Авторитет профсоюзной организации, ее способность эффективно представлять и защищать интересы работников перед работодателем, да и само право на представительство зависит от количества и активности членов профсоюза. Поэтому важнейшей задачей комитета МГО профсоюза, его территориальных и первичных профсоюзных организаций стало вовлечение работников образования в профсоюз и активную профсоюзную деятельность, формирование у членов профсоюза готовности самим решать проблемы, возникающие в образовательных организациях.
В структуре МГО профсоюза на 1 января 2014 года насчитывались 11 территориальных и 2164 первичные профсоюзные организации. В связи с реорганизацией образовательных учреждений, переходом некоторых организаций из системы образования в другие сферы количество первичных профсоюзных организаций уменьшилось на 1705. Процессы, связанные с созданием многопрофильных образовательных комплексов и объединением высших учебных учреждений, продолжаются по настоящее время. В 2014 году созданы первичные профсоюзные организации ветеранов педагогического труда, которые вошли в состав территориальных профсоюзных организаций.
Численность МГО профсоюза на 1 января 2014 года составляла 340092 члена профсоюза. Среди них 183673 - работающие члены профсоюза, 146222 члена профсоюза - студенты, 10195 - неработающие пенсионеры. Охват профсоюзным членством от числа работающих составил 72%. За 2010-2014 годы численность МГО профсоюза уменьшилась на 5%.
Реализуя решения VI отчетно-выборной конференции, Комитет МГО профсоюза, территориальные и первичные профсоюзные организации направляли свои усилия на укрепление организационной целостности, сохранение членской базы профсоюза, повышение мотивации участия в деятельности профсоюза.
В этих целях:
    проводилась работа по развитию социального партнерства на всех уровнях, направленная на реализацию представительской функции профсоюзных организаций, повышение роли городского отраслевого соглашения, коллективных договоров в образовательных учреждениях;
    расширены и конкретизированы позиции по представлению интересов работников, включая систему СПО, в соглашении между Департаментом образования Москвы и МГО профсоюза, обеспечивались взаимные консультации сторон социального партнерства при разработке нормативных актов, касающихся социально-трудовых отношений, в том числе за счет активизации работы городской отраслевой комиссии;
    значительно расширены гарантии коллегиальных органов профсоюза и их неосвобожденных руководителей;
    осуществлялся анализ тенденций развития образования, мониторинг основных процессов, проходящих в системе образования, и формировалась и гласно высказывалась позиция МГО профсоюза, вносились предложения и принимались меры к ее учету органами исполнительной власти, управления образования, ректорами вузов, руководителями образовательных учреждений города;
    принималось участие в разработке и внедрении новых систем оплаты труда как в системе учреждений ДОгМ, так и на уровне высшей школы, исходя из принципа учета и качества труда, объективности их оценки;
    практиковалось проведение акций по сбору коллективных подписей при направлении обращений по вопросам, затрагивающим социально-трудовые интересы членов профсоюза, Президенту РФ, в органы законодательной и исполнительной власти, прежде всего по вопросу оплаты труда, проведения индексации заработной платы и студенческой стипендии;
    обеспечивался профсоюзный контроль за соблюдением норм законодательства в осуществлении процедур реструктуризации образовательных учреждений и соблюдения в их ходе прав работников - членов профсоюза, что позволило препятствовать неправомерным действиям работодателей и не допустить массового сокращения численности и штата работников;
    обеспечено участие всех структур МГО профсоюза в государственно-общественном управлении, включая городской, территориальный уровни, все виды образовательных учреждений:
    проводилась большая работа по осуществлению правозащитной деятельности, обеспечивающая разрешение индивидуальных трудовых конфликтов, представления интересов членов профсоюза на всех уровнях рассмотрения;
    достигнуты успехи в совместной работе МГО профсоюза и представителей работодателей, органов управления образованием в вопросах охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест, создания системы управления охраной труда;
    совместно с Московской федерацией профсоюза удалось сохранить финансирование детского отдыха из городского бюджета и оздоровление студентов из средств вузов;
    в работе с профсоюзными кадрами уделялось внимание повышению эффективности их деятельности, формированию кадрового резерва, совершенствованию системы профсоюзной учебы, форм активного участия первичной профсоюзной организации в городских мероприятиях, конкурсах, акциях;
    проводилась работа по изменению структуры, укрупнению первичных профсоюзных организаций в связи с реструктуризацией образовательных учреждений, направленная на сохранение членской базы и обеспечение условий для работы в новых условиях;
    значительно изменилось информационное пространство профсоюзной работы: появились сайты МГО и территориальных организаций профсоюза, страницы и сайты ТПО, усилилась и стала более эффективной работа со СМИ, появился видеоселектор «Профсоюзный час»; продолжился выпуск информационных бюллетеней, журнала «Современный детский сад», газеты «Московский студент»; появились группы в социальных сетях;
    в области финансовой работы МГО профсоюза территориальные и первичные профсоюзные организации руководствовались уставными задачами и необходимостью рационального подхода к расходованию средств, обеспечивали привлечение дополнительных средств из других источников для обеспечения стабильной деятельности организации и реализации социальных программ профсоюза;
    обеспечено расширение перечня социальных программ, увеличен общий охват ими членов профсоюза, объем средств, направляемых из профсоюзного бюджета.
Решения VI отчетно-выборной конференции в основном выполнены.
Вместе с тем в работе Комитета Московской городской организации профсоюза, территориальных и первичных профсоюзных организаций остается немало нерешенных проблем и нереализованных возможностей. В течение всех пяти лет наблюдалась тенденция к некоторому снижению численного состава МГО профсоюза, что стало следствием как объективных причин (реструктуризация сети, сокращение численности работающих, передача организаций в другие системы, аутсорсинг, рост заработной платы), так и недостаточной эффективности работы всех звеньев профсоюзной структуры.
Обратную связь между профсоюзными органами и членами профсоюза в полной мере осуществить не удалось. Первичные профсоюзные организации, члены профсоюза продолжают зачастую оставаться пассивными сторонними наблюдателями, ожидающими решений «сверху» и не готовыми к отстаиванию своих прав. Информационные потоки не достигают каждого члена профсоюза.
Инфраструктурные изменения как в целом в системе образования, так и в построении первичных профсоюзных организаций часто приводят к снижению эффективности профсоюзной работы на местах. Председатели первичных профсоюзных организаций, коллегиальные выборные органы на всех уровнях МГО профсоюза не освоили современные приемы, не используют инновационные подходы в работе, в том числе мотивации к вступлению в профсоюз работников образовательных учреждений, и прежде всего молодежи.
Профсоюз испытывает кадровый голод. Притока молодых, способных к решению новых задач и работе в новых условиях, руководителей первичных профсоюзных организаций и других уровней профсоюзной структуры не наблюдается.
В целом профсоюзное движение находится в стагнации и не удовлетворяет полностью ожиданий членов профсоюза.
Проверки соблюдения трудового законодательства, в том числе в области охраны труда, показали, что продолжают наблюдаться многочисленные нарушения работодателей, ущемляющие права работников. При этом коллективные договоры имеют недостаточную эффективность, не обеспечивают в полной мере соблюдение законных интересов, прав и гарантий работников. В ряде случаев наблюдается усиление давления со стороны работодателей на работников и их представителей.