Всем известно, что очень серьезное масштабное повышение зарплаты учителей в столице началось раньше, чем это произошло и происходит в других регионах Российской Федерации. Оптимизация сети образовательных организаций, пересмотр подходов к аттестации руководителей школ и учителей здесь, по сути дела, лоббируется на федеральном уровне, апробируется для того, чтобы это появилось в других регионах РФ.
Мы, ставя цели и задачи, всегда исходим из того, что все эти изменения, касаются ли они повышения зарплаты учителей или других педагогических работников, изменений в сети образовательных организаций, стандартов, оснащения школ, должны работать на одну самую главную задачу - повышение качества нашего образования и обеспечения для каждого ребенка доступа к качественному образованию независимо от социального положения семьи и места проживания. Исходя именно из этого, мы оцениваем процессы, происходящие сегодня в московском образовании, в других российских регионах.
Мы понимаем, что очень важно при всех нововведениях сохранять хорошо работающие педагогические коллективы, обеспечивать многообразие педагогических подходов, технологий и методик. Но педагогический коллектив может сохраняться, развиваться не только в форме юридического лица. Очень важно при тех объединениях, которые сегодня происходят в Москве, при формировании крупных многопрофильных образовательных комплексов отслеживать то, чтобы уникальные педагогические коллективы и уникальные учителя сохраняли свои возможности и расширяли возможности для апробации новых методов преподавания и творческих подходов. Вне зависимости от того, учится ли ребенок в небольшом химическом лицее или в большом многопрофильном холдинге, где есть детский сад, колледж, где в старшей школе обеспечивают большой выбор возможных профилей, наша задача состоит в полном обеспечении всех государственных гарантий, которые дают гражданам Закон «Об образовании в РФ» и другие законы нашей страны.
Важнейшая задача - и об этом говорили на заседании исполкома - это повышение заработной платы педагогов. В Москве заработная плата начала расти раньше, чем по всей России, но за последние два года в среднем по нашей стране мы отмечаем очень высокую динамику роста доходов педагогических работников. В 2013 году заработная плата выросла на 40 процентов, мы прогнозируем рост еще на 20 процентов по всем категориям педагогических работников. Конечно, заработная плата в дошкольных образовательных организациях была очень низкая, поэтому она будет расти быстрее, в высшем образовании рост будет продолжаться медленнее, по школам большая часть регионов уже вышла на выполнение показателя: учительская зарплата = сто процентов средней зарплаты в соответствующем регионе, поэтому рост зарплат школьных педагогов уже не будет таким большим, как это было в последнее время. Мы крайне рады тому обстоятельству, что в системе образования рост зарплат произошел быстрее, чем в других отраслях экономики и социальной сферы. Нет никакой другой отрасли в экономике, где зарплата росла бы такими темпами. Сейчас перед нами стоит задача по мере достижения целевых показателей удерживать их на заданном уровне, проводить своевременную индексацию.
Не менее, а может быть, и более важно понимать, что заработная плата - один из элементов трудовых отношений, что, повышая зарплату, надо думать и обо всем остальном - о системе аттестации, повышении квалификации учителей, о создании для каждого из них условий для дальнейшего постоянного личностного и профессионального совершенствования. Именно это и называется не очень удачным словом «эффективный контракт». Все мы понимаем, что это целостная система трудовых отношений между обществом, с одной стороны, и учительством, педагогическим работником - с другой. Здесь, мы считаем, ключевую роль сыграет профессиональный стандарт учителя и воспитателя, который утвержден и будет поэтапно вводиться в действие. При этом крайне важны именно этапность и последовательность, поскольку и сам стандарт, и мы исходим из того, что нельзя требовать от человека то, чему его не учили. Введению профессионального стандарта педагогической деятельности должна предшествовать масштабная работа по повышению квалификации во всех без исключения российских регионах, по выработке новых подходов к аттестации педагогов на всех уровнях и руководителей образовательных организаций.
По мере того что будет уверенность в том, что тот или иной регион готов к полномасштабному внедрению стандарта, его будут вводить. Срок начала внедрения стандарта отодвинут на начало 2017 года, можно бы срок установить и раньше, но у наших регионов разная степень готовности, и поэтому тем регионам, которые будут готовы к внедрению стандарта раньше, мы будем способствовать, оказывать поддержку.
Очень важно, чтобы заработная плата росла не за счет роста нагрузки, чтобы система оплаты труда была справедливой, учитывала трудовой вклад и уровень квалификации каждого работника. А это в свою очередь уже означает, что нужен серьезный оклад. Мы считаем, что доля оклада в общем объеме доходов не должна быть ниже 55 процентов, так как иначе она не будет стимулирующим фактором и гарантией высокого социального статуса педагога, в чем заключается наша основная задача. Естественно, премиальные, дополнительные выплаты должны учитывать уровень квалификации и вклад в результаты работы школы и педагогического коллектива. Здесь нам также предстоит провести большую работу по анализу тех систем оплаты труда, которые используют в регионах, выявить положительные и отрицательные стороны по выработке разумных подходов к оплате труда прежде всего учительства, чтобы каждый был уверен в честности и прозрачности той системы, которую используют в конкретной школе.
