Пока идет общественное голосование за конкурсантов-самовыдвиженцев, профсоюз и Совет молодых педагогов уже провели свои внутренние конкурсы и определились с кандидатами, которые будут бороться за это престижное звание «Педагог года Москвы-2015» во втором этапе городского конкурса. В следующем этапе участникам нужно продемонстрировать видеоролик занятия, видеопрезентацию собственного опыта работы и эссе, соответствующее номинации.
Чтобы кандидаты от общественных организаций достойно справились с поставленными задачами, на базе образовательного центра «Поведники» состоялась подготовка ко второму этапу конкурса «Педагог года Москвы-2015». Силами работников профсоюза, специалистов городского методического центра, наставников и победителей конкурса прошлых лет были проведены лекции, мастер-классы, беседы с профессионалами, а также подготовка участников к конкурсным испытаниям: устной самопрезентации и импровизационным заданиям.
«Тяжело в ученье - легко в бою» - так я бы охарактеризовала это двухдневное погружение. Здесь обсуждали многие вопросы, например, как снять качественный видеоролик своими силами, какое самое сложное задание конкурса, какие перспективы есть у участников конкурса, как должно выигрышно выглядеть учебное занятие, каким обязано быть содержание урока, сколько времени требуется для подготовки речи в самопрезентации. А еще я поняла, что победителями конкурса не рождаются, ими становятся. За спиной победителя стоит мощная поддержка образовательного учреждения, наставников. Эрудиции и профессиональных навыков для победителя недостаточно, к ним необходимо прибавить еще трудоспособность, усердие, честность и порядочность.
Самым полезным и удивительным было выступление директора городского методического центра Марианны Лебедевой. Марианна Владимировна и сама в прошлом участвовала в конкурсе, успела подготовить нескольких победителей московского и всероссийского этапов. Лучшая подготовка тренера, по мнению Марианны Владимировны, - это разговор с конкурсантом. Самыми сложными заданиями мастер считает подготовку урока и мастер-класса, а написание эссе затруднительно, потому что навыки письменной речи у многих отсутствуют, вот эссе зачастую и списывают из открытых источников. Формула успеха от директора методического центра заключается в следующем: «Ум, воля, знание предмета, креативность, умение слушать мнение других, но наличие и собственного мнения - вот необходимые качества победителя». Марианна Владимировна отмечает, что учитель никогда не сможет научить тому, чем не владеет сам. В любой деятельности человек должен отвечать на вопросы «зачем» и «как».
Спасибо выступавшим перед нами победителям прошлых лет, которые поделились своим опытом участия в конкурсах. Больше всего запомнились выступления учителя физики Юрия Бобринева и учителя химии Владимира Головнера. Оба мастера зарядили слушающих своей позитивной энергией, заставили поверить в себя и помогли каждому осознать, что внутри любого скрывается потенциал, который обязательно нужно открыть и показать.
Конечно, приятно и нужно учиться у признанных профессионалов своего дела. Но, как отмечал Герберт Спенсер, «великая цель образования - это не знания, а действия», поэтому без выполнения полевых конкурсных испытаний не обошлось. Прочувствовать сцену, выстроить монологическую речь, ответить на вопросы экспертов довелось конкурсантам в «Поведниках», демонстрируя выступление «Три минуты о себе».
Научиться ориентироваться в нестандартной ситуации помогли импровизационные задания, взятые из опыта прошлых лет. В первой ситуации нужно было согласиться с высказыванием одной известной личности или опровергнуть его. А теперь осознайте сложность испытания и попробуйте, используя минуту для размышлений, не согласиться с Элбертом Хаббардом в том, что «цель обучения - научить обходиться без учителя», или поспорить с Рене Декартом, который утверждал: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». И это лишь часть примеров. Я думаю, что вы согласитесь, что для прохождения этого этапа нужно обладать не только багажом знаний, но и умением нестандартно оперативно находить выход из любого положения.
Во втором импровизационном задании нужно было сформулировать, на каком предметном материале конкурсант будет объяснять определенное понятие (например, образ, процесс, кризис) в своем выступлении на «Третьем съезде учителей Москвы». Сам вопрос многих может ввести в ступор, но участники успешно подбирали нужные для их предметной области темы.
Противоречивые чувства испытала я в конце выездной подготовки: с одной стороны, это и стремление к совершенству, понимание необходимости самоорганизации, с другой - груз ответственности за участие в конкурсе. Но главное, что в голове созрел вопрос: почему мне необходимо участие в «Педагоге года Москвы»? А когда есть проблема, то обязательно найдется и ее решение.
Наверное, конкурс проводится не столько ради победы, хотя и это немаловажно, сколько для получения новых знаний. Это уникальная возможность для профессионального развития, которая обеспечивает переосмысление педагогической деятельности в целом. Мы должны порадоваться за коллег, которые пройдут в следующий тур, станут лучшими учителями Москвы, потому что все участники второго этапа уже победители, которые уже одержали самую важную победу - победу над собой. Искренне хочется пожелать всем конкурсантам успехов, творческого подъема и хороших конкурсных находок и решений.

Татьяна ЛАПШИНА, победитель конкурсного отбора педагога года от Совета молодых педагогов Москвы, учитель русского языка и литературы школы №2097