Используя результаты социологических исследований в профсоюзной работе, Комитет МГО профсоюза решает широкий круг задач по предупреждению рисков, связанных с возможными социальными потрясениями. Анализируя полученные данные и формируя конкретные рекомендации для разрешения проблем, выстраивая логическую матрицу, профсоюз выполняет макрофункцию регулятора между различными субъектами трудовых отношений. Комитет МГО профсоюза в течение 2010-2014 годов провел социологические исследования, опросы общественного мнения, мониторинги на актуальные темы, касающиеся стремительных изменений условий работы педагогов в Москве.
В 2010 году проведены:
    Экспертный опрос руководителей образовательных учреждений и председателей профсоюзных организаций образовательных учреждений Москвы (688 человек). Цель исследования - изучение проблем профсоюзной работы в образовательных учреждениях Москвы по оценкам председателей профсоюзных организаций (416 человек) и руководителей образовательных учреждений (272 человека), определение путей развития профсоюзных организаций и социального партнерства. По результатам исследования намечены пути активизации работы по социальному партнерству.
    Социологический опрос педагогов по проблеме введения новой системы оплаты труда (586 человек). Результаты опроса показали недостаточную информированность педагогического сообщества о преимуществах введения новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях. Результаты исследования были доведены до сведения департамента, проведено обучение руководителей и председателей первичных профсоюзных организаций.
    Социологическое исследование «Московский учитель о себе и обществе». Цель исследования - изучение возможных направлений и путей повышения престижа профессии учителя (600 человек).
    В 2012 году Комитет МГО профсоюза провел социально-экономическую часть мониторинга деятельности московских вузов, входящих в МГО профсоюза. В результате проведенного мониторинга была получена информация о положении дел с заработной платой работников вузов, проведен анализ социально-экономической деятельности вузов и выработаны рекомендации для последующей деятельности профсоюзных организаций.
В 2013 году проведены:
    Мониторинг по вопросам социального партнерства (анализ 25 коллективных договоров вузов). Итоги мониторинга показали, что в основном работу по подготовке коллективного договора берет на себя профком. Он выступает с инициативой заключения, готовит проект коллективного договора, отстаивает в ходе переговоров пункты, направленные на защиту социально-трудовых прав работников. Только в 30% случаев инициатором заключения коллективного договора выступает работодатель.
    Анализ коллективных договоров московских вузов на базе лаборатории автоматизированного анализа и оценки эффективности коллективно-договорных актов Рязанского радиотехнического университета. Цель исследования - изучение содержания и оценка эффективности коллективных договоров, заключенных в 42 московских вузах. Результаты анализа показали недостаточное количество оснований в коллективных договорах, обеспечивающих трудовые и дополнительные социально-экономические гарантии работникам вузов. На заседании президиума Комитета МГО профсоюза принято постановление по улучшению этой работы.
    Мониторинг заработной платы работников системы образования Москвы на ноябрь 2013 года. Цель исследования - изучение изменения заработной платы в разрезе образовательных учреждений в зависимости от категорий работников. Полученные результаты использованы в практической работе МГО профсоюза, территориальных и первичных профсоюзных организаций.
    Исследование «Чем наполнена рабочая неделя учителя?». Цель исследования - изучение временных показателей загруженности учителей, выполняемых функций, частота и режимы их выполнения. По результатам исследования выпущена книга «Чем наполнена рабочая неделя учителя? Поиск ответов с подсказки учителей».
В 2014 году проведены:
    Опрос мнения педагогов, в том числе молодых, о вхождении образовательных учреждений в комплексы. В опросе приняли участие 302 человека, в том числе 172 педагога в возрасте до 35 лет. Цель опроса - выявление мнений педагогических работников о перспективах развития образовательных учреждений после вхождения в образовательные комплексы. Разработаны методические рекомендации по реорганизации первичных профсоюзных организаций.
    Исследование условий работы и мотивации председателей первичных профсоюзных организаций учреждений образования в период реорганизации. Были опрошены 380 человек из 11 округов Москвы. Цель исследования - изучить факторы, касающиеся условий работы и мотивации председателей первичных профсоюзных организаций учреждений образования в период реорганизации. В результате были определены виды необходимой помощи Комитета МГО профсоюза председателям первичных профсоюзных организаций и территориальных профсоюзных организаций для более эффективной и комфортной работы.
    Исследование трудоемкости работы воспитателя детского сада (дошкольного отделения). Для исследования были представлены 360 анкет работников дошкольного образования. Цель исследования - определение входящих в обязанность воспитателя действий, в том числе с учетом требований профессионального стандарта педагога (воспитателя) и формирование представления о реальной нагрузке воспитателя. Результаты исследования, включая разработанные циклограммы работы различных специалистов дошкольных учреждений, могут быть использованы в практической работе дошкольных образовательных учреждений с Департаментом образования для дальнейшей совместной проработки выявленных проблем.
