Моей любимой цитатой на сегодня остается фраза, которую я обнаружила в качестве эпиграфа к книге Кена Робинсона «Образование против таланта»: «Мы никогда не сможем ориентироваться в сложном мире будущего, если начнем смотреть только в зеркало заднего вида. Будем так поступать - обнаружим, насколько мы все не в своем уме». Каждый из нас любит сравнивать сегодня и вчера, находя преимущества в прошлом, касается ли это жизни вообще, образования, развития общества, воспитания детей или других глобальных явлений и событий. Я думаю, это правильно и поучительно, ведь мы основываемся на полученном в прошлой жизни опыте и можем делать свои суждения. Однако, остановившись на этом, не сделав взгляд в будущее, мы так и будем смотреть в зеркало заднего вида, а ведь главное - определить, что ждет или, вернее, как мы можем повлиять на то, что нас ждет впереди, через год и пять, а то и больше.  Касается ли это нашего собственного будущего, завтрашнего дня наших детей или перспектив нашей организации, очень важно связать ось прошлого-настоящего и будущего, определить новые траектории, горизонты, выходы.
Сначала взгляд в зеркало заднего вида. Поводом для этого стало формальное событие - отчетно-выборная кампания в профсоюзе, которая проходит каждые пять лет. И тогда ты начинаешь жить не в настоящем, а в оценке ретроспективы и понимаешь, что за это время случилась целая эпоха и все стало другим.
Наша пятилетка - эпоха. Это новые государственные образовательные стандарты, новые профессиональные стандарты, реорганизация на всех уровнях, Закон «Об образовании в РФ», «дорожные карты», социальные указы президента, новые системы оплаты труда, эффективный контракт, новые подходы к стипендиальному обеспечению студентов, требование повышения качества, эффективности, результативности, «электронификацию» всей образовательной жизни.
За эти годы мы получили новые условия, ресурсы, возможности, новую, значительно большую заработную плату. Многие почувствовали вкус к работе по-новому. Наверное, этим в первую очередь объясняются выросшие результаты педагогов и учеников.
Хотя как следствие мы получили и сокращение штатов, недавно еще неизвестный аутсорсинг, интенсификацию труда, но, к сожалению, не повышение производительности педагога как в вузе, так и в школе, жесткую конкуренцию между педагогами и учреждениями, кратное увеличение случаев нарушения трудовых прав работников, более жесткую для работника среду.
Пять лет назад в московской школе не шла речь о прелестях (справедливости и оправданности) срочного контракта для учителя, никто не пытался заставить отбывать на рабочем стуле 36 рабочих часов, никто  не рвался во что бы то ни стало добыть бонусные баллы. И портфолио тогда было  не обыденностью, а экзотикой. А в вузе тогда печалились о своей безденежной участи, о переходе на бакалавриат и магистратуру, а теперь считают потери в численности и увеличившуюся нагрузку.
Теперь для всех работников нашей сферы главное - сохранить  рабочее место, не попасть под сокращение. Значит, будем терпеть, молчать и обсуждать и жаловаться все на той же кухне? Перефразируя, скажу: каждый педагогический народ достоин той системы управления, которую терпит.  А он терпит и все больше уходит в себя. Но то, что кажется спокойствием в коллективах, чаще всего   миф. Слом открытого сопротивления предлагаемым реформам произошел, но ему на смену пришло или безразличие («На мой век хватит!»), или психологическое отторжение, отражающееся на учениках и студентах. Победу нельзя принести на чужих плечах, она приходит в общей колонне, с пониманием цели, своего места и своей значимости. А человек, боящийся потерять работу, не испытывающий стабильности и считающий себя винтиком, о победе не мыслит. Много у нас таких или мало - каждый даст свой ответ. Но сколько бы их ни было, это повод задуматься и скорректировать свои шаги.
При этом я уверена, что профессионал всегда будет нужен своему вузу, школе, так как именно такие люди становой хребет любой организации и системы. Их надо растить и лелеять, расширяя их число. К слову сказать, в общеобразовательных учреждениях движение к консолидации, взаимопониманию и взаимодействию стало устойчивым трендом. Наверное, это тоже влияет на положительную динамику результатов. Слава богу, мы ушли от ситуации рекламы «Twix», когда хозяева двух кондитерских фабрик, заливая шоколадом хрустящие палочки, один сверху вниз, а другой вертикально, не хотят объединяться, потому что «они о себе слишком много думают». В вузах объединение тоже проходит болезненно, в том числе и профсоюзных организаций. На мой взгляд, профсоюзный фон этих вузовских объединений пассивный и малоэффективный.
