Задача образования состоит в том, чтобы приникнуть вместе с учеником к этому напряжению и динамически застыть в удивлении. Да-да, именно так - динамически застыть - это не опечатка. Только используя такие парадоксальные сочетания, можно хоть в малой степени приблизиться к описываемой реальности, которая схватывается где-то посередине полюсов парадоксов. В удивлении перед тайной до конца непостижимого мироздания. Человек - это бесконечно мизерная частичка необозримой Вселенной. Но в то же время эта частичка и неизмеримо выше всей Вселенной, так как только человек способен задавать бессловесному космосу вопросы. Здесь тайна слова и тайна человека. Подлинное образование - это в первую очередь искусство постановки вопросов. Ответ здесь второстепенен - он может быть и не найден или не до конца найден. Главное - подтолкнуть ученика задуматься над проблемой.
Мы, учителя, часто сетуем об ограничении свободы в системе образования. Но бедой поважнее, чем ограничение свободы в системе, является отсутствие воли в нас. Я иду по сказочной тропинке, и вот тропинка разветвляется на три дорожки. Мне, как и витязю на распутье, приходится выбирать определенное направление. Это свобода выбора. Звучит красиво! «А что вы переживаете, у учителей сейчас есть возможность выбирать между различными программами, а значит, есть и свобода», - доказывал мне недавно чиновник от образования. Свобода-то есть, только какая-то это мнимая свобода. Наличие выбора здесь не освобождает, а закрепощает учителя. Государство дает свободу, ограниченную выбором. А теперь представим себе другую картину: витязь вышел в степь, где все вокруг - простор. Конкретных дорог нет, к одной и той же цели ведут сотни путей. И это воля! Воля - это способность дышать свежим степным воздухом и самому ставить перед собой те или иные задачи, а также пути их решения. О таком соотношении свободы и воли писал отечественный философ В.В.Бибихин. Большинство российских учителей настолько привыкли к всякого рода планам сверху, что просто не представляют, как можно самому что-то перед собой вольно ставить и вольно решать. Я убежден, и педагогическая практика это подтверждает, что в современной школе есть место для реализации преподавательской воли учителя. Более того, именно такого педагога ученики любят и ждут - школьникам хочется непринужденно дышать на уроке, а не с трудом вдыхать спертый воздух «необходимых знаний».


Алексей ЧЕРНОВ, учитель истории, Рассказово, Тамбовская область