Ясно, что мы не можем не учитывать ту непростую социально-экономическую ситуацию, которая складывается и скорее всего будет продолжаться и в 2015, и в 2016 году. Нам важно в этих условиях, чтобы не просто номинальная зарплата росла, но чтобы и реальная зарплата увеличивалась, чтобы мы вели постоянный мониторинг тех процессов, которые происходят, с точки зрения оплаты труда, с точки зрения высвобождения педагогов, если оно будет происходить - в дошкольном и общем образовании количество детей год от года будет увеличиваться, поэтому у нас нет никаких причин считать, что будет снижение количества учителей. Наоборот, с каждым годом будет расти количество воспитателей и учителей, педагогов дополнительного образования. Конечно, будет происходить обновление педагогического корпуса, будут приходить молодые педагоги - выпускники педагогических вузов и колледжей. Одновременно будет работать новая система аттестации, крайне важно обеспечить твердую гарантию трудовых прав всех тех, кто работает в системе образования.
 Более сложная система в высшем образовании, так как количество студентов будет уменьшаться в следующие годы. Сокращение будет серьезным, и высшие учебные заведения будут вынуждены сокращать количество преподавателей. Тут нужны меры по смягчению этой ситуации, мы уже запланировали переподготовку вузовских преподавателей, чтобы они могли работать в старших классах школ, думаем о привлечении иностранных студентов, поскольку у нас очень многие вузы привлекательны для обучения студентов, приезжающих к нам из других стран, о развитии в вузах научной, инновационной, проектной деятельности, прежде всего того, что создает дополнительные рабочие места для преподавателей и других вузовских работников.
Тем не менее ситуация в ближайшее время будет непростой, поэтому мы договорились с председателем Общероссийского профсоюза образования Галиной Меркуловой, что создадим постоянно действующую рабочую группу по мониторингу социальных процессов в сфере образования и всего того, что связано с трудовыми отношениями, динамике изменений в сфере образования.

На заседании исполкома ЦС профсоюза мы рассмотрели и обсудили итоги работы московской системы образования. Мы все понимаем, что Москва была, есть и, я думаю, будет оставаться лидером российской системы образования. Очень многое из того, что происходит в Москве сегодня, будет происходить в других регионах в будущем.

сем известно, что очень серьезное масштабное повышение зарплаты учителей в столице началось раньше, чем это произошло и происходит в других регионах Российской Федерации. Оптимизация сети образовательных организаций, пересмотр подходов к аттестации руководителей школ и учителей здесь, по сути дела, лоббируется на федеральном уровне, апробируется для того, чтобы это появилось в других регионах РФ.
Мы, ставя цели и задачи, всегда исходим из того, что все эти изменения, касаются ли они повышения зарплаты учителей или других педагогических работников, изменений в сети образовательных организаций, стандартов, оснащения школ, должны работать на одну самую главную задачу - повышение качества нашего образования и обеспечения для каждого ребенка доступа к качественному образованию независимо от социального положения семьи и места проживания. Исходя именно из этого, мы оцениваем процессы, происходящие сегодня в московском образовании, в других российских регионах.
Мы понимаем, что очень важно при всех нововведениях сохранять хорошо работающие педагогические коллективы, обеспечивать многообразие педагогических подходов, технологий и методик. Но педагогический коллектив может сохраняться, развиваться не только в форме юридического лица. Очень важно при тех объединениях, которые сегодня происходят в Москве, при формировании крупных многопрофильных образовательных комплексов отслеживать то, чтобы уникальные педагогические коллективы и уникальные учителя сохраняли свои возможности и расширяли возможности для апробации новых методов преподавания и творческих подходов. Вне зависимости от того, учится ли ребенок в небольшом химическом лицее или в большом многопрофильном холдинге, где есть детский сад, колледж, где в старшей школе обеспечивают большой выбор возможных профилей, наша задача состоит в полном обеспечении всех государственных гарантий, которые дают гражданам Закон «Об образовании в РФ» и другие законы нашей страны.