Все сказанное непосредственно касается и профсоюза. Мы ведь не живем изолированно, мы часть общей системы и принимаем свои решения вслед за готовящимися или принятыми административными. Здесь приходится быть и экспертом, и борцом, и дипломатом, и помощником, и оппонентом. Постоянно приходится помнить, что политика - это искусство возможного. Главное эту возможное видеть, а не начинать с отрицания.
Казалось бы, в таких условиях, когда необходимо влиять на происходящие процессы, люди должны были бы сплотиться в профсоюзе, использовать свои права и возможности, сделать его рупором своих опасений и требований.  Начиная, конечно, с рабочего места - школы, детского сада, вуза. Ведь все наши организации получили больше ресурсов, больше самостоятельности и теперь вполне могут решать свои проблемы внутри себя. На самом деле это произошло далеко не повсеместно и, даже более того, мало где. Даже готовность  решать проблемы не возникла. Зато то положительное, что ощутили на себе педагоги в прошедшем периоде, - повышение заработной платы - привело к  эффекту бумеранга: цена одного процента от зарплаты в виде взноса оказалась для части членов нашего профсоюза не по плечу.
Жаль, ведь профсоюз продолжает оставаться единственной, самой массовой, структурированной и обладающей законодательно установленными правами по представительству и защите интересов работников.
Как председатель МГО профсоюза, хочу сказать, что все прошедшие пять лет мы были рядом, писали и выступали, проверяли и консультировали, обучали и разъясняли, организовывали и инициировали, помогали и поддерживали. Об этом вы прочитаете в нашем отчете о работе за пять лет в нынешнем номере «УГ-М». Конечно, хотелось бы достигнуть большего, ведь плох тот солдат... И мы будем к этому стремиться.
Ну и немного о выборе пути, о будущем. Для профсоюза оно во многом задается развитием системы образования в целом, уровнем развития общества, социально-экономической ситуацией. Достаточно посмотреть на наши лозунги пятилетней давности, тексты обращений и петиций, формы массовых акций, чтобы понять, как далеко мы продвинулись - и общество, и система, и профсоюз.
Что будет  дальше происходить с отношением государства к финансированию образования и повышением заработной платы работников, с повышением конкурентоспособности педагогической профессии, зеркально отразится на работниках, их мотивации, отдаче в работе, их настроениях, а значит, результатах. Что будут делать руководители коллективов по выстраиванию социального партнерства, по обеспечению уважения к правам работника, не может не отразиться на развитии первичных профсоюзных организаций, да и всего коллектива. Что будут делать первичные профсоюзные организации по реализации своих прав, повышению своей роли в жизни образовательного учреждения, не может не сказаться на авторитете первички и всего профсоюза.
МГК профсоюза будет стремиться активно участвовать в этих процессах. Среди главных своих задач мы видим:
- поднятие авторитета первичной профсоюзной организации, повышение эффективности ее работы, поднятие авторитета профсоюза;
- расширение представительской функции профсоюза, противодействие нарушениям прав работников, поддержку членов профсоюза в реализации их трудовых прав;
- работу с профсоюзными кадрами и особенно резервом на должность председателя ППО, расширение гарантий для руководителей первичек, создание системы стимулов для повышения привлекательности профсоюзной деятельности;
- развитие мотивации у членов профсоюза к участию в активных формах профсоюзной работы, в первую очередь у молодежи, поддержку творческой инициативы членов профсоюза, поддержку профессионального роста и развития;
- расширение информационного пространства профсоюза, в первую очередь через электронные средства коммуникации, создание системы обратной связи с включением в нее каждого члена профсоюза;
- участие в государственно-общественном управлении на всех уровнях и расширение социального партнерства не только в области непосредственно трудовых отношений, но и с другими общественными социально ориентированными организациями, профессиональными ассоциациями;
- расширение системы социальной поддержки членов профсоюза.
Эти задачи не единственное, что определит нашу работу. Главное - это общность взглядов и понимание того, что профсоюз - это мы все вместе, готовые к взаимным действиям и способные  добиться их успеха. А слово вместе вмещает много, сотни тысяч частичек со своим «я», своими интересами и заботами, но и способностями и возможностями.
Приходите в профсоюз, будем вместе!

Марина ИВАНОВА, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования