Мне только 5 лет, но я знаю - это для того, чтобы завтра на занятиях дети ее группы могли учиться считать, узнавать буквы, решать несложные примеры. Я тоже хочу быть как моя мама и поэтому беру кукол, медвежат, зайчат, рассаживаю за детский столик на стулья, на которых еще утром сидели малыши, и начинаю их учить. Но вот беда - что-то не так! А что? Ну конечно! Нужно стать похожей на маму. Потихоньку подхожу к ее шкафчику, достаю халат, который она надевала на прогулку, обуваю ее туфли на высоком каблуке. Все. Я готова. Я учитель. Наконец, чтобы казаться строже, специально морщу лоб, надуваю щеки и раскладываю перед «учениками» счетные палочки, буквы. Дух захватывает от гордости и волнения - я начинаю вести урок!
Не знаю почему, но вижу себя учителем, хотя моя мама работает воспитателем-методистом в детском саду. Я помню ее занятия по аппликации (мне до сих пор нравится работать с бумагой со своими детьми), лепку, игры на улице... Но почему-то именно буквы, из которых можно складывать слова, кружки и квадраты, которые можно считать, притягивали меня больше, чем игры в домике или веселые танцы под музыку. Мама говорила, улыбаясь: «Ну, Наташка, прямая тебе дорога в школу!»
Мои ожидания... Я никогда не сомневалась, что в самом деле моя дорога ведет меня прямо в школу. Думала по наивной неопытности, что все будет так же легко и просто, как в детском саду: не мама, а другие взрослые будут радоваться вместе со мной, помогать и хвалить за каждый успех. А дети, как послушные игрушки в детском саду, будут тихо сидеть, слушать меня, аккуратно писать в тетрадях первые буквы и решать свои первые примеры. Двигаясь по этому «прямому пути», я очень скоро выяснила, что ох как непрост и нелегок путь учителя! Сколько разочарований и страхов ждет тебя уже в первые мгновения твоей взрослой жизни! Ты внезапно понимаешь, что Учитель - такая вершина, на которую нужно восходить маленькими шагами, заставляя себя прощать обиды более опытным коллегам, которые вместо помощи с высоты своего опыта поучают, но не учат, а потом понимать, что и это обучение, и надо быть им благодарным и за поддержку, и за недоверие... Нужно сидеть вечерами над простой задачкой и думать, как объяснить так, чтобы каждый сумел решить ее, брать прописи и опять, как много лет назад, прописывать палочки и крючки, чтобы вновь представить, как лучше и правильнее направить руку малыша, быть готовой к тому, что кто-нибудь из родителей - просто так, из-за плохого настроения - оскорбит тебя, а ты будешь весь вечер сидеть, думать, а иногда просто реветь... и сомневаться, правильный ли ты сделала выбор.
А потом придет новый день. Ты опять войдешь в класс, увидишь веселые и грустные, обиженные и растерянные, внимательные и совсем равнодушные лица своих детей, услышишь тысячи «почему» в одну минуту, и забудутся все обиды, отойдут на второй план сомнения, останутся только ты и пытливые, озорные глаза твоих учеников. Со временем понимаешь, что эти глаза будут задавать тебе самый главный вопрос твоей жизни: а имеешь ли ты право называть себя удивительным, внушающим трепет и уважение именем Учитель?
Хорошо вспоминаю свою растерянность перед первым родительским собранием, когда еще не знала, как правильно себя подать, о чем говорить и как донести до родителей мою заинтересованность в достижении единой цели: воспитание и обучение уже наших детей. Первые ошибки в проведении уроков стали хорошим стимулом для работы над собой. Почему же так рано звенит звонок, ведь я так много еще хочу сказать?! А половина детей так и не включилась в обсуждение темы - им неинтересно? Как научиться распределить все настолько умело, чтобы каждый урок был и методически полон, и настолько незабываем для моих учеников, что заставлял бы их тянуться к знаниям и узнать все новое и интересное? Понимаю, что все-таки не хватало нам практики в институте.
Я начинаю учить детей в «новой» школе, по новым стандартам, хотя основ «старой» школы еще не познала. А ведь, как говорится, традиции - надежный фундамент инноваций. И вот я прилежно посещаю уроки коллег, записываю все дословно, даже зарисовываю. Хочу научиться всему: слежу, как осуществить эффективный образовательный процесс, записываю все организационные моменты, пытаюсь понять сущность и ценность умения построить урок. Как я благодарна этому накопленному годами опыту моих коллег, методистов! Куратор молодых специалистов подбадривает: «Не робей, ты справишься, главное - спрашивай и все впитывай как губка!» Наши встречи с такими же неопытными, где-то неуверенными в себе, а где-то излишне самоуверенными молодыми учителями помогают вновь и вновь, ведь ровеснику проще задать вопрос, проанализировать с ним ошибки, обсудить маленькие победы, поделиться тем, чему научились, и открыть для себя что-то новое. Нового так много, только успевай все запоминать и воплощать! Я регулярно повышаю уровень своего педагогического мастерства. Многочисленные курсы повышения квалификации и семинары (особенно выездные) позволяют со временем почувствовать уверенность в своей реализации в профессии.
Летом этого года я выступала на Международном педагогическом практикуме для учителей - делилась первым опытом. Моими учителями стали и мои ученики - эти «аборигены мира информационных технологий». Именно они соавторы уроков по новым стандартам, именно дети учат нас и прощать, и творить добро, и не спешить. Именно эта взаимосвязь с моими учениками, наш обмен полезными для жизни качествами, стремление к чему-то светлому, чистому и высокому обогащают нас всех.
Конечно, наши победы - это наши ученики! Это их успехи, их готовность жить в новом мире, их нравственные качества. Правда, это отдаленные результаты, у меня еще даже не было ни одного выпуска из начальной школы! Как писал Федор Иванович Тютчев: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, и нам сочувствие дается, как нам дается благодать...» Но свои маленькие победы есть и у меня. Это дети, которые спешат утром ко мне на уроки, я вижу, как мои слова и подсказки отражаются в их правильных поступках, в их сопереживании ближнему и в помощи товарищу.
Я не знаю, что меня ждет впереди, будет ли у меня когда-нибудь своя семья, загляну ли я в глаза собственному ребенку, но точно знаю - сейчас каждое утро я вглядываюсь в дорогие и любимые для меня лица моих маленьких учеников. Я часто вспоминаю слова ученика феи из сказки «Золушка»: «Я еще не волшебник, я только учусь». Мне кажется, что эти слова обо мне. Я учусь быть Учителем, я выбрала для себя эту дорогу. И пусть она не будет самой простой, гладкой и без изгибов, но это моя дорога. Я буду идти по ней и помнить всегда, что дорогу осилит идущий.

Наталья БАБИЧЕВА, учитель начальных классов школы №1238 с углубленным изучением английского языка