Участие в регулировании  проблем оплаты и условий труда работников образовательных организаций
Реализация государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» позволила увеличить размеры оплаты труда работников образования, прежде всего педагогических, улучшить материально-техническое оснащение и информационное обеспечение деятельности образовательных организаций.
Рост средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций ДОгМ с учетом обеспечения реализации указов Президента РФ за период 2010-2014 годов составил более 70%, педагогических работников вузов - превысил этот показатель.
Во исполнение обязательств городского отраслевого соглашения сторонами проводился мониторинг систем оплаты труда, анализировались соотношение уровня оплаты труда работников отрасли в сравнении с размером заработной платы по отраслям экономической деятельности, а также соотношение постоянной и переменной величин в структуре заработной платы, соотношение в оплате труда руководителей, специалистов и других категорий работников. Результаты мониторинга в постоянном режиме обсуждали на заседаниях комиссий, селекторных и других совещаниях, доводили до сведения руководителей образовательных учреждений, информацию публиковали в сборниках ДОгМ и МГО профсоюза. В 2013 году МГО профсоюза провела мониторинг рабочего времени учителя: около 400 человек опрошены через сайт МГО профсоюза, 180 молодых специалистов ответили на вопросы в летнем лагере  Анапы, 60 учителей  опрошены как внешние наблюдатели (итоги мониторинга подведены и опубликованы).
Проведенная в 2014 году МГО профсоюза оценка уровня заработной платы учителей образовательных учреждений  Москвы в сравнении с учебной нагрузкой и в разрезе видов выплат с применением децильного коэффициента позволила выявить уровень эффективности управления кадровыми ресурсами, то, насколько стабильна или социально опасна ситуация в трудовом коллективе, а также определить ориентир повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. В результате проведенного анализа установлено, что децильный коэффициент по заработной плате учителей прямо пропорционален децильному коэффициенту по нагрузке и варьирует от 1,5 до 6. Этот  показатель свидетельствует о соблюдении в образовательных организациях принципов новой системы оплаты труда (НСОТ). Так, учителя, имеющие более высокую квалификацию, имеют большой объем нагрузки и более высокий размер стимулирующих выплат.
Однако анализ с применением децильного коэффициента позволил выявить проблемные вопросы при введении НСОТ. Более подробный анализ зарплаты учителей в отдельных учреждениях показал наличие:  
- формального подхода к распределению стимулирующих выплат;
- роста зарплаты учителей в связи с совмещением административных, учебно-вспомогательных должностей, должностей прочего педагогического персонала, а также в связи с установлением из стимулирующей части фонд оплаты труда (далее - ФОТ) выплат социального характера без учета показателей результативности.
МГО профсоюза проводила анализ соответствия локальных нормативных актов по оплате труда работников образовательных учреждений ключевым характеристикам новых систем оплаты труда согласно Рекомендациям по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных приложением 7 к постановлению Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. №86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве» (само приложение утратило силу с 1 января 2014 г.).
В результате анализа в отдельных образовательных учреждениях установлены  такие отклонения от ключевых принципов НСОТ, как:
- распределение стимулирующей части ФОТ без учета показателей результативности работы учителей;
- установление стимулирующих выплат за работу, не входящую в круг должностных обязанностей;
- направление экономии ФОТ не в стимулирующую часть, а в фонд экономии или директорский фонд, средства которого находятся полностью в единоличном распоряжении директора и направляются на материальную помощь.
Наряду с созданием условий для улучшения социально-экономического положения работников отрасли шла работа по развитию кадрового потенциала образовательных учреждений, содействию занятости, повышению квалификации и закреплению профессиональных кадров.
В городских отраслевых соглашениях предусмотрены соответствующие обязательства сторон по принятию мер по снижению текучести кадров в сфере образования, недопущению массовых сокращений работников при проведении структурных преобразований в отрасли, планированию трудоустройства высвобождаемых работников, разработке организационных мер, предупреждающих массовое сокращение численности работников учреждений. С учетом предусмотренных в городском отраслевом соглашении критериев массового увольнения работников системы образования Москвы следует отметить, что при проведении структурных преобразований, в том числе реорганизации, массовые сокращения работников в образовательных учреждениях не проводились.