    Опрос «Какой профсоюз нужен директору образовательного учреждения». В опросе приняли участие 144 человека. Опрос был представлен двумя вопросами: «Какой профсоюз нужен директору ОУ?» и «Как вы охарактеризуете вашу сегодняшнюю первичную профсоюзную организацию?». Большинство руководителей хотят видеть активную и объективную позицию профсоюзной организации. Комитет МГО профсоюза принял решение постоянно повышать правовую и экономическую грамотность председателей первичных профсоюзных организаций через различные формы профсоюзной учебы.
    Социологическое исследование «Современный урок. От учителя к технологии». Были опрошены 186 молодых педагогов. Целью исследования было выявление уровня общеметодических и дидактических представлений о структуре современного урока и технологических особенностях его организации. По результатам исследования было выявлено, что большая часть опрошенных молодых педагогов (около 70%) признали необходимость постоянного повышения своей психолого-педагогической компетенции по различным аспектам организации и проведения современного урока. Результаты исследования были опубликованы в информационном сборнике МГО профсоюза «Аналитические материалы по оценке результатов экспресс-исследования участников выездного лагеря-семинара в поселке Витязево в 2013 году».
    Экспресс-исследование «Как я понимаю ФГОС». Были опрошены 187 молодых педагогов. Цель исследования - определить отношение к новым положениям ФГОС НОО. По результатам исследования было выявлено, что большая часть опрошенных молодых педагогов (более 80%) осознают потребность в постоянном повышении своей психолого-педагогической подготовки в связи с введением ФГОС. Результаты исследования были опубликованы в информационном сборнике МГО профсоюза «Аналитические материалы по оценке результатов экспресс-исследования участников выездного лагеря-семинара в поселке Витязево в 2013 году».
    Опрос «Роль личности в реализации инноваций в образовательных организациях». В опросе приняли участие 184 молодых педагога. Цель исследования - определение готовности и ответственности молодых педагогов при включении в инновационную деятельность и принятии ответственности за ее результаты. Результаты исследования были опубликованы в информационном сборнике МГО профсоюза «Аналитические материалы по результатам анкетирования участников выездного лагеря-семинара Витязево-2014».
    Опрос «Новые социальные роли учителя». В опросе приняли участие 217 молодых педагогов. Цель исследования - выяснить представления молодых педагогов по проблеме освоения молодыми педагогами новых социальных ролей для прохождения ими пути профессионального становления. Результаты исследования показали чрезвычайно низкую степень осознания значимости личностной активности в организации жизни профессионального сообщества, а также во взаимосвязи личностного и профессионального поведения для достижения значимых жизненных целей как в сфере профессиональной деятельности, так и в личной сфере организации своего жизненного пути. Результаты исследования были опубликованы в информационном сборнике МГО профсоюза «Аналитические материалы по результатам анкетирования участников выездного лагеря-семинара Витязево-2014».
    Опрос «Какой педагог нам сегодня нужен?». В опросе приняли участие 288 респондента. Цель исследования - выявление наиболее значимых характеристик современного учителя глазами учеников, их родителей, коллег и администрации. Результаты, полученные при этом исследовании, и количественно, и качественно показали определенную степень равнодушия молодых педагогов к своей профессиональной будущности. Результаты исследования были опубликованы в информационном сборнике МГО профсоюза «Аналитические материалы по результатам анкетирования участников выездного лагеря-семинара Витязево-2014».
    Исследование «Какие педагоги нужны сегодня образовательной организации». В исследовании приняли участие более 300 молодых педагогов. Цель исследования - выявить мотивы выбора профессии молодых педагогов, отношение молодых педагогов к выполняемой ими социальной роли учителя и список характерных черт учителя современной школы по мнению самих респондентов. Результаты исследования показали, что для большинства молодых педагогов в профессиональной деятельности ведущую роль играют интерес к работе, заработная плата и достижение цели. Наименьшую роль для молодых педагогов играют безопасность труда, правила в организации и статус. Результаты исследования готовятся к изданию.
    Социологический опрос по изучению особенностей взаимодействия в образовательных комплексах. В опросе приняли участие 130 молодых педагогов. Цель исследования - оценка состояния работников в образовательных организациях в условиях уже образованных комплексов и в процессе объединения. Результаты опроса показали, что самые значительные изменения связаны с конкуренцией кадров (12%), сложностями методического взаимодействия участников образовательного процесса (11%) и сокращением кадров (11%). Результаты исследования готовятся к изданию.
Изучение общественного мнения необходимо для разработки предложений и принятия решений МГО профсоюза, направленных на улучшение социально-экономического положения работников, их профессиональный рост и на совершенствование работы МГО профсоюза.