Только сильный человек может признать свои ошибки и идти дальше, не повторяя их, что приведет его к желанной цели. В идеале человеку нужно учиться на чужих ошибках, но на практике не всегда получается. Особенно если область, в которой человек работает, ранее никем не исследована. Как можно знать, что такое зима, если никто до этого с ней не сталкивался и не знает, что надо теплее одеваться, потому что зимой холодно? Поэтому люди на практике, когда столкнулись с зимой, обнаружили, что холодно и можно замерзнуть, если не утеплиться. Один замерз, второй, а остальные сделали выводы и приняли меры, вот вам и положительная динамика! Вот он, опыт, накопленный годами, построенный на жизнях других людей. Жестоко, зато эффективно.
Каждый ребенок - это открытие, новый огромный мир, скрытый где-то глубоко-глубоко за штампами социальных обычаев. Раскроется этот мир в первую очередь для самого человека или нет, зависит от него, от его способности наблюдать, анализировать, самосовершенствоваться. Но как ребенок научится всему этому, если не давать ему самостоятельно делать свои ошибки, а делать все за него? Да, ему необходимо помочь научиться анализировать свои ошибки, делать выводы, но аккуратно подталкивать его к самостоятельным шагам, ни в коем случае не пытаться прожить за него его собственную жизнь.
Чем младше ребенок, тем он более непосредственен, тем больше у него желания быть самостоятельным, тем больше он независим от внешних факторов, потому что полностью их не осознает. Он умеет радоваться мелочам, а мы умеем радоваться его маленьким ежедневным победам. Чем старше человек, тем больше к нему требований, тем реже он радуется победам над собой, тем больше он хочет. Все по пирамиде потребностей.
Все люди немного эгоисты, и это нормально. Мы любим говорить о себе, о своих ощущениях, чувствах, переживаниях. О себе я могу рассказывать много и со вкусом, но не всем. Моя ошибка заключается в том, что, зная, насколько важно ребенку иметь самостоятельность в получении некоторого опыта, я стремилась решить эти проблемы сама, видя бездействие этого самого ребенка. Например, ребенок представляет свою работу на конкурсе. Идея полностью принадлежит конкурсанту, выполнена при помощи домашних взрослых, выглядит вполне прилично, речь отрепетирована с педагогом, ответы на возможные вопросы проработаны. Но перед приходом жюри прошло приличное количество времени, наш конкурсант подустал, пошалил с другими участниками конкурса и, когда пришел его черед выступать, забыл свою речь, ответы на вопросы и молчал перед жюри. Вот тут вмешивается педагог, начинает отвечать на вопросы вместо ребенка. Ошибка? Безусловно! Сделал ли педагог соответствующие выводы? Видимо, сделал, потому что пока он таких ошибок не делал. Бывают случаи, когда родители пытаются навязать ребенку свое мнение и видение мира, особенно это видно на детских конкурсах и конференциях. Заученные наизусть слова, зажатые в рамки дети, работы, видя которые, мои коллеги задают резонный вопрос: а где в этой работе ребенок?
А бывает совершенно наоборот, когда ребенок максимально самостоятелен, родители и педагоги только помогают ему самовыразиться. Такие ребята умеют привлечь к себе внимание. Свободная, образная речь, находчивость, умение отвечать на любые вопросы. В модели открепилась деталь? Не вопрос! Ребенок, не растерявшись, хватает паяльник и прямо на месте припаивает негодницу.
Что же лучше? Рамки, тотальный контроль или полная свобода действий? Казалось бы, ответ очевиден. Но тут мы снова вспомним о том, что все процессы индивидуальны, и кто-то умеет использовать чужой опыт для получения знаний, а кто-то нет. Конечно, невозможно процесс саморазвития пустить на самотек, неизвестно, в какую сторону пойдет развитие, важны дисциплина, организация, четкое представление картины происходящего. Интересен вопрос, на кого падет ответственность за действия ребенка. Если мы совершаем действия за ребенка, то и ответственность лежит на нас, и дети это прекрасно понимают. Умение нести ответственность за свои действия усваивается в момент совершения ошибок.
Известно, что, если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. В нашем случае это не работает, потому что перед нами стоит другая задача. Наша задача - не выполнить самый лучший проект или написать лучшее сочинение, картину, песню. Наша главная цель - научить, в первую очередь научить учиться, сделать так, чтобы ребенок радостно воспринимал процесс получения новых знаний, научился анализировать и делать выводы. Пусть придется повторять множество раз, пройти через череду ошибок, невнимания, нежелания действовать, но ведь в итоге мы все равно добиваемся своего, и ребенок, следуя нашему примеру, учится признавать свои ошибки, извлекать из них уроки и больше никогда их не повторять, брать на себя ответственность за свои действия. На этом этапе это и есть наши маленькие победы. Победы над собой, над своими страхами и неудачами.

Камила ХАЛИКОВА, педагог дополнительного образования ДТДиМ «Интеллект»