 В конце 2011 года начался и в последующие 2012-2014 годы продолжился процесс реорганизации государственных образовательных учреждений в основном в форме присоединения или слияния. По данным ДОгМ, на начало 2014-2015 учебного года созданы 612 многопрофильных, многофункциональных школ, в состав которых вошли 4092 школы и детских сада.
В Москве сложился определенный порядок взаимодействия сторон при проведении аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, который свидетельствует о высокой степени включенности профсоюзных представителей в деятельность аттестационных комиссий и участия в принятии решений.
При аттестации руководителей государственных образовательных учреждений для подтверждения соответствия занимаемых ими должностей учитывается мнение коллектива, а на заседание комиссии приглашают представителя территориальной профсоюзной организации.
В рамках нормативно-методического обеспечения проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных учреждений Комитет МГО профсоюза принял участие в формировании контрольно-измерительных материалов для проведения квалификационных испытаний в автоматизированной системе.
За отчетный период шла работа по совершенствованию и принятию нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и интересы работников системы образования. В феврале 2013 г. МГО профсоюза направила в Московскую федерацию профсоюзов (МФП) и ДОгМ принципиальные замечания и предложения к подготовленному Департаментом труда и занятости населения проекту постановления Правительства Москвы «О мероприятиях по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы».  В апреле 2013 г. в Департамент МГО профсоюза направлены предложения для разработки проекта закона Москвы «Об образовании» концептуального характера, ориентированные преимущественно на дальнейшее укрепление правового статуса, включая прежде всего социально-трудовой и профессиональный статус педагогических работников, а также социально-правового статуса обучающихся (студентов) системы образования города (для приведения норм законов Москвы «Об образовании» в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Ежегодно МГО профсоюза участвовала в разработке и внесении изменений в Московское трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений в городе.
В течение последних пяти лет государственная политика в области высшего образования постоянно менялась. Неизменным оставалось то, что образование - сфера услуг и в нем главенствуют рыночные законы спроса и предложения.
В майских указах 2012 года Президент РФ В.В.Путин поставил перед Правительством РФ задачу обеспечить прорыв в экономическом и социальном развитии страны. Министерство образования и науки РФ разработало вместо не финансируемых в полном объеме государственных программ и федеральных целевых программ новые механизмы решения поставленных задач в виде «дорожных карт» и нормативно-подушевого финансирования. В них оно попыталось совместить и продолжение курса реструктуризации, и повышение качества образования. Вузы, имея явный недостаток бюджетного финансирования, испытывая постоянное административное давление МОН РФ и финансовых органов, стали вырабатывать собственную стратегию развития вуза. Практика показывает, что в тех вузах, где администрация сумела найти общий язык с первичной профсоюзной организацией как представителем работников, развитие вузов продолжается, а там, где совместной стратегии по разным причинам выработать не удалось, и зарплаты низкие, и перспектива сохранения вуза неясна.
Комитет МГО профсоюза совместно с первичными профсоюзными организациями вузов проводил анализ заработной платы и численности работников вузов. (См. табл. 1.)

Данные таблицы показывают достаточно хороший рост заработной платы, но они зафиксированы в абсолютных цифрах, а для отражения реального уровня жизни в динамике их необходимо корректировать с учетом роста индекса цен, который, по данным Росстата, за этот период составляет 17,2%, что уменьшает скорость роста заработной платы примерно в 2 раза.
Следующая таблица показывает изменение в вузах численности работников в целом и профессорско-преподавательского состава в частности. (См. табл. 2.)

Как видно из таблицы, вузы в первую очередь пошли по пути сокращения профессорско-преподавательского состава, к тому же на эту часть штатного расписания приходится большая доля фонда оплаты труда, а вот увеличение процента ППС в 2014 году связано со структурными преобразованиями (слияние, присоединение) вузов, в том числе и негосударственных.
Складывающаяся ситуация в высшем образовании потребовала от Комитета МГО профсоюза немедленного информирования своих первичных организаций об изменениях в государственной политике, законодательстве, особенностях финансирования. Процессы, происходящие в вузах в результате этих изменений, приводили к неоднократным обращениям к Президенту РФ, в Министерство образования и науки РФ, Государственную Думу, что давало некоторые положительные результаты.
