешно Родине служить.

Игорь ПАВЛОВ, заместитель руководителя Департамента образования Москвы, доктор экономических наук

Информация к сведению

Правила приема в кадетские классы при  школе определяют учредители в соответствии с законодательством РФ Федерации в области образования и закрепляются в уставах школ.
При этом в соответствии с Порядком приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15.02.2012 №107, должен быть обеспечен прием граждан в кадетские классы, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной за учреждением.
В 7-й класс на конкурсной основе принимают мальчиков и девочек на основании вступительных испытаний (в форме тестирования), не имеющих медицинских противопоказаний, по результатам оценки конкурсанта социально-психолого-педагогической комиссии школы.