- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Данными Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.

По ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», включался в специальный стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.

Учитывая данные обстоятельства, Минтрудом РФ 21.07.2003 г. были даны следующие разъяснения: если на момент вступления в силу вышеупомянутых Правил женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 6 октября 1992 года), то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии.

В связи с выходом разъяснения Минтруда РФ все отказные пенсионные дела пересматривались, но вопрос решался положительно только в отношении тех женщин, у которых на 23.07.2002 г. (дата вступления в силу постановления от 11.07.2002 г. № 516) был необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

29 января 2004 г. Конституционный суд РФ принял постановление № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которое помогло окончательно решить проблему отпуска и пенсии.

Было подчеркнуто, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Для правильного разрешения проблемы учета периодов отпуска по уходу за ребенком в целях пенсионного обеспечения необходимо руководствоваться пунктом 3.3. указанного постановления, в котором четко изложена и подтверждена правовая позиция КС РФ по вопросу о сохранении ранее приобретенных пенсионных прав.

Конституционный суд РФ указал, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

С учетом всех обстоятельств суд пришел к выводу о том, что норма п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в силу которой исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Следовательно, руководствуясь этой позицией КС РФ, можно говорить о том, что правовые основания для отказа в зачете периодов отпуска по уходу за ребенком независимо от того, выработан педагогическим работником специальный стаж полностью либо частично, отсутствуют.