Важнейшая задача - и об этом говорили на заседании исполкома - это повышение заработной платы педагогов. В Москве заработная плата начала расти раньше, чем по всей России, но за последние два года в среднем по нашей стране мы отмечаем очень высокую динамику роста доходов педагогических работников. В 2013 году заработная плата выросла на 40 процентов, мы прогнозируем рост еще на 20 процентов по всем категориям педагогических работников. Конечно, заработная плата в дошкольных образовательных организациях была очень низкая, поэтому она будет расти быстрее, в высшем образовании рост будет продолжаться медленнее, по школам большая часть регионов уже вышла на выполнение показателя: учительская зарплата = сто процентов средней зарплаты в соответствующем регионе, поэтому рост зарплат школьных педагогов уже не будет таким большим, как это было в последнее время. Мы крайне рады тому обстоятельству, что в системе образования рост зарплат произошел быстрее, чем в других отраслях экономики и социальной сферы. Нет никакой другой отрасли в экономике, где зарплата росла бы такими темпами. Сейчас перед нами стоит задача по мере достижения целевых показателей удерживать их на заданном уровне, проводить своевременную индексацию.
Не менее, а может быть, и более важно понимать, что заработная плата - один из элементов трудовых отношений, что, повышая зарплату, надо думать и обо всем остальном - о системе аттестации, повышении квалификации учителей, о создании для каждого из них условий для дальнейшего постоянного личностного и профессионального совершенствования. Именно это и называется не очень удачным словом «эффективный контракт». Все мы понимаем, что это целостная система трудовых отношений между обществом, с одной стороны, и учительством, педагогическим работником - с другой. Здесь, мы считаем, ключевую роль сыграет профессиональный стандарт учителя и воспитателя, который утвержден и будет поэтапно вводиться в действие. При этом крайне важны именно этапность и последовательность, поскольку и сам стандарт, и мы исходим из того, что нельзя требовать от человека то, чему его не учили. Введению профессионального стандарта педагогической деятельности должна предшествовать масштабная работа по повышению квалификации во всех без исключения российских регионах, по выработке новых подходов к аттестации педагогов на всех уровнях и руководителей образовательных организаций.
По мере того что будет уверенность в том, что тот или иной регион готов к полномасштабному внедрению стандарта, его будут вводить. Срок начала внедрения стандарта отодвинут на начало 2017 года, можно бы срок установить и раньше, но у наших регионов разная степень готовности, и поэтому тем регионам, которые будут готовы к внедрению стандарта раньше, мы будем способствовать, оказывать поддержку.
Очень важно, чтобы заработная плата росла не за счет роста нагрузки, чтобы система оплаты труда была справедливой, учитывала трудовой вклад и уровень квалификации каждого работника. А это в свою очередь уже означает, что нужен серьезный оклад. Мы считаем, что доля оклада в общем объеме доходов не должна быть ниже 55 процентов, так как иначе она не будет стимулирующим фактором и гарантией высокого социального статуса педагога, в чем заключается наша основная задача. Естественно, премиальные, дополнительные выплаты должны учитывать уровень квалификации и вклад в результаты работы школы и педагогического коллектива. Здесь нам также предстоит провести большую работу по анализу тех систем оплаты труда, которые используют в регионах, выявить положительные и отрицательные стороны по выработке разумных подходов к оплате труда прежде всего учительства, чтобы каждый был уверен в честности и прозрачности той системы, которую используют в конкретной школе.
Ясно, что мы не можем не учитывать ту непростую социально-экономическую ситуацию, которая складывается и скорее всего будет продолжаться и в 2015, и в 2016 году. Нам важно в этих условиях, чтобы не просто номинальная зарплата росла, но чтобы и реальная зарплата увеличивалась, чтобы мы вели постоянный мониторинг тех процессов, которые происходят, с точки зрения оплаты труда, с точки зрения высвобождения педагогов, если оно будет происходить - в дошкольном и общем образовании количество детей год от года будет увеличиваться, поэтому у нас нет никаких причин считать, что будет снижение количества учителей. Наоборот, с каждым годом будет расти количество воспитателей и учителей, педагогов дополнительного образования. Конечно, будет происходить обновление педагогического корпуса, будут приходить молодые педагоги - выпускники педагогических вузов и колледжей. Одновременно будет работать новая система аттестации, крайне важно обеспечить твердую гарантию трудовых прав всех тех, кто работает в системе образования.
 Более сложная система в высшем образовании, так как количество студентов будет уменьшаться в следующие годы. Сокращение будет серьезным, и высшие учебные заведения будут вынуждены сокращать количество преподавателей. Тут нужны меры по смягчению этой ситуации, мы уже запланировали переподготовку вузовских преподавателей, чтобы они могли работать в старших классах школ, думаем о привлечении иностранных студентов, поскольку у нас очень многие вузы привлекательны для обучения студентов, приезжающих к нам из других стран, о развитии в вузах научной, инновационной, проектной деятельности, прежде всего того, что создает дополнительные рабочие места для преподавателей и других вузовских работников.
Тем не менее ситуация в ближайшее время будет непростой, поэтому мы договорились с председателем Общероссийского профсоюза образования Галиной Меркуловой, что создадим постоянно действующую рабочую группу по мониторингу социальных процессов в сфере образования и всего того, что связано с трудовыми отношениями, динамике изменений в сфере образования.