Сколько уроков вы провели? - спросила завуч.
- Вы знаете, этой мой первый урок в жизни, - ответил я.
- Правда? В таком случае поздравляю, у вас талант, - сказала завуч.
Это было очень приятно слышать.
Чуть более чем через двадцать дней будет ровно два года, как я работаю учителем иностранных языков. За это время я несколько раз сомневался в наличии у меня того таланта, о котором мне было сказано в день устройства на работу в школу.
С первого официального дня работы я был брошен в «свободное плавание» и ко всему, к чему пришел к настоящему моменту, пришел сам, без чьей-либо помощи. У меня не было наставников. У меня не было куратора. У меня не было методиста. Но, на мой взгляд, это скорее плюс, чем минус. Я не случайно сравнил этот срок с плаванием - сложно научиться плавать, когда рядом есть кто-то, кто поддержит и не даст опуститься под воду. Лично я понял, что могу не бояться за свою жизнь, находясь в водоемах любой глубины, когда заплыл дальше обычного и понял, что не чувствую дна. И когда я выплыл коряво, но самостоятельно и без чьей-либо помощи на безопасное расстояние, то понял, что собственное желание - это самое главное в любой деятельности человека. Обладать талантом прекрасно, но без желания развиваться и, следовательно, развивать свой талант его ценность стремится к нулю.
В день собеседования с директором нашей школы я услышал от него любопытную фразу: «Школа либо «засасывает», либо «выплевывает». До сих пор не могу понять, в какой части этих процессов нахожусь. Со временем пришел к выводу, что работа, какой бы романтической она ни казалась, это в любом случае работа. В первые дни, недели или месяцы все может казаться и видеться прекрасным, чудесным, но со временем даже у человека с самыми большими розовыми очками на глазах произойдет эмоциональное выгорание.
Мне было очень сложно смириться с тем, что всех не научишь, даже если этого требуют. Все люди разные, кому-то дается легче, кому-то сложнее. Так было всегда, даже когда мы учились в школе. В этот момент мне сложно смириться с тем, что, субъективно говоря, процесс обучения в школе у детей сокращается до подготовки к ГИА и ЕГЭ. С человеческой точки зрения, их можно понять, с профессиональной - нет. Я вряд ли когда-нибудь смирюсь с тем, что в настоящее время складывается впечатление, что важны не знания, которые мы даем детям, и их наличие в головах учеников, а какие-то личные достижения педагогов (олимпиады, награды, результаты). Я ни в коем случае не уменьшаю значимость подобных проявлений и достижений, но если говорить о себе, для меня, например, достижением будет, если у моей группы детей будет одинаковый достаточно высокий уровень знания моего предмета, который будет очевиден всем, чем один «поцелованный богом» вундеркинд займет призовое место на олимпиаде, и все лавры и почести будут мои, хотя моей заслуги в этом будет не так много.
Моя ошибка, о которой я хотел бы сказать и тем самым, может быть, предостеречь своих будущих коллег, в том, что я считал: все дети более или менее одинаковые. До начала работы я был полностью уверен, что не будет проблем ни с обучением, ни с воспитанием.
Своими победами (специально не указываю - «маленькими») я все еще считаю наличие, использование и демонстрацию знаний, которые учащиеся получают на моих уроках. Мне, безусловно, было бы очень приятно, если бы кто-то из моих учеников занял призовое место на олимпиаде, выиграл конкурс или сдал международный экзамен. Но для меня не менее важно, если, например, учащийся сможет беспрепятственно путешествовать по миру, общаться с носителями языков, всячески развиваться, используя приобретенные знания.
Есть устойчивое выражение, которое обычно вспоминают в вузах: «Забудьте все, чему вас учили в школе». Так вот своим будущим коллегам я хочу сказать: «Не забывайте все, чему вас учили в вузах, но и будьте готовы к тому, что, придя работать в школу, сделаете очень много разных открытий, получите много разных сюрпризов, о которых не было даже речи в ваших институтах, университетах и колледжах!»

Сергей ГОРОХОВ, учитель иностранных языков школы №1393 «РОСТ»