Издание методических материалов и рекомендаций, использование данных мониторингов, проводимых Министерством образования и науки РФ и Комитетом МГО профсоюза, использование различных форм обучения как председателей, так и профактивов различных вузов, обмен лучшими практиками работы профкомов и выездные заседания секции председателей первичных профорганизаций вузов позволяли вырабатывать формы необходимых действий профкомов в вузе в условиях реструктуризации.

Развитие системы социального партнерства в сфере столичного образования
Система социального партнерства в сфере образования Москвы строится прежде всего на основе заключения и реализации городского (регионального) отраслевого соглашения, территориальных отраслевых соглашений в административных округах столицы, коллективных договоров образовательных организаций.
Городское отраслевое соглашение, заключаемое между Департаментом образования и МГО профсоюза, лежит в основе построения системы социального партнерства в сфере образования Москвы. Практика заключения городских отраслевых соглашений имеет уже многолетнюю историю, однако впервые новое соглашение заключено на трехлетний срок.  26 марта 2014 г. заключено отраслевое соглашение между Департаментом образования и Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования (зарегистрировано Комитетом общественных связей за №5 от 1 апреля 2014 г.).

По своей сути и главному назначению соглашение  стало правовым и организационным договорным фундаментом осуществления взаимодействия и совместной работы сторон для создания необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечения стабильной и эффективной деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования.
В числе наиболее важных и принципиальных нововведений в соглашение, которые предложила и на которых настаивала МГО профсоюза, следует отметить следующие позиции:
- для повышения уровня гарантий трудовых прав работников и обеспечения стабильности в деятельности государственных образовательных организаций стороны договорились, что в течение учебного года не осуществляются организационно-штатные мероприятия, которые могут повлечь высвобождение педагогических работников до окончания учебного года (подпункт 2.4.3);
- установление упрощенной процедуры проведения аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории педагогических работников образовательных организаций, входящих в ежегодный рейтинг, на основании результатов экспертного заключения организации, согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации (подпункт 2.4.4);
- закрепление положений, относящихся к введению принципов эффективного контракта, применительно ко всем категориям работников и с учетом особенностей труда педагогических работников (пункт 4.2);
- акцентирование внимания работодателей на выполнении определенных обязанностей в сфере трудовых отношений, в том числе по своевременному и в полном объеме перечислению за работников пенсионных страховых взносов и направлению данных персонифицированного учета в пенсионные органы (пункт 4.7);
- повышение гарантий трудовых прав педагогических работников путем обеспечения условий оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории при выполнении педагогической работы по иной должности, по которой не установлена квалификационная категория, в случаях, предусмотренных в приложении №3 к соглашению (пункт 5.9);
- определение положений, регулирующих установление и изменение учебной нагрузки педагогических работников как обязательного условия труда (пункт 6.3);
- расширение форм совместной работы и закрепление дополнительных мер по улучшению условий и охраны труда в образовательных организациях (подпункты 7.1.2 и 7.2.3, пункт 7.5);
- для обеспечения повышения эффективности профсоюзной деятельности предусмотрены дополнительные гарантии прав неосвобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов (пункт 9.2), а также гарантии уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда и членам совместных комитетов (комиссий) по охране труда (подпункт 9.1.4);
- зафиксированы рекомендации сторон работодателям по выстраиванию социально-партнерских отношений на локальном уровне (пункт 9.6).
Приказом Департамента от 14 октября 2014 г. №835 по согласованию с МГО профсоюза утвержден обновленный состав Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Отраслевая комиссия) как постоянно действующего органа социального партнерства на региональном отраслевом уровне, в который вошли по 7 представителей от каждой стороны.
В ходе реализации предыдущего соглашения усилия сторон были направлены в том числе и на обеспечение гарантий прав и условий деятельности первичных профсоюзных организаций государственных и муниципальных образовательных учреждений, включая установление доплаты председателю первичной профсоюзной организации из средств работодателя за выполнение общественно значимых функций по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов работников, участие в управлении образовательным учреждением.
