Еще в  советские времена к заочному образованию зачастую относились как к чему-то второсортному. Причины были: студентов собирали всего два раза в год перед сессией, быстро проводили с ними какие-то консультации, потом принимали экзамены. В  остальное время студенты должны были  выполнять контрольные, но готовили они их сами или им кто-то помогал, никто не знал. Известны случаи, когда выпускники вузов, попадая в армию, писали работы за своих командиров.
В мире давно вывели прямую зависимость уровня ВВП от количества людей с высшим образованием: чем их больше, тем ВВП выше. В России эта формула не работает, хотя мы и занимаем  одно из первых мест по числу дипломированных специалистов. Многие эксперты полагают, что это связано как раз с большим количеством заочников. Значит ли это, что заочное образование надо ликвидировать раз и навсегда? Нет, конечно. Ведь для многих  это единственная возможность получить диплом, и нельзя их этого права лишать. Но важно разобраться с формами и содержанием такого образования.
Есть по крайней мере три группы людей, которые получают сегодня заочное образование. Первые - это те, кто работает по специальности, имея среднее профессиональное образование. Директора школ всегда говорили, что лучший учитель -  тот, кто, окончив педучилище и поработав два-три года, пошел в институт на заочное отделение искать ответы на возникшие у него вопросы. Это педагог более высокого класса, чем обычный выпускник педвуза. Для таких студентов нужно составить разумный учебный план - конкретный, практико-ориентированный, без лишней «воды» и ненужных абстракций. В этом должны помочь столь горячо обсуждаемые сегодня профстандарты.
Вторая группа - люди, получающие заочно второе высшее образование. С каждым годом их становится все больше. Они решили изменить свою жизнь, заняться каким-то новым делом, но, как правило, все они уже работают, а потому не могут себе позволить очную учебу. Нужна ли им вся программа или хватит лишь какой-то ее части?  Это, пожалуй, один из самых сложных вопросов. Здесь, думаю, есть смысл подумать о создании системы сертификатов, дающих право на ту или иную профессиональную деятельность, для ведения которой вовсе не обязательно проходить всю программу высшего образования.
К сожалению, наиболее многочисленная категория - это студенты-заочники, которые хотят получить диплом о высшем образовании, не прикладывая особого труда и, как говорится, даже не вставая с дивана. Тут нужно, на мой взгляд, четко договориться, что этим людям мы не даем никакой профессии. Мы, безусловно, повышаем их общекультурный уровень, рассказываем им что-то о философии, иностранном языке, математике и естествознании, но это не значит, что, прослушав подобные курсы, они имеют право заниматься какой-либо профессиональной деятельностью. Любую профессию, в том числе и профессию учителя, нельзя получить, не выходя из дома. Нужно менять стандарты высшего образования и вводить модель, которую на Западе называют «liberal arts» - «свободные искусства». Это такая онегинская система: «Все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Просто не надо делать вид, что это «понемногу» имеет право считаться полноценным высшим образованием.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.