Для дальнейшего повышения эффективности взаимодействия сторон на основе нового отраслевого соглашения на трехлетний период и в рамках обеспечения усиления контроля за соблюдением принятых сторонами обязательств сторонам необходимо активизировать работу Отраслевой комиссии, ввести в практику работы ежегодное проведение анализа выполнения обязательств отраслевого соглашения как отдельно сторонами по своим обязательствам, так и совместно.
За истекший период предприняты определенные шаги и меры по развитию и совершенствованию социального партнерства на территориальном (окружном) и локальном уровнях. Положения и рекомендации соглашения, как правило, находят закрепление в территориальных отраслевых соглашениях, а также в коллективных договорах, обеспечивших, к примеру, по итогам 2012 года охват около 90% работников отрасли коллективно-договорным регулированием, а по итогам 2013 г. - уже только 75%. На снижение охвата коллективно-договорного регулирования и количества коллективных договоров в 2013-2014 годах существенно повлиял продолжившийся процесс реорганизации образовательных учреждений. Все территориальные профсоюзные организации заключают территориальные отраслевые соглашения с окружными управлениями образования. Комитет МГО профсоюза настаивает на наличии у всех первичных профсоюзных организаций реально действующего зарегистрированного коллективного договора. Вместе с тем следует отметить, что актуальность проблемы обеспечения реальной взаимной заинтересованности и эффективности совместной работы сторон на всех уровнях социального партнерства на базе отраслевых соглашений и коллективных договоров по-прежнему сохраняется.
Цель профсоюзного мониторинга 2013 года по социальному партнерству в сфере образования - получение общей информации о системе взаимодействия сторон на территориальном и локальном уровнях социального партнерства, анализ и оценка состояния и перспектив развития системы социального партнерства, обеспечение принятия необходимых решений для дальнейшего укрепления и совершенствования социально-партнерских отношений на всех уровнях.
В мониторинге приняли участие 1929 первичных профсоюзных организаций (57% от общего числа) и все территориальные профсоюзные организации. Результаты мониторинга обобщены, проанализированы и подробно представлены в аналитической информации. Итоговые материалы мониторинга направлены для информации и использования в работе в департамент, окружные управления образования, МФП, Комитет общественных связей, размещены на сайте МГО профсоюза. 
Для оказания практической помощи территориальным и первичным профсоюзным организациям реорганизуемых и реорганизованных образовательных учреждений были подготовлены рекомендации по организации и осуществлению деятельности территориальных и первичных профсоюзных организаций в условиях реорганизации образовательных учреждений с образцами необходимых документов (направлены письмом МГО профсоюза от 13 ноября 2013 г. №01-12-04/13 и размещены на сайте).
После принятия Федерального закона «Об образовании в РФ», изменения системы финансирования вузов и перехода на субсидирование возрастает роль коллективного договора в вузе, так как  он правовой документ, в котором можно регулировать трудовые отношения и закрепить меры социальной поддержки работников. МГО профсоюза  выпустила несколько методических сборников для вузов по содержанию коллективного договора, а также по разработке систем оплаты труда в вузе, которые стали приложением к коллективному договору. В отчетный период был проведен  анализ коллективных договоров, который показал повышение эффективности действующих договоров. Однако среди коллективных договоров вузов России москвичи входят в десятку лучших по решению социально-бытовых вопросов, но не по решению  проблем трудовых прав и гарантий работникам. Поэтому одним из направлений деятельности профсоюзных комитетов вузов должно быть повышение эффективности договорного регулирования социально-трудовых отношений. На это же направлены и проводимые Центральным советом профсоюза конкурсы коллективных договоров. Если в прошлом конкурсе коллективный договор МГТУ им. Н.Э.Баумана занял 3-е место, то в 2014 году - второе место, коллективный договор МАДИ с 19-го места переместился на 17-е, вновь среди лучших - коллективный договор МАИ.
Прошедшие отчетно-выборные конференции показали, что 63% вузовских первичных профсоюзных организаций, объединяющих работников вузов, имеют численность более 50% и стали полноправными представителями своих коллективов. Однако во многом работа профкомов остается на уровне 90-х годов. Профкомы не используют современные формы информации, недостаточно организована работа профбюро и профоргов, основной упор в своей работе они  делают на культурно-массовую работу и выдачу материальной помощи, а не на реализацию представительской и защитной функций.
В Послании Президента РФ В.В.Путина в 2014 г. перед вузами поставлены амбициозные задачи по подготовке кадров для решения задач в производственной высокотехнологической сфере, по существенному повышению воспитательной работы во всей сфере образования. Это потребует от профсоюзных организаций новых методов работы, повышения информационной составляющей, серьезного договорного регулирования социально-трудовых отношений, применения инновационных форм деятельности.
Результаты профсоюзного мониторинга и анализ работы территориальных и первичных профсоюзных организаций свидетельствуют о том, что к числу основных трудностей и проблем общего характера, которые влияют на осуществление договорного регулирования и качество развития системы социального партнерства в сфере образования, относятся:
- нестабильность в деятельности образовательных организаций и коллективно-договорного регулирования в них в результате проводимого с 2011 года широкомасштабного процесса реорганизации образовательных учреждений;
- сохраняющиеся в большей массе своей пассивность и формальное отношение к коллективным договорам и отраслевым соглашениям как некоторых членов профсоюза, так и социальных партнеров профсоюзов - работодателей (их представителей) и органов управления в сфере образования;
- профессиональная загруженность неосвобожденных председателей первичных профсоюзных организаций на основной работе;
- недостаточная нормативно-методическая поддержка при осуществлении коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;
- отсутствие действенных дополнительных инструментов мотивации сторон социального партнерства по развитию и совершенствованию системы взаимоотношений на основе заключения и реализации коллективных договоров и отраслевых соглашений, прежде всего проработанной и обоснованной системы оценки их эффективности, позволяющей объективно использовать конкурсные механизмы оценки и мотивации социальных партнеров на всех уровнях.
Проведенный профсоюзный мониторинг показал, что социальное партнерство в учреждениях образования Москвы на территориальном и локальном уровнях осуществляется с различной степенью активности и эффективности, но при этом  есть общие проблемы и вопросы, на которые необходимо в ближайшее время обратить особое внимание территориальных и первичных профсоюзных организаций.
Всем первичным и территориальным профсоюзным организациям, а также Комитету МГО профсоюза предложено рассмотреть на заседаниях выборных коллегиальных профсоюзных органов вопрос о развитии социального партнерства в сфере образования с принятием необходимых мер по следующим приоритетным на данном этапе основным проблемам:
    Повсеместное создание в округах и в образовательных организациях постоянно действующих отраслевых окружных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и комиссий для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения коллективного договора как органов социального партнерства на территориальном отраслевом и локальном уровнях.
    Формирование действенного механизма осуществления контроля за выполнением соглашений и коллективных договоров.
    Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности территориальных и первичных профсоюзных организаций в сфере социального партнерства.
К числу необходимых и основных мер по обеспечению дальнейшего развития системы социального партнерства в сфере образования на всех уровнях следует отнести:
- проведение заседаний выборных коллегиальных органов с рассмотрением вопросов социального партнерства (не реже 2 раз в год);
- совместную (органы управления в сфере образования, работодатели и профсоюзные организации) организацию и регулярное проведение обучающих семинаров по вопросам заключения и реализации отраслевых соглашений и коллективных договоров, а также других мероприятий в различных форматах по тематике социального партнерства;
- обеспечение полного интернет-представительства территориальных и первичных профсоюзных организаций с обязательным отражением вопросов социально-партнерского взаимодействия, а также  наличие такой информации на сайтах органов управления в сфере образования и образовательных учреждений;
- проработку вопросов реализации механизма проведения единой коллективно-договорной кампании;
- введение профсоюзного электронного реестра территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров во взаимодействии с КОС;
- разработку системы оценки качества и эффективности как территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров, так и их выполнение, в том числе с учетом их экономической эффективности;
- введение обязательной предварительной профсоюзной правовой экспертизы проектов территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров;
- упорядочение и совершенствование работы по представлению профсоюзными организациями ежегодной отчетности по коллективно-договорной кампании.